БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121шую часть её поедает. Спустя 68-84 сут из икринок выходят личинки, теряющие наружные жабры на 18-м месяце жизни.

Второй род - Andrias включает 2 вида: исполинскую саламандру (Япония) и A. davidianus (Вост. Китай).

И.О. Даревский.

СКРЫТОХВОСТЫ, отряд птиц; то же, что тинаму.

СКРЫТОШЕЙНЫЕ ЧЕРЕПАХИ (Сrурtodira), отряд пресмыкающихся подкласса черепах. Панцирь состоит из костных пластинок, покрытых роговыми щитками. Шея с головой может прятаться внутри панциря, S-образно втягиваясь в вертикальной плоскости. 140 видов (ок. 2/3 видов всех совр. черепах) из 30 родов, объединяемых в 6 семейств: собственно пресноводные черепахи (в СССР 2 вида), циностерны, каймановые черепахи, мексиканские черепахи (Dermatemydidae, 1 вид в Центр. Америке), большеголовые черепахи (Platysternidae, 1 вид - большеголовая черепаха) и собственно наземные черепахи (в СССР 2 вида). Нек-рые зоологи считают С. ч. подотрядом.

СКРЫТЫЕ РАБОТЫ в строительстве, название строит. работ, выполнение которых не может быть проверено в натуре при сдаче в эксплуатацию готовых зданий и сооружений. К осн. С. р. относятся: при устройстве искусств. оснований - работы, связанные с понижением уровня грунтовых вод, закреплением грунтов, устройством опускных колодцев и кессонов и др.; земляные работы, связаные с возведением земляных сооружений и фундаментов, с устройством котлованов, траншей, насыпей, с заделкой и изоляцией фундаментов; железобетонные работы (армирование монолитных железобетонных конструкций, устройство, антикоррозионная защита и сварка закладных деталей, за-моноличивание стыков сборных железобетонных конструкций и др.); при монтаже металлич. и деревянных конструкций - заделка металлич. балок, прогонов, колонн, антикоррозионные мероприятия, пропитка древесины в целях защиты от гниения и возгорания деревянных конструкций, заделка и крепление дверных и оконных блоков; при устройстве полов и покрытий - работы по устройству оснований под полы и кровлю, нижних слоев рулонных кровель и др. В соответствии с действующими Строит. нормами и правилами С. р. предъявляются строит. орг-цией к осмотру и приёмке до их закрытия последующими работами. При сдаче объекта в эксплуатацию акты на С. р. включаются в состав документации общего приёмо-сдаточного акта. Высококачественное выполнение С. р. способствует повышению надёжности зданий и сооружений, вводимых в эксплуатацию. В. М. Минц.

СКРЭБ (англ. scrub), заросли ксерофитных кустарников выс. до 2 л (б. ч. вечнозелёных) в засушливых р-нах Австралии. В С. господствуют виды кустарниковых эвкалиптов, акаций, казуарин, кустарнички из сем. бобовых и миртовых. Для них характерно ксероморфное строение - жёсткая серо зелёная листва с восковым налётом, вместо листьев часто филлодии и колючки. Травянистый покров в С. развит слабо; в нём участвуют дерновинные злаки, однолетние бессмертники, солянки, нек-рые суккуленты. В самых засушливых р-нах распространены С. из кустарниковых эвкалиптов (мали-С.); в р-нах с осадками 150-250 мм в год преобладают различные виды акаций (мёлга-С.); в тропич., несколько более влажной зоне господствуют акация серполистная, иногда встречаются деревья - эвкалипты, бутылковидные деревья (бригелоу-С.). С. наз. также схожие типы растит. сообществ в Африке.

СКРЯБИН Александр Николаевич [25.12.1871(6.1.1872), Москва,-14(27).4. 1915, там же], русский композитор и пианист. Род. в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе (1882-89). С 1882 брал уроки фп. игры у Г. Э. Конюса, затем у Н. С. Зверева, теории композиции -у С. И. Танеева. С 1888 занимался в Моск. консерватории (у В. И. Сафонова, Танеева, А. С. Аренского), к-рую окончил в 1892 по классу фп. Выступал с концертами в ряде городов России (особенно славился исполнением собственных фп. произв.); в 1895-96 издатель М. П. Беляев организовал поездку С. по странам Европы.

А. Н. Скрябин. К. И. Скрябин,

В 1898-1903 проф. Московской консерватории (класс фп.). В 1904-09 жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке. С 1910 поселился в Москве, выезжал с авторскими концертами в Нидерланды (1912), Великобританию (1914). Игра С. отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключит. одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, тончайшей градацией звучаний, богатством и разнообразием тембровых красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации.

С.- один из крупнейших представителей художеств. культуры кон. 19 - нач. 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразит. средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и ликование победы, героич. дерзание и лучезарный свет. Вместе с тем на творчество С. оказали воздействие идеалистич. филос. и эстетич. течения. В ярких контрастах музыки С., с её мятежными порывами и созерцат. отрешённостью, чувственным томлением и повелит. возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюц. эпохи.

Осн. область творчества С.- фп. и симф. музыка. В наследии 80-90-х гг. преобладает жанр романтич. фп. миниатюры: прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты. В этих лирич. пьесах запечатлен широкий круг настроений и душевных состояний от мягкой мечтательности до страстной патетики. Характерная для С. утончённость, нервная обострённость эмоционального выражения сочетается в них с заметным воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы преобладают и в крупных циклич. сочинениях этих лет: фп. концерте (1897), 3 сонатах (1893, 1892-97, 1897).

В 1900-е гг. выкристаллизовалась филос. концепция композитора, замыслы приобрели грандиозный размах, требующий симф. форм выражения. От идей преобразования мира посредством иск-ва (1-я симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900) С. пришёл к утопическому, но величественному замыслу "Мистерии" - некоего вселенского художеств.-литургич. действа, объединяющего все виды иск-ва. Идея обновления, становления творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й симфонии ("Божественной поэмы", 1904) и получает законченное художеств. выражение в одночастных симф. поэмах-"Поэма экстаза" (1907) и "Прометей" ("Поэма огня", 1910). Стремясь к высшей "грандиозности" в кульминациях, С. увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, а в "Прометее" - хор без слов и спец. партию света (первая попытка синтеза художеств. средств, см. Синестезия).

В симфониях С. ещё заметна связь с традициями драматич. симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством Р. Вагнера и Ф. Листа. Симф. поэмы - самобытные произв. как по замыслу, так и по воплощению. Темы приобретают афористич. краткость символов, обозначающих то или иное состояние духа (темы "томления", "мечты", "полёта", "воли", "самоутверждения"). В ладо-гармонич. сфере преобладают неустойчивость, диссонантность, изысканная пряность звучания.

Усложняется фактура, приобретая многослойную полифоничность. В 1900-е гг. параллельно симфоническому развивалось также фп. творчество С., воплощающее в камерном жанре те же идеи, тот же круг образов. Напр., 4-я и 5-я сонаты (1903, 1907) являются своего рода "спутниками" 3-й симфонии и "Поэмы экстаза". Аналогична и тенденция к концентрированности выражения, сжатию цикла. Отсюда одночастные сонаты и фп. поэмы - жанр, имевший в поздний период творчества С. важнейшее значение. Среди фп. произв. последних лет центр. место занимают 6-10-я сонаты (1911-13) - своего рода "подступы" к "Мистерии", частичное, эскизное её воплощение. Их язык и образный строй отличаются большой сложностью, нек-рой зашифрованностью. С. словно стремится проникнуть в область подсознания, зафиксировать в звуках внезапно возникающие ощущения, их причудливую смену. Такие "запечатленные мгновения" рождают короткие темы-символы, из к-рых и состоит ткань произведения. Зачастую один аккорд, двух-трёхзвучная интонация или мимолётный пассаж приобретают самостоят. образно-смысловое значение. Творчество С. оказало значит. воздействие на развитие фп. и симф. музыки 20 в.

В 1922 квартира С. в Москве превращена в музей.

Соч.: Автобиографическая записка, "Русская музыкальная газета", 1915, № 17 -18; Письма, [М.], 1923; Письма, М., 1965.

Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Скрябин. Опыт характеристики, П., 1921; Сабанеев Л., Скрябин, 2 изд., М.- П., 1923; его же, Воспоминания о Скрябине, М., 1925; Альшванг А. А., А. Н. Скрябин, М.- Л., 1940; его же, А. Н. Скрябин, М.- Л., 1945; А. Н. Скрябин, [сб. ст.], М.- Л., 1940; Данилевич Л. В., А. Н. Скрябин, М., 1953; Дельсон В. Ю., Скрябин, М., 1971. О. Б. Степанов.

СКРЯБИН Георгий Константинович [р. 4(17).9.1917, Ленинград], советский микробиолог и биохимик, чл.-корр. АН СССР (1968). Чл. КПСС с 1947. Сын К. И. Скрябина. Окончил Казанский ветеринарный ин-т (1942). В 1943-46 в Сов. Армии. С 1949 в Ин-те микробиологии АН СССР (с 1960 заведующий лабораторией). С 1962 заместитель директора, с 1967 директор Ин-та биохимии и физиологии микроорганизмов АН СССР в г. Пущино.. В 1967-74 директор Науч. центра биологич. исследований АН СССР в г. Пущино