БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121ые светофильтры.

Схема размещения стереоскопической кинопроекционной аппаратуры при стереопроекции по методу С. П. Иванова: 1 - отражательный экран; 2 - перспективный растр с радиальными щелями а,Ь, ...,сходящимися к точке О; D0 и Go-центры объективов, дающих правое и левое изображения; ODi и OGi - оси зон избирательного видения сопряжённых изоражений стереокадра (i=1,2,...).

Безочковые способы стереопроекции, когда оптич. устройством, обеспечивающим пространств, разделение в зрит, зале зон с исключит, видением правого и левого изображений, служит растровый (щелевой или линзовый) экран, требуют установки кинопроекторов в строго определённом положении относительно последнего.

В качестве примера на рис. представлена схема размещения аппаратуры для безочковой стереоскопич. проекции, предложенная сов. изобретателем С. П. Ивановым (1935). Центр выходного зрачка объектива, проецирующего на экран (через растр) правое изображение стереопары, располагается в точке D0 , а объектива, проецирующего левое изображение,- в точке G0. Растр имеет радиальные щели, сходящиеся к точке О. С его помощью правое изображение разделяется на экране на радиальные полосы k, I, ..., также сходящиеся к центру О. В свою очередь, левое изображение разделяется на радиальные полосы, к-рые располагаются в промежутках между полосами k, I, ... . При этом правое изображение можно видеть из всех точек линий OD0, OD1, OD2, ..., а левое - из точек линий OG0, OG1, OG2, ... . Эти линии, наз. линиями избирательного видения, образуют т. н. плоскость избирательного видения. Около каждой прямой ODi и OGi простираются зоны видения левого и правого изображений, в к-рых по мере удаления от оси зоны избират. видения освещённость линейно убывает от максимума до нуля. Лит. см. при ст. Стереоскопическое кино.

H. А. Валюс.

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ КИНОСЪЁМКА, киносъёмка, при к-рой объект снимают одновременно с двух или неск. точек зрения так, чтобы на киноплёнке (киноплёнках) получались изображения, образующие стереопары (см. Стереоскопическое кино). Принципиальная схема С. к. однообъективным киносъёмочным аппаратом, с применением двух зеркал, установленных под нек-рым углом друг к другу, показана на рис. 1, а. Объект рассматривается как бы с двух точек зрения, расстояние между к-рыми образует съёмочный базис (стереобазис). В киноаппарате на киноплёнке фиксируются два (левое и правое) изображения стереопары (снимается стереограмма). С. к. с использованием двух объективов может осуществляться либо двумя работающими синхронно однообъективными киноаппаратами на две раздельные киноплёнки, либо двухобъективным стереоскопическим киносъёмочным аппаратом, на одну общую киноплёнку. Для изменения величины стереобазиса двухобъективного киноаппарата применяют систему раздвижных зеркал (рис. 1, б). При увеличении стереобазиса получают стереоскопич. изображение с большей пластикой, т. е. с более тонким различением рельефа. Однако при проекции такое изображение воспринимается зрителем как макет, отличающийся от реального объекта уменьшенными размерами. Многостереопарная киносъёмка обычно производится на общую киноплёнку киноаппаратом с большим числом (до 10) объективов (рис. 2).

Рис. 1. Схема стереоскопической киносъёмки однообъективным (а) и двухобъективным (б) киноаппаратами: Об - объект съёмки; К - киноаппарат; Зл и Зп - левое н правое зеркала; Кл и Kn - левая н правая мнимые точки съёмки; Л и П - левое н правое изображения стереопары; В - стереобазпс.

Рис. 2. Схема многостереопарной киносъёмки: а - объективы О расположены по прямой" б- по дуге; К - киноплёнка; /. 2,..., 6 - изображения, образующие ряд последовательных стереопар 1-2, 2-3,.... 5-6.

При панорамограммной съёмке регистрируется непрерывное изменение линейных параллаксов каждой точки изображения; при этом на киноплёнке образуется как бы множество переходящих одно в другое изображений объекта, различающихся точками съёмки (рис. 3). Такое изображение паз. "ксографией". Дальнейшее увеличение пространств, информации об объекте возможное применением его голограммы (см. Голография).

Рис. 3. Схема панорамограммной киносъёмки: А и В - точки снимаемого объекта; О - объектив (большого диаметра); Д - входная диафрагма; К - линзоворастровая киноплёнка; А' и В' - изображения точек А и В на линзовом растре киноплёнки; 1', 0', 2' - изображения точки А на светочувствительном слое киноплёнки, образованные лучами, прошедшими вблизи точек /, О, 2 объектива.


Лит. см. при ст. Стереоскопическое кино.

H. А. Валюс.


СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ КИНОСЪЁМОЧНЫЙ АППАРАТ, стереокино к а м е р а, киносъёмочный аппарат с двумя объективами, предназначенный для стереоскопической киносъёмки. Обычно за основу такого киноаппарата берут к.-л. проф. киносъёмочный аппарат, в к-рый вносят определённые конструктивные переделки и дополнения. На рис. 1 показан общий вид С. к. а. для съёмки на 35-мм киноплёнку. Оптич. система этого киноаппарата (рис. 2) включает два объектива с призменными насадками. В процессе съёмки на киноплёнке получают правое и левое изображения стереопары, расположенные одно над другим. Продвижение плёнки производится сразу на удвоенную высоту кадра. С помощью различных призменных насадок можно изменять стереобазис киносъёмки. Для изменения масштаба изображения используют сменные объективы. Каждая пара объективов снабжена приспособлениями, позволяющими одновременно изменять относит, отверстия объективов и осуществлять их фокусировку.

Рис. 1. Стереоскопический киносъёмочный аппарат для съёмки на 35-мм киноплёнку (СССР).

В конструкции предусмотрена возможность изменения положения оптич. осей объективов, что позволяет осуществлять конвергенцию (сведение) визирных лучей. С. к. а. снабжён стерео-визиром, через к-рый оператор во время съёмки видит объёмное изображение снимаемых объектов. При стереосъёмке на 70 мм плёнку правое и левое изображения стереопары располагаются рядом друг с другом по ширине плёнки.


Рис. 2. Оптическая схема стереоскопического киносъёмочного аппарата. Световые лучи, идущие от объекта съёмки, проходят призму /, отражаясь последовательно от двух зеркальных граней [$\alpha$] и b, и затем попадают в объектив 2, который проецирует изображение объекта на плёнку 3. Второе изображение стереопары проецируется на плёнку несколько ниже вторым объективом, снабжённым такой же приз-менной системой.


Лит. см. при ст. Стереоскопическое кино.

H. А. Валюс.


СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ ФОТОАППАРАТ, фотографический аппарат для одноврем. получения двух снимков одного объекта, составляющих стереопару. Снабжён двумя идентичными объективами, расположенными на расстоянии 65 мм друг от друга (ср. расстояние между зрачками глаз человека, т. н. глазной стереобазис).


СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, изображение, создающее иллюзию объёмности, пространственности наблюдаемой картины. Два изображения стереопары, рассматриваемые раздельно правым и левым глазом, в сознании наблюдателя сливаются в единый зрительный образ. Чтобы такое слияние осуществилось, необходимо обеспечить проекцию на сетчатку каждого глаза предназначенного ему изображения. Примером устройства, используемого с этой целью, является стереоскоп.

Если каждое изображение стереопары окрасить в свой цвет (напр., правое в красный, левое в зелёный) и совместить их, напечатав или спроектировав на экран одно на другое, то при рассмотрении через цветные очки левый глаз увидит через красный фильтр чёрный силуэт зелёного изображения, а правый глаз через зелёный фильтр - тёмный силуэт только красного изображения. Такой способ печати и проекции С. и. наз. анагли фическим.

Для рассматривания совмещённых изображений стереопары используют линейно поляризованный свет, плоскости поляризации к-рого взаимно перпендикулярны для правого и левого изображений. В этом случае оба изображения печатают на соответственно ориентированных поляроидных плёнках и С. и. наблюдают, пользуясь очками с поляроидами. Применение растровой оптики (напр., интегральной липмановской фотографии и родственных методов) позволяет получать объёмные изображения, к-рые наблюдатель, не пользуясь к.-л. очками, видит как С. и. из различных положений (см. Растровые оптические системы). Получение полностью объёмных изображений (воспринимаемых как С. и. при произвольном положении и перемещении наблюдателя) стало возможным с развитием голографии. См. также Стереоскопическое кино, Стереоскопическое телевидение.


СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО, вид кинематографа, технич. средства к-рого позволяют создавать у зрителя иллюзию объёмности изображаемых на экране объектов. С. к. часто наз. объёмным или трёхмерным.

В естеств. условиях каждый глаз человека видит пространств, предмет под своим ракурсом и на сетчатке одного глаза возникает изображение предмета, несколько отличное от изображения, возникающего на сетчатке другого глаза. Эти изображения отличаются диспаратностью (при наложении друг на друга контуры таких изображений не совмещаются). Вследствие поперечной диспаратности (т. е. сдвигов ко