БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121ого сырья являются воды Мирового ок. (см. Океан, раздел Минеральные и энергетические ресурсы) и подземные рассолы.

Сведения о важнейших видах минеральных ресурсов и их размещении приведены также в статьях о соответствующих П. и., в статьях об отдельных государствах.

Лит.: Быховер Н. А., Экономика минерального сырья, т. 1 - 3, М., 1967 - 71; Обзор минеральных ресурсов стран капиталистического мира (капиталистических и развивающихся стран), М., 1974; Мирлин Г. А., Минеральные богатства СССР, "Плановое хозяйство", 1972, № 11.

Г. А. Мирлин.

ПОЛЕЗНЫЙ ГРУЗ в космонавтике, ракетной технике, космический летательный аппарат (спутник, космич. корабль и т. п.) или головная часть боевых баллистич. ракет с боевым зарядом, выполняющие целевую задачу полёта после отделения от последней ступени ракеты-носителя. Масса П. г., выводимого в космос ракетами,-от неск. кг до неск. десятков т.

ПОЛЕЙ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, поля погребальных урн, общее назв. рядаархеол. культур, данное по характерному признаку,- могильникам без насыпей, содержащим преим. остатки трупосожжений, обычно с захоронением праха в глиняных сосудах, поставленных на дно могилы. П. п. к. возникли в бронз, веке и существовали в течение длит, времени (св. 1700 лет). Были распространены по всей Европе. В раннем железном веке в могильниках ГГ. п. к. встречаются также погребения сожжённого праха в ямках без урн и тру-попсложения. В 13-4 вв. до н. э. от Балт. побережья до Дуная и от р. Шпре до Волыни была распространена наиболее древняя из П. п. к. - лужицкая культура. На рубеже 2-1-го тыс. до н. э. в долинах рек Дуная и Рейна в сев.-зап. части Швейцарии и Вост. Франции возникли южногерманская и порейн-ская П. п. к. В начале железного века носители этих двух культур проникли далее на терр. Франции, а в 8 в. до н. э.-на Пиренейский п-ов (Каталония, Кастилия), в 9-8 вв. до н. э. появились в Британии. Распространение полей погребений не является результатом экспансии к.-л. одного народа или генетически связанных народов. По-видимому, этот обряд был принят этнически различными группами населения Европы. Предполагают, что П. п. к. в Испании и Британии принадлежали предкам кельтов. На терр. Вост. Европы к П. п. к. относятся пше-ворская культура, зарубинецкая культура и черняховская культура, к-рые, возможно (по крайней мере в нек-рой части), были созданы предками древних славян.

Лит.: Спицын А. А., Поля погребальных урн, в сб.: Советская археология, т. 10, М., 1948; Pittioni R., Die urgeschicht-lichen Grundlagen der europaischen Kultur, W., 1949; Muller-Karpe H., Beitrage zur Chronologic der Urnenfelderzeit nordlich und sudlich der Alpen, В., 1959; Otto К. Н., Deutschland in der Epoche Urgesellschaft, В., 1960; Kostrzewski J., Chmie-1 e w s k i W., Jazdzewski K., Prad-zieje Pojski, 2 wyd., Wr.- Warsz.- Kr., 1965. А. Л. Монгайт.

ПОЛЕНОВ Алексей Яковлевич [1(12).10. 1738-10(22).7.1816, Петербург], русский историк. Учился в ун-те при Петерб. АН, в Страсбургском и Гёттингенском ун-тах. По возвращении в Петербург написал на объявленную Вольным экономич. об-вом конкурсную тему соч. "О крепостном состоянии крестьян в России", в к-ром критиковал крепостничество (опубл. 1865). П. предлагал прекратить торговлю крестьянами без земли, запретить продажу членов одной семьи порознь, ввести всеобщее обучение грамоте, обеспечить крестьян лекарями, ограничить барщину одним днём в неделю. В 1768 совместно с С. С. Баталовым издал 2-ю часть Никоновской летописи.

Лит.: Штранге М. М., Демократическая интеллигенция России в XVIII в., М., 1965; Белявский М. Т., Крестьянский вопрос в России накануне восстания Е. И. Пугачёва, М., 1965.

ПОЛЕНОВ Андрей Львович [7(19).4. 1871, Москва,-19.7.1947, Ленинград], один из основоположников нейрохирургии в СССР, акад. АМН СССР (1945), засл. деят. науки РСФСР (1934). В 1896 окончил Воен.-мед. академию. С 1914 проф. кафедр оперативной хирургии, травматологии и ортопедии Петерб. пси-хоневрологич. ин-та. Инициатор создания и директор (1917-24) Петрогр. фи-зиохирургич. ин-та, где организовал (1921) первое в СССР нейрохирургич. отделение. С 1924 директор организованного им травматологич. ин-та. В 1935 создал и возглавил первую в СССР кафедру нейрохирургии в Ленингр. ин-те для усовершенствования врачей. С 1938 директор Ленингр. нейрохирургич. ин-та. Основные труды по хирургич. лечению заболеваний периферич. нервов, симпатич. нервной системы, хирургии проводящих путей при болях и гиперкинезах. Создал i Атлас операций на головном и спинном мозге" (Гос. пр. СССР, 1946). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

С о ч.: Избр. труды, Л., 1956 (лит.).

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич [20.5 (1.6).1844, Петербург,-18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской обл.], русский живописец, действит. чл. петерб. АХ (1893), нар. худ. РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петерб. АХ (1863-71). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76). Участвовал в сербо-черногор-ско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-78) войнах как художник-корреспондент.

В. Д. Поленов.

Н. Г. Полетаев.

С 1878 - передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из зап.-европ. истории ("Право господина", 1874, Третьяковская гал.); в то же время много работал на пленэре. С кон. 1870-х гг. большое место в творчестве П. занимает пейзаж. Продолжая традиции лирич. пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, П. передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков рус. природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в рус. живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произв. с композиц. завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский дворик", 1878; "Бабушкин сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все - в Третьяковской гал.). Разрабатываемые П. принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоят, художеств, произв.) имели большое значение для дальнейшего развития рус. пейзажной живописи. Этюды, выполненные П. на Бл. Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине "Христос и грешница" (1886-87, Рус. музей, Ленинград), попытке разрешить нравств. проблему в духе христ. этики, а в плане художественном - обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение П. к гуманистич. темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине "Больная" (1886, Третьяковская гал.). Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, П. чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей П., поев, родной природе, с сер. 1880-х гг. характерны нарастание эпич. звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. П. много работал в области театрально-декорационной живописи, в к-рую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова; в 1910-18 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации нар. театра. В 1882-95 преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Ученики П.: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остро-ухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 П. вместе с В. А. Серовым направил в Совет АХ протест против расстрела рабочих 9 янв. В усадьбе Борок (с 1931 - Поленово, Тульская обл.) П. был создан художеств, музей (в 1939 передан родственниками П. в дар гос-ву).

Илл. см. на вклейке к стр. 193.

Лит.: Сахарова Е. В., В. Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, 2 изд., М.-Л., 1950; Юрова Т. В., В. Д. Поленов, М., 1961; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников, М., 1964.

В. А. Марков.

ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич [28.5(9.6).1806, Петербург,-13(25).10. 1878, там же], русский историк и библиограф. Окончив Петерб. ун-т (1827), служил в МИДе. В 1832-36 секретарь рус. посольства в Афинах. С 1851 член, а затем секретарь Рус. археологич. об-ва. Принадлежал к историкам государственной школы. Осн. труды поев, истории издания рус. летописей и истории Уложенных комиссий 18 в., о деятельности которых П. опубликовал ценные документы.

Соч.: О летописях, изданных от святого Синода, СПБ, 1864; Материалы для истории русского законодательства, в. 1, СПБ, 1865; Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта Нового Уложения, ч. 1-3, в кн.: Сб. Русского исторического общества, т. 4, 8, 14, СПБ, 1869 - 75.

Лит.: Хрущев И., Очерк жизни и деятельности Д. В. Поленова, СПБ, 1879.

ПОЛЕНОВ Константин Павлович [25.7 (6.8).1835- 13(26).!.1908, Екатеринбург, ныне Свердловск], русский мегал-лург. Род. в Костромской губ., в семье губернского секретаря. В 1856 окончил Моск. ун-т, в 1858 - Николаевскую академию Генштаба в Петербурге. После ухода в отставку ок. 40 лет проработал на уральских металлургич. заводах -Висимо-Шайтанском (1862-64) и Нижне-салдинском (с 1864). Предложил и в 1864 осуществил произ-во упрочнённых железных рельсов (вме