БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 Франции после 2-й мировой войны 1939-45, сплочённые действия трудящихся в защиту своих прав, против колон, войны в Индокитае. В трилогии "Первый удар" (1951-53, рус. пер. 1952-54; Гос. пр. СССР, 1952, за 1-ю часть) описал патриотич. борьбу французов против создания в стране амер. воен. баз, движение в защиту мира. В 1952 вышла лит.-критическая книга С. "К социалистическому реализму". Последующие произведения составляют цикл "Поставлен вопрос о счастье"; в них отражены различные аспекты современной жизни: несправедливая война в Алжире и перестройка в сознании молодых французов, преодоление чувства нац. розни (романы "Мы будем любить друг друга завтра", 1957, рус. пер. 1959; "Обвал", 1960, рус. пер. 1961; "Последние четверть часа", 1962, рус. пер. 1967), духовное формирование молодого человека в рабочей среде ("Пойдём танцевать, Виолина", 1964, рус. пер. 1973), отчуждение, разделяющее инженера и рабочего в условиях капиталистического производства ("Андре", 1965), трудовая честь и сила рабочей солидарности ("Прекрасен как человек", 1968; "Кто?", 1969; сб-ки рассказов "Боль", 1961, рус. пер. 1962; "Вид на небо", 1967; "Цветы по ошибке", 1973, и др.).

Лит.: Балашова T. В., Французский роман 60-х годов, M., 1965; Карлов А., Действительность - основа творчества, "Иностранная литература", 1974, № 6; А. Стиль. Биобиблиографический бюллетень, M., 1952 (ВГБИЛ); Chateauneu R., Andre Stil. Prix Populist 1967, "Europe", 1967, № 458; Wurmser А., La dignite humaine, "Les Lettres francaises", 1968, 11 - 17 avr., p. 10; G i 1 1 e s E., Andre Stil nous parle de "fleurs", "L'Humanite", 1973, 4 sept.

E. Ф. Трущенко.


СТИЛЬ (лат. stilus, stylus, от греч. stylos - палка, палочка), инструмент для письма в виде остроконечного стержня из кости или металла, применявшийся в древности и в ср. века. Древние греки и римляне писали С. на деревянных табличках, покрытых воском.

A. Стиль.

При письме воск процарапывался. Написанное стирали тупой верхушкой С., к-рая делалась в виде лопаточки, шара. От назв. этого инструмента возникло отвлечённое понятие "стиль", ещё в древности означавшее лит. слог, а позднее получившее и ряд др. значений.


СТИЛЬ влитературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художеств, выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также наз. система признаков, по к-рым такая общность может быть опознана. В ссз. теории С. существуют различные мнения об объёме понятия С.: с ним иногда связывают весь комплекс явлений содержания и формы, но чаще ограничивают его значение структурой образа и художеств, формой. Независимо от этого в теории С. подчёркивается глубокая обусловленность формальных структур социальным и культурно-историч. содержанием иск-ва, его методом (см. Метод художественный), мировоззрением художника. Не менее важно, что эта обусловленность не носит прямого, механич. характера и связана с относит, самостоятельностью развития стиля: стилистич. признаки могли сохраняться и тогда, когда иск-во существенно меняло своё содержание (особенно в таких складывавшихся веками С., как готика, классицизм); С., обладавшие содержат, глубиной в периоды своего подъёма и расцвета (барокко, классицизм), могли выступать антагонистами художественной правды в периоды кризиса и упадка.

Понятие С. имеет как бы несколько уровней. Происходя от стиля - древнего инструмента письма, слово "С." уже в древнем мире стало обозначать лит. слог, индивидуальную манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения совокупности художеств, особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта и т. д. (напр., стиль Микеланджело, стиль А. С. Пушкина), или даже отд. периоду его деятельности (напр , С. позднего Рембрандта). Понятие С. широко используется и при определении типичных для к.-л. эпохи художеств, направлений или тенденций, обладающих специфич. сочетанием признаков. Как характер и границы, так и наименования таких С. ("стилевых направлений") весьма многообразны ("строгий С." в изобразит, иск-ве др.-греч. классики, "мягкий С." в изобразит, иск-ве поздней готики, "прециозный С." во франц. лит-ре 17 в., "псевдорусский С." в рус. архитектуре 19 в. и т. д.). С. считаются и устойчивые особенности архитектуры и изобразит, иск-ва к.-л. народа, присущие ему в течение длит, времени и в дальнейшем ставшие предметом подражания ("др.-егип. С.", "кит. С." ). Наконец, понятие С. обозначает периоды истории иск-в ("исторические С", напр, романский С., готика, барокко), отличающиеся единством образно-пластич. строя в произведениях различных иск-в. Ист. С. имеют б. ч. не только хронологич., но и терр. границы. Наряду с наиболее изученными европ. С. важное значение имеют С. Азии, Африки и др.

Соотношение между индивидуальными С., стилевыми направлениями и историч. С. складывалось по-разному в различные эпохи. Как правило, в ранние периоды развития иск-ва С. был единым, всеобъемлющим, строго подчинённым господствующим религ.-идеологич. нормам: в пределах общего С. выделяются крупные культурные пласты (официальный, фольклорный и т. д.) и местные школы, но направления и индивидуальности ещё не всегда различимы (редкие примеры - мастера Тутмес в др.-егип. скульптуре, бургундец Жильбер в романской скульптуре). С эпохой Возрождения значение индивидуального С. резко возрастает. Стиль Микеланджело, Тициана, У. Шекспира имеет не меньшее значение, чем С., господствовавший в их эпоху, поскольку высшие проявления С. никак не исчерпываются его общей характеристикой. Вместе с тем каждый новый историч. С. теряет какую-то часть своей всеобщности по сравнению с более ранними С. Первоначальная цельность С. подвергается размыванию, дроблению. Уже С. эпохи эллинизма несравненно более многолик и многосоставен по сравнению с др.-егип. иск-вом или греч. архаикой. Ещё более резкая разница отделяет С. ср. веков от С. нового времени, когда многие крупные мастера (Мольер, И. С. Бах, В. А. Моцарт, У. Хогарт, Ф. Гойя) не могут быть вмещены в рамки какого-либо С. Нарастают и противоречия внутри С. (классицизирующие тенденции в барокко, романтические - в классицизме и т. д.), что усиливает зыбкость, подвижность стилистических границ. В 19 в. яркость индивидуальных С. и стилевых направлений имеет свою оборотную сторону - распад крупных стилистических общностей. Возникающее во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. тяготение к новому синтезу искусств и к формированию на новой основе целостного С. проявляется лишь в ограниченной сфере - в муз. драме P. Вагнера, а также в архитектуре и декоративном иск-ве С. "модерн" и конструктивизма.

Расцвет индивидуальных С., связанный с победами реалистич. иск-ва 19- 20 вв., утвердил множественность стилистич. решений как одну из гл. закономерностей развития художеств, культуры. В свою очередь, модернизм с его обилием разнородных течений внёс хаотичность в стилистическую картину современного иск-ва.

В социалистич. обществе проблемы С. выступают в основном в двух аспектах. Идейное единство и единство метода социалистического реализма сов. иск-ва связаны с многообразием свободно развивающихся художеств. С., что открывает широкие возможности для проявления богатства индивидуальностей и нац. культур. Вместе с тем растёт потребность в художеств, синтезе, в создании стилистически цельной эстетически значимой среды, окружающей человека. Это стимулирует разнообразные поиски единства и в сфере С.

Признаки С. обозначаются по-разному в различные историч. эпохи и в различных иск-вах. Возрождение и классицизм ярко проявили себя во многих иск-вах, но такие С., как барокко и рококо, наглядно и отчётливо обозначены преим. в искусствах пластических. Применительно к последним и была раньше всего выработана общая теория историч. стилей. Такие понятия, как театр барокко или музыка рококо, возникают по аналогии с пластич. иск-вами и не являются общепринятыми. В музыковедении, театроведении теория С., разрабатываемая рядом исследователей, не приобрела (в силу специфики муз. и театр, творчества) столь всеобщего методология, значения, как в изучении пластич. иск-в. Особая специфика у лит. С., т. к. материал лит-ры - слово - уже имеет стилистич. окраску, принадлежа к к.-л. общеязыковому пласту (см. Стиль языка).

При изучении С. пластических искусств центр, место занимает категория историч. С. как этапа истории иск-ва, когда вырабатывается цельная художеств, система, обладающая внутренним (содержательным) и внешним (формальным) единством. В этом смысле говорят о С. др.-греч. архаики и классики, об эллинистич. С., романском и готич. С. в ср. века, о С. ренессанса, барокко, рококо и классицизма в иск-ве нового времени.

До сер. 19 в. категории С., применявшейся в самых различных смыслах, в искусствознании не придавалось принципиального значения. Напр., нем. историк иск-ва И. И. Винкельман называл отд. периоды др.-греч. иск-ва С. по их внешним признакам (строгий С., высокий С., изящный С.). В эстетич. концепциях классицизма проблема С., "стильности" приравнивалась к строгому следованию нормативному идеалу прекрасного. Такому толкованию, культивировавшемуся в 19 в. ак