БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121.-греч. географ и историк. Род. в Амасии (M. Азия), путешествовал по Греции, M. Азии, Италии и Египту. Автор не дошедших до нас "Исторических записок", задуманных как продолжение истории Полибия и содержавших описание событий со 146 до н. э. (разрушение римлянами Коринфа и Карфагена) до ок. 31 до н. э. (видимо, до битвы при Акции), и "Географии", написанной ок. 7 до н. э. и продолжающей "Исторические записки". В "Географии" С. стремился описать ойкумену на основе сопоставления и обобщения всех известных к его времени данных; поэтому сочинение С. рассматривается в историографии как итог географических знаний античности. Из многих авторов, названных С., гл. его источниками являлись географы Эратосфен, Гиппарх, Полибий, Посидонип. Широко использовал С. малоазийскую традицию, особенно сведения историков Митридатовых войн (1 в. до н. э.), сообщения к-рых зачастую восходят к локальным историч. и географич. трудам; поэтому С. полно описаны Кавказ и Боспорское царство. По замыслу автора "География" должна была служить практич. руководством для рим. гос. деятелей, полководцев, провинциальной администрации, торговцев и т. д., поэтому она содержит большое количество историч., этнографич., бытовых сведений; в ряде случаев она является единственным источником. Из 17 кн. "Географии" только первые две носят теоретич. характер (посвящены математической географии), остальные содержат описание стран и областей (кн. 3-6-я - Испания, Галлия, Британия, Италия, Сицилия; кн. 7-10-я - Сев. и Вост. Европа, сев. Балканы, Греция; кн. 11- 14-я - Сев. и Вост. Причерноморье, M. Азия; кн. 15-17-я - Индия, Месопотамия, Аравия, Египет). "География" является фактически первым опытом историч. географии и представляет собой ценный историч. источник.

Изд.: The geography of Strabo. With an English translation, by H. L. Jones, v. 1-8, L., 1917 - 32; в рус. пер.- География, пер. и предисл. Г. А. Стратановского, Л., 1964.

Лит.: Арский Ф. H., Страбон, M., 1974; Aly W., Strabon von Amaseia, Bonn, 1957.


СТРАВИНСКИЙ Игорь Фёдорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов,-6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции], русский композитор и дирижёр. Сын певца Ф. И. Стравинского. Рано познакомился с отечеств, лит-рой, живописью, театром, музыкой. С 9 лет играл на фп., с 18 - самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно занимался на юридич. ф-те Петерб. ун-та (1900-05). С 1902 брал уроки у H. А. Римского-Корсакова, к-рого называл своим духовным отцом. "Фантастическое скерцо" и фантазия "Фейерверк" для оркестра (1908) - первые соч., привлёкшие внимание к композитору. Большую поддержку оказал ему С. П. Дягилев - организатор Русских сезонов в Париже, где состоялись премьеры балетов, принёсших С. мировую славу: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913). С 1910 жил попеременно в Париже, Швейцарии, России (в имении жены). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 - во Франции, в 1939 переехал в США (амер. подданство принял в 1945). За границей вёл концертную деятельность (исполнял собств. произведения, иногда соч. M. И. Глинки, П. И. Чайковского), к-рая приобрела особый размах после 2-й мировой войны 1939-45. В 1962 выступил с авторскими концертами в СССР.

В начале творч. пути С. испытал воздействие Римского-Корсакова, M. П. Мусоргского, Чайковского (музыку последнего высоко почитал и позднее). Сильным, но кратковременным оказалось влияние К. Дебюсси. Особый интерес у С. вызывал отечеств, фольклор, что наложило отпечаток на т. н. рус. период его творчества. Центр, произведение этих лет наряду с "Весной священной" - хореографич. кантата "Свадебка" (1914- 1923, "рус. хореографич. сцены с пением и музыкой на нар. тексты из собрания П. Киреевского"). С. обращался к нар. текстам, сюжетам, архаич. песенности. На этой основе выработалась оригинальная творч. манера - яркая, взрывчатая, динамичная, способствовавшая интонац. обновлению нац. стиля. Одновременно в его творчестве нашла отражение совр. гор. бытовая музыка. Архаич. и бытовой пласты совместились в балетной пантомиме с чтецом "История солдата -сказка о беглом солдате и чёрте" (1918). Здесь, как и в др. балетной пантомиме с пением "Байка про лису..." (1916), использован сюжет рус. нар. сказки. С. установил новый тип муз. спектакля (характерный для совр. условного театра), совмещающий различные театр.-сценич. приёмы: в балет вводится пение, муз. действие поясняется речевой декламацией и др.

В балете с пением "Пульчинелла" (на темы Дж. Б. Перголези, 1920) наметился, а в октете для духовых инструментов и концерте для фп. и духовых инструментов (оба 1923) закрепился переход к неоклассицизму (с этим направлением С. был связан до нач. 50-х гг.). Рус. тематика уступила место антич. мифологии, библейским текстам, вокальная музыка - инструментальной (в вокальных соч. использовались гл. обр. латинские и отчасти франц. тексты). Этим ослаблялось значение рус. нац. начала, хотя С. утверждал: "Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе" ("Комсомольская правда", 1962, 27 сент., с. 4). Для этих лет характерно освоение С. приёмов и средств европ. музыки периода барокко, старинной контра-пунктич. техники, мелодики итал. бельканто и др. Разнородные стилистич. пласты объединялись яркой художеств, индивидуальностью композитора. Однако со 2-й пол. 30-х гг. в творчестве проявились кризисные черты, неустойчивость и шаткость идейных исканий. Среди лучших произв. 20 - нач. 50-х гг. - операоратория "Царь Эдип" (1927), балет-аллегория "Поцелуй феи" (1928; использованы мелодии Чайковского), "Симфония псалмов" (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931), концерт для 2 фп. соло (1935), 2 симфонии (1940, 1945), балет "Орфей" (1947), опера "Похождения повесы" (1951).

В кон. 40-х-50-х гг. творч. манера С. претерпевает изменения: он обратился к додекафонии (методу А. Шёнберга), однако использовал эти приёмы письма в соответствии с присущим ему тональным мышлением. Тематика резко сужается - главенствуют духовные образы и сюжеты (перелом обозначила Месса, 1948), музыка становится более суровой, терпкой, нередко умозрительно усложнённой. Преобладают вокально-инструм. произведения (на лат. и англ, тексты). Наиболее значит, сочинения: кантата "Священное песнопение" ("Canticum sacrum", 1956), балет "Агон" ("Состязания", 1957), "Заупокойные песнопения" ("Requiem canticles", 1966) и др. Последнее произв. С.- обработка для камерного оркестра 2 песен X. Вольфа (1967).

С. принадлежат также лит. труды, преим. автобиографические; в них весьма дискуссионно освещаются нек-рые проблемы муз. эстетики, даются субъективные оценки и характеристики. На рус. яз. переведены: "Хроника моей музыкальной жизни" (1963), "Диалоги" (1971). Портрет стр. 543.

Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Книга о Стравинском, Л., 1929 Ярустовский Б. M-, И. Стравинский 2 изд., M., 1969; Друскин M. С. И. Стравинский Личность. Творчество Взгляды, Л.- M., 1974. M. С. Друскин


СТРАВИНСКИЙ Фёдор Игнатьевич [8(20).6.1843, Речицкий у. Минской губ.,-21.11(4.12).1902, Петербург], русский певец (бас). В 1869 окончил Нежинский юридич. лицей, в 1873 - Петерб. консерваторию по классу К. Эверарди. В 1873-76 пел на киевской сцене, с 1876- в Мариинском театре. Деятельность С.- яркая страница в истории рус. реалистич. исполнит, искусства. Певец боролся с оперной рутиной, большое внимание уделял драматич. стороне исполнения (мимике, жесту, сценич. поведению, гриму, костюму). Создал разнохарактерные образы: Ерёмка, Олоферн ("Вражья сила", "Юдифь" Серова), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Фарлаф ("Руслан и Людмила" Глинки), Голова ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Мамыров ("Чародейка" Чайковского), Мефистофель ("Фауст" Гуно и "Мефистофель" Бойто) и др. Мастерски исполнял характерные эпизодич. роли. Выступал в концертах.

Лит.: Богданов - Березовский В., Ф. Стравинский, М. -Л., 1951; Ф. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания, Л., 1972.


СТРАДЕЛЛА (Stradella) Алессандро [1.10.1644, Рим,-28 (или 25).2 (по др. данным, 1.3). 1682, Генуя], итальянский композитор, певец. Внёс вклад в развитие оратории, кантаты, создал произв. различных жанров, в т. ч. оперы. Был убит по наущению семьи Ломеллини (где давал уроки). Долгое время в лит-ре отсутствовали точные биографич. данные о С. Вокруг личности С. сложилась легенда о чудодейственной сил-е его музыки, о покушениях на него из-за ревности и мести (это легло в основу оперы "Алессандро Страделла" Флотова, 1844).

Лит : G i a z о t t о R., Vita di A. Stradella, V. 1-2, Mil., 1962.

СТРАДИВАРИ, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио [возможно, 1643 (или 1648, 1649), Кремона,- 18.12.1737, там же], итальянский скрипичный мастер. Ученик H. Амати. Открыл в Кремоне собств. мастерскую (ок. 1667). Многие годы работал в манере своего учителя, ок. 1704 изготовил наиболее совершенную модель. В 1704-25 создал лучшие по концертным качествам скрипки ясного, сочного тембра. Инструменты С. отличают совершенство художеств, оформления, изящество, гармоничность формы, тщательность в подбо