БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121ри спелом состоянии почва лучше крошится, оказывает наименьшее сопротивление при обработке, а во вспаханной почве создаётся оптимальное соотношение между твёрдой частью, водой и воздухом. С, п. определяют визуально, по характеру крошения, сбрасывая пробу почвы с лопаты (или бросая комок почвы, взятой в горсть). Биологи ч. спелость наступает в хорошо обработанной, оптимально увлажнённой и прогретой почве.

СПЕНДИАРОВ (наст. фам.- Спендиарян) Александр Афанасьевич [20.10(1.11).1871, Каховка,- 7.5.1928, Ереван], советский композитор, дирижёр, педагог, обществ, деятель, нар. арт. Арм. CCP (1926). Классик арм. музыки. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1895). Теорию композиции изучал у H. С. Кленовского в Москве (1892-94) и H. А. Римского - Корсакова в Петербурге (1896-1900). Долгое время жил в

Крыму. Творчество А. А. Спендиаров. С. развивалось под влиянием передовой русской и армянской культуры (общался с А. К. Глазуновым, M. Горьким, поэтом О. Туманяном и др.). Как композитор С. утверждал реалистическое искусство, тяготел к программной музыке, создал в своих произведениях опоэтизированные образы природы, жанровые картины нар. жизни. За симф. картину "Три пальмы" (1905), легенду "Бэдапроповедник" (1907) и мелодекламацию "Мы отдохнём" (на текст А. П. Чехова, 1910) получил Глинкинские премии (1908, 1910, 1912). В ряде его сочинений звучит протест против социальной несправедливости и призыв к свободе: элегия "Несжатая полоса" для хора с оркестром (слова H. А. Некрасова, 1902), героич. песня "Туда, туда, на поле чести" (по роману "Раны Армении" Абовяна, слова И. Иоаннисяна, 1914), ария с оркестром "К Армении" (1915).

После Окт. революции 1917 С. активно включился в строительство сов. культуры. Руководил самодеят. хорами, оркестрами, обрабатывал нар., вт. ч. революц., песни. С 1924 жил в Ереване, участвовал в работе Ин-та науки и иск-ва, консерватории, в организации муз. изд-ва и симф. оркестра. В расцвете творческих сил С. написал "Эриванские этюды" для оркестра (1925), до конца жизни работал над героико-патриотич. оперой "Алмаст" по поэме "Взятие Тмкаберта" Туманяна (1930, Москва). Среди соч. С.- "Концертная увертюра" (1900), 2 сюиты "Крымские этюды" (1903, 1912), кантата "Памяти В. В. Стасова" (1907), романсы, мелодекламации, вокальные ансамбли, хоры, камерно-инструментальные произв. Имя С. присвоено Армянскому театру оперы и балета.

Соч.: Поли. собр. соч., сост. и ред. Г. E. Будагян, т. 1 - 10, Ep., 1943-71; Автобиография, "Советская музыка", 1938, № 4.

Лит.: Шавердян А., А. А. Спендиа-ров, М.-Л., 1939; Спендиарова M., Спендиаров, M., 1964; Тигранов Г.,

А. А. Спендиаров.

А. А. Спендиаров, 2 изд., M., 1971; Александр Спендиаров. Статьи и исследования, сост. Г. Геодакян, Ep., 1973. 7". Г. Тигранов.

СПEHC (Spence) Томас (21.6.1750, Ныокасл-эпон-Тайн, - 8.9.1814, Лондон), английский социалист-утопист. Испытал влияние теоретиков естественного права. В памфлете "Действительные права человека" (1775) выступил за отмену частной собственности на землю и передачу её церковным приходам для свободной сдачи в аренду прихожанам. С. считал возможным на этой основе создать новый социальный строй - свободную ассоциацию самоуправляющихся общин. Неоднократно подвергался репрессиям. Учение С. оказало влияние на P. Оуэна.

Лит.: Волгин В. П, История социалистических идей, ч. 1, М.- Л., 1928; Черняк E. Б., Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII - начале XIX в., M., 1962; R u d k i NО. D., Thomas Spence..., N. Y.. 1927.


СПEHC (Spence) Уильям Гатри (1846, Оркнейские о-ва,- 13.12.1926, Теранг, Виктория), австралийский политич. деятель. С 1870-х гг. активно участвовал в профсоюзном движении. В 1901-17 чл. парламента по спискам Лейбористской партии. Эволюционировал вправо. В 1916 выступил в поддержку введения обязат. воинской повинности, за что был исключён из партии. В 1917 вступил в Нац. партию, созданную У. Хьюзом.

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби,- 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на жел. дороге (1837-41), затем сотрудничал в журн. "Экономист" ("Economist") (1848-53), б. ч. жизни провёл как кабинетный учёный. Философия С. явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа.

Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по С., отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщённости знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта: Познаваемое-"мир явлений", Непознаваемое - "вещь в себе"). Наука, по мысли С., способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувств, восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального" ("Основные начала", СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как "первоначальная причина", в признании наличия к-рой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82-103).

В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий ("иероглифизм"). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом (см. Априори), признавая априорное (самоочевидное) физиологически закреплённым опытом бесчисленных поколений предков. Согласно С., то, что априорно для личности, апостериорно для рода.

Специфич. особенность позитивизма С.- его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистич. интерпретации эмбриологии К. Бэра, геол. учения Ч. Лайеля, физ. закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. С. сводил понятие эволюции к 'непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистич. понимание эволюции С. пытался подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции - к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции, С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутр. противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последоват. состояниями тел. Теория эволюции С. не могла объяснить качеств, изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании С. биологич. эволюции - как приспособления внутр. отношений к внешним с целью сохранения существования (см. "Основания биологии", т. 1-3, СПБ, 1899).

С. является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных адм. органов С. понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Осн. законом социального развития С. считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленность "дифференцированного" (т. е. разделённого на классы)общества. С. - противник социализма, считавший революцию "болезнью" обществ, организма.

В этике С. стоял на позициях утилитаризма и гедонизма', нравственность, по С., связана с пользой, к-рая и есть источник наслаждения. Эстетич. воззрения С. сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание иск-ва как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно к-рому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась одним из источников психофизич. параллелизма (см. Психофизическая проблема) и генетической психологии. Педагогич. идеи С. были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонауч. образования. С. внёс значит, вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.

Философия С. была квинтэссенцией бурж.-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания сер. 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значит, влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм.

Соч.: Works, V. 1 - 18, L.- N. Y., 1910 в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 7, СПБ, 1866-69; Соч., т. 1 - 7, СПБ, 1898-1900; Автобиография, ч. 1 - 2, СПБ, 1914.

Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма. M., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной философии 19 и 20 вв., [M.], 1962, гл. 2; К о н И. С., Позитивизм в социологии, [Л.],

1964, гл. 2; Hudson W., An introduction to the philosophy of H. Spencer, N. Y., 1894; Royce J., H. Spencer, N. Y., 1904; Haberlin P., H. Spencer's Grundlagen der Philosophie, Lpz., 1908; Duncan D., The life and letters of H. Spencer, N. Y., 1908; Schwarze K., H. Spencer, Lpz