БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121адемизмом, искусствознание, оформлявшееся в качестве отд. науч. дисциплины, противопоставило понимание С. как отд. этапов исторически обусловленной эволюции художеств, культуры. Именно так, опираясь на эстетику Гегеля, трактовал С. нем. учёный К. Шназе. Нем. теоретик Г. Земпер рассматривал генезис С. как результат определённых историч. условий, в первую очередь - материальной практики. Благодаря этому категория С. постепенно стала пониматься как выражение того или иного типа художеств, мышления или видения, а история иск-в начала трактоваться как закономерное чередование или смена С. Искусствоведы швейцарец Г. Вёльфлин и австриец А. Ригль утвердили понятие С. как осн. принцип историч. изучения иск-ва, однако ограниченность их методов приводила к тому, что С. был осмыслен в основном как формальная структура, лишённая отчётливо выраженного идейного содержания. Это привело к схематизации понятия С., что выразилось в многочисленных попытках антиисторич. противопоставления двух или нескольких "основополагающих" С., как ренессанс и барокко у Вёльфлина, тактильный (или гаптический) и оптич. С. у Ригля, конструктивный, деструктивный и декоративный С. у нем. теоретика Э. Кон-Винера. Иногда как реакция на такие теории любые стилистич. определения отрицаются.

Марксистско-ленинское искусствознание усматривает в С. художеств, выражение исторически обусловленного типа эстетич. сознания. В противоположность вульгарному социологизму, видевшему в С. лишь отражение определённой классовой идеологии, совр. сов. искусствознание исходит из понимания С. как широкой и ёмкой историко-художеств. категории, обращая внимание на тот факт, что в одном С. в разное время могут выражаться диаметрально противоположные социально-эстетич. концепции (так, в формах классицизма воплощались как передовые освободительные, так и авторитарно-консервативные идеи). Это, однако, не означает, что С. безразличен к социальному содержанию эпохи. В крупных историч. С. получают выражение кардинальные проблемы времени, по-разному истолкованные и преломлённые в соответствии с обществ, позицией художника. Поэтому марксистско-ленинское искусствознание трактует С. как объективную категорию, выражающуюся в системе формальных признаков, но имеющую глубокие социально-историч. основания. Отрицанию каких бы то ни было типологии, структур оно противопоставляет реальный анализ объективных законов развития художеств, культуры, обретающей в соответствующих условиях отчётливые очертания С. как идейно-художеств. целостности.

Иск-во в своём историч. развитии не всегда кристаллизуется в форме определённого С., обладающего последовательно развитым внутр. содержанием при чётко выявленном и яском формальном построении. Поэтому наиболее правомерно применение понятия историч. С. к тем эпохам и видам иск-ва (архитектура, декоративное иск-во), где систематич. упорядоченность формальных приёмов и средств выразительности оказывается наиболее последовательно выявленной. Стилистич. единство в прошлом (напр., в антич. и ср.-век. иск-ве), как правило, имело одной из предпосылок синтетичность всей художеств, культуры, преобладание тенденций к слиянию различных иск-в в единое целое (напр., ср.-век. собор "вбирал" в свой художеств, организм не только скульптуру, живопись и др. виды пластич. иск-в, но и музыку, лит-ру и театр).

Борьба направлений и развитие творч. индивидуальности, принесшие художеств, культуре 16-20 вв. крупнейшие достижения, последовательно вели к расшатыванию стилистич. общности. Это дало право мн. теоретикам романтизма подвергнуть критике творч. чатомизацик", характерную для культуры бурж. общества и выразившуюся в "бесстилье" иск-ва 19 в., противопоставив этому "бесстилыо" органич. эпохи "большого С.", опирающегося на живую полноту и цельность эстетич. восприятия действительности. На рубеже 19 и 20 вв. поиски новой цельности художеств, сознания во многом были окрашены пафосом "борьбы за С.", что привело к опытам создания стилистич. единства в иск-ве "модерна", а позднее в архитектуре и дизайне конструктивизма, оказавшего сильное воздействие на стилистич. искания в архиг.-художеств, практике 20 в.

Под С. влитературе понимается своеобразие речи художественной отд. произведения, писателя, направления, нац. лит-ры; в широком смысле С.- сквозной принцип построения художеств, формы, сообщающий ощутимую целостность, единый тон и колорит её гл. моментам. В античности слово "С." означало склад речи, совокупность лексико-фразеологич. норм, приличествующих каждому виду риторич. словесности (учение о "трёх С.", модифицированное классицизмом). В 17 в. учение о поэтич. С. оформляется в особую филологич. дисциплину, а в 18 в. термин "С." усваивается филос. эстетикой; Гёте и Гегель связывают понятие С. с художеств, воплощением, "опредмечиванием" существенных начал бытия ("...стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах" - Гёте И. В., Из моей жизни. Поэзия и правда, Собр. соч., т. 10, M., 1937, с. 401). В кон. 19 - нач. 20 вв. С. становится центр, эстетич. категорией (наряду с Вёльфлином О. Вальцель в Германии)и нередко толкуется весьма расширительно - как художественная "физиономия" культурной эпохи; вместе с тем в литературоведении 20-х гг. имеет место тенденция свести С. к речевому составу произведения, изучаемому средствами лингвистической стилистики. Советское литературоведение первоначально испытало влияние обеих тенденций, однако совр. концепциям С. здесь предшествовала разработка понятия "творческий метод" (см. Метод художественный). К 70-м гг. наиболее широкое признание, по-видимому, завоевало след, воззрение:

1) С. как явление иск-ва следует отграничивать от С. как явления языка, соответственно у лингвистич. стилистики и поэтики разные предметы изучения;

2) С.- категория формы, в то время как метод соотносится с идейно-содержательной стороной художеств, воспроизведения действительности; С.- это эстетич. целостность содержательной формы, системное единство формообразующих принципов (таких, как соотношение объективного и субъективного, мера и характер условности и др.); к формальным компонентам или носителям С. относятся художественная речь, детализация, композиция; 3) взаимосвязь С. и художеств, метода неоднозначна; если одни методы тяготеют к стилевой определённости, даже нормативности, то другие, прежде всего реализм, характеризуются стилевым многообразием.

При историч. изучении лит. С. едва ли не гл. проблему составляют сложные и изменчивые связи между длительной судьбой к.-л. С. и некогда породившим его духовным содержанием. Очевидно, в процессе развития любого С. по мере его усложнения и формализации эти связи опосредуются и ослабляются. Так, "просветительский классицизм" воспользовался стилистическими принципами идеологически уже чуждого ему классицизма 17 в.

С определённой точки зрения мировой лит. процесс можно рассматривать как нарастание стилевой разомкнутости художеств, методов (хотя и непоследовательное, с "качаниями" в обратную сторону). "Большие С." (каноны) органических художеств, эпох прошлого являют фиксированную и неуклонную согласованность общезначимых принципов миропознания и формотворчества (знаковый ритуализм древнего культового иск-ва). Поэтика греч. античности, создавшей собственно художеств, лит-ру в её отдельности от культовой, дидактич. и учёной словесности, если не предписывает, то уже предполагает обладание индивидуальным С. ("слогом") как одну из лит. норм (что соответствует понятию индивидуального характера, впервые оформившемуся в др.-греч. культурном мышлении). Типологически - это явление, промежуточное между каноном и индивидуальными С. в совр. смысле слова, близкое к той мере стилевого разнообразия, какая допускается в рамках новоевроп. дореалистич. течений и направлений.

Так, в процессе обмирщения европ. лит-ры, по прошествии эпохи Возрождения, в к-рую обращение к народно-низовой стилистич. традиции препятствовало кристаллизации норм, ср.-век. канонич. С. оказались вытеснены именно "нормативно-индивидуальными" С. Сильный элемент нормативности сохраняется даже в С. романтизма - сама "неповторимость" романтич. личности оказывается "предписанием", обретающим устойчиво единообразное стилевое выражение. И только в реалистич. иск-ве С. выступает вовне едва приметной канвой, к-рая пробивается из глубины жизнеподобных форм, через разнообразие подробностей, непосредственно довлеющих предмету изображения. Этот "уход" С. внутрь, его непрямая явленность в реализме были связаны с необычайной экстенсивностью реалистич. иск-ва, с энтузиазмом охвата и познания всё новых сфер и "углов" жизни. Поскольку пафос неогранич. познания был неотделим от пафоса личного, релятивного - спорного и оспаривающего - суждения о мире, личная внеканонич. инициатива художника впервые стала важным, не только духовно-творческим, как в романтизме, но и собственно стилеобразующим фактором, и стили реализма осуществились как индивидуальные по преимуществу. Развитие реалистич. романа произвело переворот в системе С. художеств, лит-ры. Могучие центробежные силы в структуре романа (разноголосые сознания персонажей, требую