БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121овской обл. УССР. Расположен при слиянии pp. Опор и Славской (басс. Днестра). Ж.-д. ст. на линии Стрый - Батево. Лесозаготовки. Туризм.

СЛАВУТА, город (с 1938), центр Славутского р-на Хмельницкой обл. УССР. Расположен на р. Горынь (басс. Днепра), вблизи ж.-д. ст. Славута (на линии Шепетовка - Ровно). 28,4 тыс. жит. (1975).

3-ды: железобетонных конструкций, стекольный, строительного фаянса; деревообр. комбинат. Предприятия пищ. и лёгкой пром-сти.

СЛАВЫ ОРДЕН, см. в ст. Ордена СССР.

СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения.

Общая численность слав. народов на 1970 - ок. 260 млн. чел., из них: русских - св. 130 млн., украинцев - 41,5 млн., белорусов - 9,2 млн.; поляков -ок. 37 млн., чехов-ок. 10 млн., словаков-4,7 млн., лужичан - 0,1 млн.; болгар -7,9 млн., сербов - 9 млн., хорватов -4,8 млн., словенцев - 2,1 млн., черногорцев - 0,6 млн., македонцев (в Югославии) - 1,2 млн.

Источники по истории древних С. -предков совр. слав. народов - археологич. и лингвисгич. данные, сведения грекорим. и визант. историков (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопай Кесарийский и др.), раннесредневековые летописи, хроники. Древнейшие ист. сведения о С., известных тогда под именем венедов, относятся к 1-2 вв. н. э. С сер. 6 в. наименование Sklabenoi, Sclaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол.

7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у араб. авторов (Абу Малик аль-Ахталь).

Данные языкознания связывают древних С. с областью Центр. и Вост. Европы, простиравшейся от Эльбы и Одера на 3., в басс. Вислы, в Верх. Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Сев. соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе с С. сев. группу индо-европ. племён. Вост. соседями С. были западноиран. племена (скифы, сарматы), южными - фракийцы и иллирийцы, западными - кельты. Вопрос о древнейшей "родине" С. остаётся дискуссионным, но большинство исследователей считает, что она находилась к В. от Вислы.

По предположению многих сов., польск., чехосл. археологов, древние С., так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Сев. Причерноморья и Прикарпатья по Центр., Сев. и Вост. Европе.

В последующее время С. были представлены неск. генетически связанными между собой археологич. культурами, особое значение среди к-рых имели тшинецкая культура, распространённая в 3-й четв. 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром, лужицкая культура (13-4 вв. до н. э.) и поморским культура (6-2 вв. до н. э.) на терр. совр. Польши. В Поднепровье нек-рые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (8 - нач. 6 вв. до н. э.), невров или даже скифов-пахарей у Геродота. Предположительно с С. связывают подгорцевскую культуру и милоградскую культуру (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.). Существовавшая с кон. 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубинецкая культура связывается с предками вост. славян. Это была культура развитого железного века, её носители занимались земледелием, скотоводством и ремёслами. Вероятно, у нек-рых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной.

Во 2-4 вв. н. э., в результате движе-аия на Ю. герм. племён (готы, гепиды), целостность терр. С. была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении С. на западных и восточных. Осн. масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н. э. на С. и С.-В. по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В 3-4 вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Нек-рые археологи считают их славянами, большинство - полиэтнической группировкой, включавшей слав. элементы. В кон. 5 в., после падения державы гуннов, начались продвижение С. на юг (к Дунаю, в Сев.-Зап. Причерноморье) и их вторжения в балканские провинции Византийской империи. Племена С. разделялись тогда на две группы - антов (вторгавшихся на Балканский п-ов через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на визант. провинции с С. и С.-З.; о вторжении С. на Балканский п-ов см. в ст. Великое переселение народов).

Колонизация Балканского п-ова была результатом не переселения, а расселения С., они удержали все свои старые земли в Центр и Вост. Европе. Во 2-й пол. 1-го тыс. С. заняли Верх. Поднепровье и его сев. периферию, принадлежавшие ранее вост. балтам и финно-угорским племенам, а также земли по ниж. Эльбе и юго-зап. побережью Балтийского м. (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую этнич. группу Европы. Как анты, так и склавины распадались на отдельные плем. группировки: уже в 7 в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие "племена" С., перечисленные в ''Повести временных лет'' (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты, радимичи,дреговичи, вятичи и др.).

В 7-8 вв. среди объединений С., проникших на Балканский п-ов, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и мн. др.

Свидетельства письменных источников подтверждаются археологич. памятниками С. 6-7 вв., к-рые хорошо известны на терр. СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами-полуземлянками с бревенчатым срубом (реже -наземные столбовые постройки), отдельные городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжений. Во взаимодействии с иск-вом ближайших соседей - германцев на 3., угро-финнов на С. и С.-В., скифов и сарматов на Ю. и Ю.-В., фракийцев на Ю.-З.- развивалось искусство С. Многообразны образцы керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом. Ювелирное иск-во представлено железными и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями. Наиболее характерные мотивы орнамента были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Космологич. представления С. отразились и в отд. произв. монументальной скульптуры (напр., в Збручском идоле). Наиболее распространённым типом пластики С. были воздвигавшиеся в центре святилища изображения богов, нередко имеющие неск. ликов и отличающиеся статичностью и нерасчленённостью форм. В 7 в. в нек-рых ювелирных изделиях С. проявилось возрастающее влияние визант. иск-ва.

На основе письменных источников 6-12 вв., археологич. и этнографич. сведений выявляются нек-рые черты древ-неслав. мифологии и религии. К древнейшим формам религии относятся семейнородовые культы предков-"родителей" (пережитки его - образ Щура или Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, к-рые связаны и с плодородием. Общинные земледельч. культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки и т. п.). К земледельческим культам имели отношение небесные божества Сварог и Дажбог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились леший (duch lisny -польск.), водяной (vodnik - чеш.), полевой дух - полудница (pripoldnica - лу-жицк.), вилы - водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В кон. 1-го тыс. наблюдается перерождение племенных культов в государственные.

Письменные и археологич. данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тыс. у С. происходил процесс разложения первобытнообщинных отношений, что было обусловлено изменениями в экономич. жизни С., прежде всего в системе земледелия и землепользования, развитием ремёсел. С. занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремёслами, жили соседскими общинами; историч. обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства .произ-ва и образованию классов.

К ст. Скульптура. 1. Фрагмент статуэтки лендьельской культуры. Энеолит. Музей. Пьештяни (Чехословакия). 2. Голова статуи Гудеа (из Лагаша, Месопотамия). Диорит. 22 в. до н. э. Лувр. Париж. 3. Женская статуэтка лендьельской культуры. Энеолит. Частное собрание. Босковштейн (Чехословакия). 4. В у л к а (культура этрусков; Италия). Статуя Аполлона из Вей. Около 500 до н. э. Музей Виллы Джулия. Рим. 5. "Якшини и другие мифологические персонажи". Деталь убранства южных ворот ступы в Санчи (Индия). Камень. 1 в. до н. а. в. "Пантера" (из Келермесского кургана, Адыгейская АО, СССР). Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. 7. "Ритуальные игры с быком''. Оттиск печати (с о. Крит). Около 1500 до н. э. Национальный археологический музей. Афины. 8. Углублённый рельеф саркофага принцессы Кауит (Древний Египет). Известняк. Конец 3-го тыс. до н. э. Египетский музей. Каир. 9. "Император Коммод в образе Геркулеса" (Древний Рим). Мрамор. Последняя четв. 2 в. Палаццо деи Консерватори. Рим. 10. С к о п а с (?) (Древняя Греция). Надгробие юноши. Мрамор. Около 340 до н. э. Национальный археологический музей. Афины. 11.Рельеф храма