БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121гич. проблем АН СССР им. Ф. П. Саваренского. Проф. ряда высших учебных заведений Москвы, Ленинграда и Хабаровска. Осн. труды посвящены изучению минеральных вод СССР, их химич. составу и классификации. Исследовал минеральные источники Кавказа, Алтая, Тянь-Шаня и др. Именем С. назван источник в Железноводске. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Гордеев Д. И., Николай Николаевич Славянов. Жизнь и деятельность, М., 1962 (Тр. Лаборатории гидрогеологических проблем АН СССР, т. 43).

СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ, славистика, наука о славянах, объединяющая ряд науч. дисциплин, изучающих историю, лит-ру, язык, фольклор, этнографию, экономику, иск-во и религию в прошлом и настоящем, памятники материальной и духовной культуры славян. В слав. странах проблематика, относящаяся к истории, культуре, языку каждой данной страны, в понятие С. условно не включается (она изучается в рамках отечеств. истории, филологии и др. отраслей обществ. наук той или иной страны).

Развитие славяноведения до нач. 20 в. Истоки С. восходят ко времени возникновения и укрепления первых слав. гос-в, когда была осознана и письменно зафиксирована идея слав. взаимности, слав. этнич. единства (''Повесть временных лет" Нестора, хроники Галла Анонима и Козьмы Пражского, "Летопись попа Дуклянина" и др.). Интерес к славянству проявляется и в более поздних историч. и худож.-публицистич. памятниках эпохи феодализма (гуситские трактаты, чеш. рифмованная хроника Далимила, летопись Пулькавы и др., "История Польши" Я. Длугоша, "Трактат о двух Сарматиях" Матвея из Мехова, история Марцина Кромера, произв. польск. поэта Я. Ко-хановского, рус. летописи и хронографы, белорус.-литов. и укр. летописание, трактат "О происхождении и судьбах славян" В. Прибоевича и др.). В 17 в. повышенное внимание к прошлому и настоящему слав. народов отразилось в учёной деятельности хорватов Ю. Крижанича и П. Витезовича, в соч. далматинского историка М. Орбини "Славянское царство" (1601), в переводах в России с польского историч. сочинений (М. Стрыйковского и др.). Сознание слав. общности создало условия для зарождения науч. С., чему способствовали также успехи антич. филологии и переход к науч. методам издания ср.-век. источников. Славяноведение (а также сам термин "С.", или славистика) возникло во 2-й пол. 18 в. как дисциплина в основном филологическая, занимающаяся гл. обр. изучением языка и лит-ры слав. народов, их древностей, изданием и критикой преим. древнейших письм. памятников. Успех славистич. исследований в слав. странах в кон. 18 - нач. 19 вв. в значит. мере был связан с подъёмом нац.-освободит. движения у зап. и юж. славян, с периодом Просвещения, а также нац. подъёмом и ростом симпатий в прогрессивных кругах рус. общества к угнетённым слав. народам.

Как наука С. оформилось раньше др. стран, в Чехии, где его зачинателем выступил И. Добров-ский, определивший в своих трудах почти весь круг проблем, связанных с дальнейшим развитием слав. филологии. Важную роль сыграли труды И. Юнгмана, Ф. Целиковского, Ф. Палацкого, В. Ганки. Для укрепления чувства слав. общности особое значение имела лит. деятельность словака Я. Коллара. "Славянские древности" (1837) П. И. Шафарика стали отправным трудом для слав. археологии и этнографии, филологич. и историко-славистич. сравнит. исследований. В 18 в. отражением возросшего интереса к истории слав. народов явилась в Болгарии "История славено-болгарская" (1762) Пансия Хилендарского, в Черногории - деятельность В. Петровича, в Сербии - И. Раича и 3. Орфелина. Значит. вклад в С. юж. славян внесли В. Караджич, создатель серб. лит. языка, собиратель нар. песен, автор "Сербского словаря" (1818), и Дж. Даничич, автор "Словаря из литературных сербских древностей" (ч. 1-3, 1863-64), словенец В. Копитар, болгары Г. Раков-ский, Л. Каравелов. В области фольклористики в сер. 19 в. работали братья Д. и К. Миладиновы. Углублявшийся интерес к С. проявлялся и у представителей иллиризма хорватов Л. Гая, И. Кукулевича-Сакцинского, деятеля словен. и хорв. возрождения С. Враза.

Зарождению С. в России предшествовали труды М. В. Ломоносова, обратившего внимание на родство слав. языков, на роль церковнослав. языка в формировании рус. лит. языка, на историч. роль славян в мировой культуре. Вопросами слав. древностей интересовался и рус. историк В. Н. Татищев, к слав. сюжетам обращались в кон. 18 - нач. 19 вв. И. Н. Болтин, Н. М. Карамзин и др. В целом, как и в др. странах, в России С. было ещё мало дифференцированной науч. областью с преобладанием филологии и характерных для неё методов критики источников и науч. анализа. В организации науч. славистич. исследований в России большую роль сыграл кружок Н. П. Румянцева и А. С. Шишкова, к к-рому примыкал А. X. Востоков. Важную роль не только в развитии русской, но и болг. славистики сыграли работы филолога и историка-слависта Ю. И. Венелина.

В Польше в кон. 18 в. одним из основоположников С. был учёный и обществ. деятель Я. Потоцкий. В 1-й пол. 19 в. в области слав. языкознания в Польше работали С. Линде, Ю. Мрозиньский, А. Кухарский; историей, археологией и этнографией слав. народов занимались В. Суровёцкий и 3. Доленга-Ходаковский, слав. фольклористикой - О. Кольберг. Значит. явлением в истории польск. С. был "Курс славянской литературы" (1841-49) А. Мицкевича, сыгравшего особо важную роль в распространении знаний о слав. мире в странах Зап. Европы. К сюжетам из истории слав. народов обращался И. Лелевель. Крупным трудом по С. была 4-томная "История славянского права" (1832-35) В. А. Мацеёвского.

С возникновением С. в слав. странах начало распространяться С. ив Зап. Европе (Франция, Италия, Англия и особенно Германия). В 18 в. начало изучению в Германии слав. культуры положил И. Г. Гердер. В России ряд трудов по истории славян был написан немцем А. Л. Шлёцером. В Бонне (с 1850 в Праге) работал А. Шлейхер, исследовавший слав. языки и введший слав. материал в свой "Компендиум" (1861-62).

В 1-й пол. 19 в. стали возникать первые кафедры С. в ун-тах слав. и неслав. стран: кафедра слав. языков и лит-р, возглавленная А. Мицкевичем в Коллеж де Франс в Париже в 1840, кафедры С. в Венском, Лейпцигском, Берлинском, Будапештском и др. ун-тах. В России они были открыты в 1830-е гг. при Московском, Петербургском, Казанском и Харьковском ун-тах, где в 40-е гг. ими руководили проф. О. М. Бодянский, И. И. Срезневский, П. И. Прейс, В. И. Григорович. Этот период был связан с открытием и накоплением богатого историч., филология., лингвистич. и этнографич. материала, описаний рукописей, с обработкой текстов, созданием словарей, грамматик, фольклорных собраний.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. наблюдается значит. подъём С. Появились специальные славистич. периодич. издания, возникли славистич. науч. об-ва. Усиливалась дифференциация входивших в С. дисциплин. При преобладании филологической проблематики развивались историч., этнографич. и др. исследования; в самой филологии происходило обособление собственно литературоведч. исследований. С. из комплексной (с преобладанием филологии) дисциплины превращалось в комплекс самостоят. науч. дисциплин. Значительное место в С. стали занимать конкретные монографич. филологич. и лингвистич. исследования (словенца Ф. Миклошича, хорвата И.В.Ягмча, поляка Я.Бодуэна де Куртенэ, чеха Я. Гебауэра, поляка В. Неринга и др.). В России филологи-слависты исследовали гл. обр. сравнительное слав. языкознание, старослав. язык, историю, фонетику, грамматику и диалектологию славянских языков: Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня, Ф. Ф. Фортунатов, А. И. Соболевский, М. Н. Сперанский, А. А. Шахматов, работавший также и над проблемой слав. этногенеза. Труды Шахматова, посвящённые рус. летописанию, способствовали подъёму и историко-славистич. исследований. Существенный вклад в изучение славянской мифологии внесли А. Н. Афанасьев, В. Ф. Миллер. Слав. фольклор, историю полабо-прибалт. и юж. славян изучал А. Ф. Гилъфердит. Историю слав. культуры и древнюю историю славян в их отношении к Византии, народам др. стран исследовал В. И. Ламанский, сделавший немало для развития слав. этнографии. Историей слав. права занимался Ф. Ф. Зигель. Одним из первых поставил проблему истории слав. лит. языков А. С. Будилович. Носителями демократич. традиций в разработке проблем С. в 19 в. являлись рус. революц. демократы- А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, народники - П. Л. Лавров и др. В нач. 20 в. получила известность моск. лингвистич. школа Фортунатова, заложившая основы точного (формального) исследования языка. Осн. заслуга в создании рус. сравнительно-историч. школы литературоведения принадлежит А. Н. Веселовскому; ценны работы по слав. язычеству его ученика Е. В. Аничкова. С литературоведч. исследованиями в России выступили А. Л. Погодин, деятель польск. и рус. культуры В. Д. Спасович, на Украине - И. Я. Франко, В. Г. Щурат, М. С. Воэняк, в Польше -А. Брюкнер, в Чехии и Словакии -Я. Влчек, Я. Якубец, Ф. Шальда, в Болгарии - И. Шишманов, Д. Благоев, Б. Пенев, в Сербии - И. Скерлич, П. Попович, в Хорватии - М. Шрепел.

Началась систематич. науч. разработка вопросов серболужицкой филологии и истории (Я.