БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121нкцию языкового материала в конкретной художеств, системе, в его связях с др. элементами этой системы. Поэтому в С. художеств, лит-ры важнейшим предметом исследования становится язык писателя и отд. художеств, произведения, т. е. на первый план выдвигается проблема индивидуального стиля. С. художеств. речи граничит с поэтикой. Это соприкосновение намечает границы лингво-стили-стич. анализа; они обусловлены тем, что в понятие художеств, стиля лит. произведения входят, по выражению В. M. Жирмунского, не только языковые средства (составляющие предмет С. в точном смысле), но также темы, образы, композиция произведения, его художеств, содержание, воплощённое словесными средствами, но не исчерпывающееся словами. В то же время и не все языковые особенности произведения оказываются предметом С. Так, к области поэтики относится изучение ритма поэтич. текста, звуковой инструментовки стиха.

Практическая С. является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистич. рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи.

Элементы С. как науки заложены уже в античных теориях языка, традиции к-рых были восприняты ср.-век. филологией; эти традиции отразились и в рус. риториках 17 - нач. 19 вв. Выдающуюся роль в истории С. рус. языка 18 в. сыграли работы M. В. Ломоносова, а в 19 в. труды А. А. Потебни и A. H. Веселовского. Как самостоят, науч. дисциплина С. оформилась в кон. 19 - нач. 20 вв., в частности в трудах III. Бал-ли, разработавшего учение о выразительных средствах языка (в эмоциональном, социальном и индивидуальном планах) как гл. предмете С. Проблемы С. в связи с вопросом о поэтич. речи активно разрабатывались в рус. науке 10-20-х гг.

Большую роль в развитии С., в разработке социология, и историко-лит. изучения языковых стилей сыграли труды В. M. Жирмунского, В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить С. от поэтики, а внутри С. разграничить разные её разделы: С. языка, С. речи, С. художеств, лит-ры). Заметное место в истории рус. С. занимают труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, Л. А. Булаховского, Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского и др. В С. как наиболее дискуссионные выдвигаются вопросы о природе стилистич. значения, принципах описания функциональных стилей языка, месте языка художеств, лит-ры в стилистич. системе лит. языка и принципах его изучения, проблема индивидуального стиля, роль статистич. методов и др.

Лит.: Волошинов В. H., Марксизм и философия языка, Л., 1929; Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., M., 1929; его же, Избр. работы по русскому языку, M., 1959; Виноградов В. В., Итоги обсуждения вопросов стилистики, "Вопросы языкознания", 1955, № 1; е г о же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, M., 1963; его ж е, О теории художественной речи, M., 1971; Б а л л п Ш-, Французская стилистика, пер. с франц., M., 1961; К о с е р и у Э., Синхрония, диахрония и история, в кн.: Новое в лингвистике, в. 3, M., 1963; Ш м е л ё в Д. H., Слово и образ, M., 1964; Гельгардт P. Р., Избр. статьи, Калинин, 1967; Кожина M. H., К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968; Ефимов А. И., Стилистика русского языка, M., 1969; Фёдоров А. В., Очерки общей и сопоставительной стилистики. M , 1971; Вопросы стилистики, в. 1 - 10, Саратов, 1962 - 75; Вопросы языка современной русской литературы, M., 1971; Стилистические исследования, M., 1972; Розенталь Д. Э., Практическая стилистика русского языка, 3 изд., M., 1974; Вопросы статистической стилистики, v K., 1974; Mukarovsky J., Kapitoly z ceske poetyky, dl 1 - 3, Praha, 1948; G u i r a u d P., La stylistique, 3 ed., P., 1961; Style in language, ed. by Thomas A. Sebeok, N. Y.- L., 1960; Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961; Se idler H., Allgemeine Stilistik, Gott., 1963; Havranek B., Studie о spisovnem jazyce, Praha, 1963. См. также лит. при статьях Позтика, Стиль.


СТИЛИХОН (Stilicho) Флавий (ок. 360-408), римский полководец и гос. деятель. Вандал. Выдвинулся на воен. и дипломатич. службе при имп. Феодосии I. После смерти Феодосия I (395) С., назначенный опекуном малолетнего имп. Гонорня, фактически стал правителем зап. части империи. Вёл успешную борьбу с варварами в Британии, на Рейне и Дунае. В 402 дважды- при Полленции и Вероне - одержал победу над Аларихом I; в 406 при Фьезоле-над варварскими племенами, к-рые возглавлял Радагайс. Был убит по приказу Гонория в результате придворных интриг.


СТИЛЛЕР (Stiller) Мориц (17.7.1883, Хельсинки,-8.11.1928, Стокгольм), шведский кинорежиссёр, актёр и сценарист. В 1899-1909 работал в театрах Финляндии, в 1910-12 возглавлял экспериментальный "Лилла-театр" в Стокгольме. С 1912 работал в кино. Лучшие фильмы С.: экранизации романов С. Лагерлёф - "Деньги господина Арне" (1919), "Сага о Гюннаре Хеде" (1922). "Сага о Йесте Берлинге" (1-2-я сер., 1923- 1924) и Ё. Линнанкоски - "Песнь о багрово-красном цветке" (1918). Для С. характерно мастерство глубоко реалистич. раскрытия и индивидуализации характеров. Важную роль в его фильмах играет атмосфера действия, природа, становящаяся своеобразным участником кинодрамы, одним из активных элементов повествования. Ставил также лёгкие комедии, в к-рых сочетал приёмы "комедии положений" с тонкой разработкой психологии персонажей. Наряду с В. Шёстрёмом С.- ведущий режиссёр т. н. швед, классич. киношколы. В 1925- 1928 работал в Голливуде, где поставил неск. фильмов, имевших успех, но уступавших по глубине и мастерству кинокартинам, осуществлённым в Швеции.

Лит.: С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 3, M., 1961; W е гп е тG., Mauritz Stiller och haus filmer, Stockh., 1969. Н.П.Абрамов.

СТИЛОБАТ (греч. stylobat.es) в античной архитектуре, верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) др.-греч. храма, на к-рой сооружалась колоннада. Иногда С. называют всю верхнюю ступень стереобата.

СТИЛОДИЙ (Stylodium), часть плодолистика в цветке покрытосеменных растений между завязью и рыльцем. В апокарпном гинецее, в к-ром плодолистики не срослись и каждый образует самостоят. пестик, число С. соответствует числу плодолистиков (у лютика - много, у бобовых - 1). В ценокарпном гинецее, в к-ром плодолистики срастаются только в области завязи, встречаются 2 и более С. (гвоздичные и др.). При срастании плодолистиков выше завязи вместо неск. С. образуется один столбик. Функции С. те же, что и столбика.

СТИЛОЛИТ (от греч. stylos - столб и Hthos - камень), вид строения осадочных горных пород, представленный шиловидными или столбчатыми выступами поверхности одной части пласта или фрагмента горной породы, проникающими в выемки на поверхности другой; в поперечном сечении - цилиндрич. зубчатый шов. Макс, размеры столбиков С. достигают 1 M', их бока покрыты штриховкой, параллельной длинной оси, а вдоль плоскости шва образуется глинистая примазка. С. часто переходят в сутуры - зигзагообразные швы с конич. зубцами. Встречаются в известняках, реже в доломитах, углях, аргиллитах, кварцитах, гипсах и др. осадочных образованиях.

Лит.: Холодов В. H., К вопросу о происхождении сутуро-стилолитовых швов, "Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1955, № 2; Б у ш и н с к и и Г. И., О стилолитах, "Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1961, № 8.


СТИЛТЬЕС (Stieltjes) Томас Иоаннес (29.12.1856, Зволле, Оверэйсел,-31.12. 1894, Тулуза, Франция), нидерландский математик. Окончил политехнич. школу в Делфте, работал на Лейденской обсерватории (1877-83); с 1886 преподаватель, затем проф. ун-та в Тулузе. Чл.-корр. Петерб. АН (1894). Основные работы С. посвящены теории функциональных непрерывных дробей, проблеме моментов, теории ортогональных многочленов, приближённому интегрированию и др. вопросам классич. анализа. С. пришёл к обобщению понятия интеграла - т. н. интегралу Стилтьеса (см. Интеграл).

Соч.: Quelques_ recherches sur Ia theorie des quadratures dites mecaniques, "Annales scientifiques de 1'Ecole Normale Superieure", 1884, t. 1, p. 409-26; Correspondance d'Hermite et de Stieltes, t. 1, P., 1905; в рус. пер.- Исследования о непрерывных дробях, Хар.- К., 1936.


СТИЛТЬЕСА ИНТЕГРАЛ, обобщение определённого интеграла, предложенное в 1894 T. Стилтъесом и состоящее в том, что вместо предела обычных интегральных сумм [$\Sigma$]f([$\xi$]i) (хi - xi-1) рассматривается предел сумм [$\Sigma$]f([$\xi$]i)[[$\varphi$](x1) - - [$\varphi$](xi-1)], где "интегрирующая функция" [$\varphi$](x) есть функция с ограниченным изменением (см. Изменение функции). Если [$\varphi$](x) дифференцируема, то С. и. выражается через обычный интеграл:
[2437-1.jpg]

в предположении, что последний существует.


СТИЛЬ (Stil) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, деп. Нор), французский писатель, публицист. Чл. Франц. коммунистич. партии (ФКП) с 1942. Окончил ун-т в Лилле. Лиценциат лит-ры и философии. Участвовал в Движении Сопротивления. В 1945- 1949 парт, работник, журналист. В 1950- 1959 гл. редактор газ. "Юманите" ("L'Humanite"), затем её лит. обозреватель. С. избирался кандидатом в члены и членом ЦК ФКП (1950-69).

В первых сб-ках рассказов - "Слово „шахтёр", товарищи" (1949), "„Сена" вышла в море" (1950, рус. пер. 1951) С. отразил обстановку во