БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121е - октябре, видно полностью в юж. районах СССР и частично в центральных. См. Звёздное небо.

СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura, от sculро - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso -леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в С.- человек, реже - животные (анималистич. жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектонич. организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфич. в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами С. Объёмная скульпт. форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архит. или природной средой и на основе наблюдённых в натуре анатомич. (структурных) особенностей той или иной модели.

Различают две основные разновидности С.: круглую скульптуру, к-рая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произв. круглой С., обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или неск. фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительно меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архит. плоскости [фриз, фронтонная композиция (см. Фронтон), плафон и т. д.]. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (см.Барельеф), высокие (см. Горельеф), углублённые и контррельефы.

По содержанию и функциям С. делится на монументально-декоративную, станковую и т. н. С. малых форм. Хотя эти разновидности С. развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная С. рассчитана на конкретное архитектурно-пространств. или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в обществ. местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах обществ. сооружений. Монументально-декоративная С. призвана конкретизировать архит. образ, дополнять выразительность архит. форм новыми оттенками (см. Синтез искусств). Способность монументально-декоративной С. решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произв., к-рые называют монументальными и к к-рым обычно относят гор. памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения. Станковая С., прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её молено рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем самым определяются особенности пластин, языка С., её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистич. жанр). Станковой С. в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутр. миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. С. малых форм включает широкий круг произв., предназначенных преим. для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

К С. малых форм принадлежат также монеты и медали (см. Медальерное искусство) и геммы (см. Глиптика).

Назначение и содержание скульпт. произведения определяют характер его пластич. структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульпт. материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника С. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки, при этом наиболее употребит. инструментами служат проволочные кольца и стеки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и др.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы; для обработки кам. блока применяются молоток (киянка) и набор металлич. инструментов (шпунт, скарпель, троянка и др.), для обработки дерева - преим. фасонные стамески и свёрла. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произв. С. при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения С. в металле прибегают также к гальванопластике (см. Гальванотехника). В нерасплавленном виде металл для С. обрабатывается посредством ковки и чеканки. Для создания керамич. С. (см. Керамика) употребляются особые сорта глины, к-рая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в спец. печах. Цвет в С. встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная С. античности, ср. веков, Возрождения, барокко. Скульпторы 19-20 вв. обычно довольствуются естеств. цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске, тонировке. Однако опыт 1950-60-х гг. свидетельствует о вновь пробудившемся интересе к полихромией С.

Схематически процесс создания скульпт. произведения можно расчленить на ряд этапов: лепка (из пластилина или глины) эскиза и этюдов с натуры; изготовление каркаса для круглой С. или щита для рельефа (железные стержни, проволока, гвозди, дерево); работа на вращающемся станке (см. Станок в скульптуре) или вертикально укреплённом щите над моделью в заданном размере; превращение глиняной модели в гипсовую с помощью "чёрной" или "кусковой" формы; её перевод в твёрдый материал (камень или дерево) с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей чеканкой; патинировка или подкраска изваяния. Известны также произв. С., созданные из твёрдых материалов (мрамор, дерево) без предварит. лепки глиняного оригинала (т. н. техника taille directe, т. е. прямой рубки, требующая исключит. мастерства).

История развития скульптуры. Возникновение С., относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магич. верованиями. В палеолитич. стоянках, открытых во мн. странах (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в Сов. Союзе и др.), обнаружены разнообразные скульпт. изображения животных и женщин -прародительниц рода, к к-рым принадлежат и т. н. палеолитич. Венеры.

Ещё шире круг неолитических скульпт. памятников. Круглая С., обычно небольших размеров, резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на кам. пластинах и стенах пещер. С. часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Примером поздней неолитич. и энеолитической С. на терр. СССР являются трипольская керамич. пластика, крупные кам. изображения людей ("каменные бабы"), скульпт. украшения из бронзы, золота, серебра и др. Хотя для первобытной С. типична упрощённость форм, она нередко отличается остротой жизненных наблюдений и яркой пластич.выразительностью. Дальнейшее развитие С. получила в период разложения первобытнообщинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологич. прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа - скифские золотые рельефы, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная С. океанийцев.

В иск-ве рабовладельч. общества С. выделилась как особый род деятельности, имеющий специфич. задачи и своих мастеров. С. древневост. roc-в, к-рая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению строгой обществ. иерархии, прославлению власти богов и царей, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному. Такова С. Др. Египта: огромные неподвижные сфинксы, полные величия; статуи фараонов и их жён, портреты вельмож, с канонич. позами и фронтальным построением по принципу симметрии и равновесия; колоссальные рельефы на стенах гробниц и храмов и мелкая пластика, связанные с заупокойным культом. Сходными путями развивалась С. других древневост. деспотий - Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии.

Иной, гуманистич. характер носит С. Др. Греции и отчасти Др. Рима, обращённая к массе свободных граждан и во многом сохраняющая связь с антич. мифологией. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Др. Греции воплощают идеал гармонично развитой личности, утверждают свои этич. и эстетич. представления. На смену наивно-целостной, пластически-обобщённой, но несколько скованной С. периода архаики приходит гибкая, расчленённая, основанная на точном знании анатомии С. классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. Реалистич. характер др.-греч. статуй и рельефов (нередко связанных с культовой архитектурой), надгробных стел, бронзовых и терракотовых статуэток наглядно проявляется в высоком мастерстве изображения обнажённого или задрапированного человеческого тела. Сформулировать законы его пропорциональности на основе матем. расчётов попытался Поликлет в теоретич. соч. "Канон". В др.-греч. С. верность действительности, жизненная выраз