БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121звивается анималистич. С. (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется С. малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины, сов. патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.).

Трагич. события и героич. свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в С. мемориальных сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др.). В 40-70-х гг. С. играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре обществ. зданий и комплексов, используется при создании градостроит. композиций, в к-рых наряду с многочисл. новыми памятниками (М. К. Аникушин, В. 3. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль и др.) важное место принадлежит садово-парковой С., статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для С. малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать совр. интерьер. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластич. языка характерны для станковой С. 2-й пол. 50-70-х гг. Общими для многих нац. школ сов. С. являются стремление воплотить характер совр. человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и С. других социалистич. стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В зап.-европ. С. реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произв., проникнутых высоким гуманистич. пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др.). С. передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт историч. и совр. события, в то время как представители различных модернистич. течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистич. экспериментов.

Илл. см. на вклейках, табл. XXV-XXVIII (стр. 544-545).

Лит.: Голубкина А. С., Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1923 (переизд., М., 1963); Кепинов Г. И., Технология скульптуры, М., 1936; А р к и н Д. Е., Образы скульптуры, М., 1961; Л и б м а н М. Я., О скульптуре, М., 1962; Шмидт И. М., Беседы о скульпторе, М., 1963; Всеобщая история искусств, т. 1 - 6, М., 1956 -1966; История русского искусства, т. 1 - 13, М., 1953-69: Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975; Landsberger F., Vom Wesen der Plastik. Ein kunstpadagogischer Versuch, W., 1924; R о t s с h i 1 d L., Sculpture through the ages, N. Y.- L., [1942]; Rich J. C., The materials and methods of sculpture, N. Y., 1947; Malraux A., Le musee imaginaire de la sculpture mondiale, [v. 1-3, P.], 1952-54; Read Н. Е., The art of sculpture, [N. Y., 1956], 2 ed., N. Y., 1961; Percy Н. М., New materials in sculpture, L., 1962; M i 1 1 s J. W., The technique of sculpture, L., [1965]; Chenev Sh., Sculpture of the world: a history, N. Y., [1968]; Rogers L. R., Sculpture, Oxf., 1969; В a-z i n G., The history of world sculpture, L., 1970; Tucker W., The language of sculpture, L., [1974]. См. также лит. при статьях Искусство, Искусства пластинеские. М. Л. Нейман.

СКУМБРИЕВЫЕ, макрелевые (Scombridae), семейство рыб отр. окунеобразных. Тело удлинённое, веретенообразное, немного сжатое с боков. Хвостовой стебель тонкий с 3 (реже 2) небольшими кожистыми килями с каждой стороны; сверху и снизу на нём 4-9 дополнительных плавничков.

Скумбриевые: / - скумбрия; 2 - синеперый тунец; 3 - пеламида; 4 - королевская макрель; 5 - полосатый тунец;6 - макрелевый тунец; 7 - ваху.

Спинных плавников два. За вторым спинным и анальным плавниками имеются дополнит. плавнички. Тело покрыто мелкой чешуёй, у нек-рых сзади голое, в передней части чешуи увеличены и образуют т. н. корсет, или панцирь. Грудные плавники расположены высоко. Ок. 15 родов. Распространены в тропич., субтропич. и отчасти в умеренных морях Мирового ок. В водах СССР встречаются скумбрии (Scomber, в т. ч. собственно скумбрия), пеламиды (Sarda, в т. ч. собственно пеламида), тунцы, изредка заходят пятнистые, или малые, тунцы (Euthunnus), полосатые тунцы (Katsuwonus), макрелевые тунцы (Auxis), королевские макрели (Scomberomorus). Быстрые пловцы. Держатся в толще воды или у поверхности. Большинство видов С. -ценные промысловые рыбы.

СКУМБРИЯ, макрель (Scomber scombrus), рыба сем. скумбриевых отр. окунеобразных. Дл. до 60 см, весит до 1,6 кг. Тело веретеновидное. Чешуя мелкая. Окраска спины синевато-зелёная, с множеством чёрных изогнутых полосок. Распространена С. в Атлантическом ок.: по вост. побережью от Баренцева и Белого м. до Канарских о-вов; а также в Балтийском (до Финского залива), Северном, Средиземном, Мраморном, Чёрном м., по зап. побережью от Лабрадора до Каролины. Стадная теплолюбивая пелагич. рыба, совершающая миграции весной с глубин 150-250 м, где зимует, к берегам для размножения. После размножения мигрирует вдоль берегов в поисках пищи. Половозрелость наступает на 2 -4-м году.

Плодовитость до 500 тыс. икринок. Нерест летом на небольших глубинах. Ценная промысловая рыба. Близкие виды - японская С., обычна у зап. и вост. побережий Тихого ок., в т. ч. в Японском м., у Юж. Африки, у зап. и вост. побережий Атлантического ок., в т. ч. в Средиземном и Чёрном морях; австралийская С.- у Юж. Австралии и Н. Зеландии.

СКУМПИЯ (Cotinus), род листопадных кустарников выс. 2-5 м или невысоких (до 12 м) деревьев сем. сумаховых. Листья простые, очередные, цельные, сизоватые. Цветки мелкие, желтовато-беловатые или зеленоватые, обоеполые и тычиночные, в рыхлых конечных метёлках с многочисл. недоразвитыми цветками на удлинённых цветоножках, покрытых длинными оттопыренными красноватыми или зеленоватыми волосками. Осенью эти цветоножки разрастаются, придавая С. декоративный вид. В роде 2 вида: С. американская (С. americanus), растёт в Сев. Америке, и С. коггигрия, желтинник, или париковое дерево (С. coggigria) -в Юж. Европе и Юж. Азии (от М. Азии до Китая) и в СССР на юге Европ. части и на Кавказе. С. коггигрия встречается на сухих, часто каменистых и меловых склонах среди кустарников, в сосновых и дубовых лесах. Разводят её как декоративное растение в защитных полосах и для получения из листьев таннинов и их производных, употребляемых, в хим. и текст. пром-сти. Листья используют для дубления кож. Зеленовато-желтоватая древесина (т. н. фустик) идёт на поделки; из С. получают краситель физетин для окраски шерсти, шёлка, дерева и кож в жёлтые и оранжевые тона. Т. Г. Леонова.

СКУНС, полосатый скунс (Mephitis mephitis), хищное млекопитающее сем. куньих. Довольно неуклюжее животное на коротких ногах. Дл. тела 28-38 см, хвоста 18,5-44 см. Конечности стопоходящие со слабо изогнутыми когтями. Мех густой, длинный и пушистый, особенно на хвосте. Окраска -сочетание чёрного и белого цветов. Под хвостом - особые железы, вырабатывающие резко пахнущую едкую жидкость; в случае опасности С. выбрызгивает её в сторону врага (отсюда назв. "вонючка").

Распространён от Юж. Канады до Центр. Америки. Встречается в разнообразных местообитаниях (от лесов до открытых равнин и пустынь). Живёт поодиночке в норах и др. убежищах; лишь зимой самки собираются по нескольку. В сев. части ареала зимой впадает в спячку. Сумеречное и ночное животное. Питается грызунами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками. Размножает.-ся в конце зимы и весной; приносит 4 -10 детёнышей. Объект промысла и клеточного звероводства (используется мех). Иногда вредит истреблением птиц. Лит.: Жизнь животных, т. 6, М., 1971. И. И. Соколов.

СКУОДАС, город, центр Скуодэсского р-на Литов. ССР. Ж.-д. станция на линии Кретинга - Прекуле (Прнекуле). Маслозавод, мельница.

СКУПА (Skupa) Йосеф (16.1.1892, Страконице,-8.1.1957, Прага), чехословацкий театральный деятель, актёр, режиссёр, художник театра кукол, нар. арт. ЧССР (1948). В 1916 начал творческую деятельность в Пльзеньском марионеточном театре как художник, здесь же работал кукловодом, выступал с куклой Кашпарек. В 1930 организовал в Пльзене "Театр Спейбла и Гурвинека", главные герои к-рого сделаны по эскизам С.- Спейбл в 1920, Гурвинек в 1926 (популярность персонажей была так велика, что имена кукол стали нарицательными). В 1944 был заключён в гитлеровскую тюрьму, откуда бежал.

И. Скупа с куклами Спейблом и Гурвинеком.

С 1945 выступал в Праге. С 1929 неоднократно выезжал с театром за рубеж (в 1949 в СССР). В 1933-57 президент Международного союза кукольников. Государственная премия ЧССР (1955).

Лит.: М а 1 i k J., Narodni umelec. Jesef Skupa, Praha, 1962.

СКУПЩИК, представитель купеческого капитала, скупающий у мелких с.-х. производителей и промышленников (кустарей, ремесленников) сырьё, полуфабрикаты и готовые продукты для перепр