БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121афич. атласах), а также способ "фаден-зигельн" (ГДР). Последний предусматривает прошивание листов в каждой тетради скобами из термонитей во время фальцевания тетрадей и заклеивание корешка блока, составленного из таких тетрадей, с последующей его окантовкой к.-л. материалом.

Лит.: Б и т к о в а К. М., Бесшвейное скрепление книг, М., 1965; Технология брошюровочно-переплетных процессов, М., 1971, гл. X. И.А.Жуков.

СКРЕЩИВАНИЕ, гибридизация, один из методов селекции растений и животных. Применяется для получения гибридов и помесей (метисов), представляющих исходный материал для отбора и подбора по хозяйственно-полезным признакам, и выведения новых пород (сортов). Существуют различные системы С., к-рое принято делить на родственное С. (инбридинг) и неродственное (аутбридинг). Разновидностями аутбридянга являются: межпородное (межсортовое) С. (кроссбридинг), межлинейные С. (инкроссинг - С. инбредированных линий одной породы, сорта; инкроссбридинг - С. инбредированных линий разных пород, сортов; топкросс - С. спец. отселекционированных инбредных мужских линий с аутбредными им женскими линиями) и более отдалённые С. В животноводстве под С. понимают метизацию, к-рую подразделяют на вводное скрещивание, воспроизводительное скрещивание, поглотительное скрещивание, промышленное скрещивание. См. также Гибридизация.

СКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ ПРЯМЫЕ, прямые в пространстве, не лежащие в одной плоскости. Через С. п. можно провести параллельные плоскости, расстояние между к-рыми называется расстоянием между С. п. Оно равно кратчайшему расстоянию между точками С. п.

СКРИБ (Scribe) Огюстен Эжен (25.12. 1791, Париж,-21.2.1861, там же), французский драматург, чл. Франц. академии (1834). Автор многочисленных (ок. 150) пьес, составивших основу комедийного репертуара франц. театра 19 в. Водевили и комедии С. остроумные и насмешливые, с искусно построенной интригой и живым диалогом восхваляли житейский здравый смысл, практицизм и бурж. добродетели. Они имели успех у бурж. зрителя, тронутого "...конторским героизмом я поэзией прилавка" и узнававшего "...себя и свои идеалы в скрибовских героях..." (Герцен А. И., Собр. соч., т. 5, 1955, с. 34). Таковы "Денежный брак" (1827), "Мальвина, или Брак по склонности" (1828), "Цепь" (1841) и др. Несмотря на охранительные обществ. воззрения С., его лучшие пьесы обладали злободневностью и сатирич. остротой ("Товарищество, или Лестница славы", 1837, и др.). Пьесы "Стакан воды, или Следствия и причины" (1840), "Адриенна Лекуврер" (1849) и др. имеют условно-историч. сюжет. Большинство пьес написано С. в соавторстве (Ж. Делавинь, Э. Легуве, Э. Мазер и др.). С.- автор либретто опер Дж. Мейербера, Д. Ф. Э. Обера, Ж. Галеви и др., а также нескольких прозаических произведений. На русский язык переведено ок. 130 пьес С. и ок. 20 оперных либретто. В пьесах С., известных в России с 20-х гг. 19 в., выступали видные русские и советские актёры.

С о ч.: OEuvres completes, t. [1 - 76], P., 1874-85; в рус. пер.- Пьесы. М., 1960.

Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Луначарский А. В., Скриб и скрибизм, Собр. соч., т. 6, М., 1965; А г v i n N. С., Е. Scribe and the French theatre, 1815 - 1860, Camb., [1968]; Car dwell W. D.. The dramaturgy of E. Scribe, New Haven (Conn.), 1971 (Diss.). Г. С. Авессаломова.

О. Э. Скриб. А. Н. Скринский.

СКРИВЕРИ, посёлок гор. типа в Стучкинском р-не Латв. ССР. Расположен на прав. берегу Даугавы. Ж.-д. станция в 72 км к Ю.-В. от Риги. Латв. н.-и. ин-т земледелия и экономики с. х-ва. Дендрологический парк. Дом-музей писателя А. Упита.

СКРИГАН Янка (Иван) Алексеевич [р. 3(16).11.1905, с. Трухановичи, ныне Минской обл.], белорусский советский писатель. Чл. КПСС с 1964. Учился на лит.-лингвистич. отделении пед. ф-та БГУ (1928-32). Печатается с 1924. Автор сб-ков рассказов и повестей "Бури над заводью" (1929), "Встречи" (1935), "Рассказы" (1956), "Наталья" (1957), "Скажи одно слово" (1961), "Моя повесть" (1964), "Круги" (1969), сб. критич. статей и воспоминаний "Утренние росы" (1965). Перевёл рассказы М. Горького, И. Бунина, И. Бабеля и др.

С о ч. в рус. пер.: Людьми зваться, Л., 1959 Лунная ночь. Рассказы. Повести. Портреты М., 1967; Круги. Повесть с отступлениями Минск, 1972; Поворот у сосны. Рассказы, Л. 1974.

Лит.: Пiсьменiкi Савецкай Беларусi. Кароткi бiябiблiяграфiчны даведнiк, Мiнск 1970.

СКРИЖАЛИ, две каменные доски, на которых, согласно библейской мифологии, были начертаны 10 заповедей, переданных Моисею богом на горе Синай. В переносном смысле - то, что хранит (куда заносятся памятные события, даты, имена, незыблемые принципы, идеи).

СКРИНСКИЙ Александр Николаевич (р. 15.1.1936, Оренбург), советский физик, акад. АН СССР (1970; чл.-корр. 1968). Окончил МГУ (1959). С 1959 работает в Ин-те ядерной физики Сиб. отделения АН СССР. Одновременно с 1967 проф. Новосиб. ун-та. Осн. труды по физике высоких энергий и физике и технике ускорителей заряженных частиц. Совм. с др. разработал метод встречных пучков (Ленинская пр., 1967), разработал и построил установки со встречными электрон-электронными и электрон-позитронными пучками и провёл эксперименты на них. С. принадлежат теоретич. и экспериментальные работы по изучению устойчивости и взаимодействия пучков заряженных частиц, получению поляризованных частиц в накопителях, применению рентгеновского синхротронного излучения, разработке метода электронного охлаждения, предназначенного в основном для накопления антипротонов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

С о ч.: О движении спина частиц в накопителе с произвольным полем, "Доклады АН СССР", 1970, т. 192, № 6 (совм. с др.); Использование синхротронного излучения накопителя ВЭПП-3 для рентгеноструктурных исследований, там же, 1974, т. 218, № 4 (совм. с др.).

СКРИПИЦА (Lactarius vellereus), шляпочный пластинчатый гриб рода млечников. Весь гриб плотный белый; шляпка 10-20 см в диаметре, сухая, тонковойлочная; пластинки желтовато-белые; ножка короткая, толстая; млечный сок обильный, белый, едкий на вкус. С. встречается гнёздами в лиственных лесах в июле - октябре. Съедобен в солёном виде, но малоценен.

СКРИПКА (от скрипеть; итал. viоlino, уменьшительное от viola, франц. violon, англ. violin, нем. Geige), струнный смычковый муз. инструмент. Самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства (С., альт, виолончель, контрабас).

4 струны С. настроены по квинтам. При игре держится на плече (а браччо). Диапазон: от соль малой октавы до до3. Общая длина 600 мм (в педагогич. практике применяются С. и меньшего размера). Осн. приём извлечения звука - ведение смычком по струнам, используется способ игры флажолетами, иногда звук извлекается щипком - пиццикато. Наряду с фортепьяно С. наиболее распространённый сольный концертный инструмент. Существуют различные теории происхождения С.: от смычковых инструментов, занесённых арабами в 8 в. в зап.-европ. страны, от ср.-вековых кроты, виелы (эти инструменты, в отличие от С., не держались на плече). Многочисл. факты, однако, устанавливают связь С. с нар. муз. инструментом славян. В польских землях ещё в 15 в. (когда в странах Зап. Европы господствовали виолы с терцово-квартовой настройкой) бытовал 3-струнный смычковый инструмент типа С., с настройкой струн по квинтам. Эта нар. С. не имела ещё строго установленных пропорций, не была покрыта лаком, обладала острым, резким звуком (отсюда и назв. С.- польское skzypce), высоким регистром (о польск. С. писал нем. музыковед М. Агрикола в 1528). Классич. тип С. вырабатывался на протяжении 15-16 вв. одновременно в Польше, Италии, Франции. На основе усовершенствования нар. С. и использования опыта, накопленного мастерами в построении муз. смычковых инструментов, был создан классич. тип С., сочетавший высокую тесситуру с певучестью и технич. подвижностью. В 16-18 вв. в Сев. Италии сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров - в Бреше (Г. да Сало, Дж. Маджини), Кремоне (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) и др. Мастерами кремонской школы была окончательно установлена конструкция С., выработан специфически скрипичный тембр. Итал. С. применяются в совр. исполнительской практике, многие из них считаются непревзойдёнными. Утверждение С. как ведущего сольного концертного инструмента сыграло большую роль в истории муз. иск-ва. Новые жанры инструментальной музыки 17-18 вв.-сольная соната и концерт - возникли первоначально как жанры скрипичной музыки. Инструменты скрипичного семейства во главе со С. составили основу определившихся к сер. 18 в. классич. состава симфонич. оркестра и струнного квартета.

В 17-18 вв. интенсивно развивается искусство сольной игры на С., создаётся скрипичная музыка (А. Вивальди, Дж. Тартини - Италия; Ф. Бенда, Я. Стамиц -Чехия; Ж. М. Леклер, П. Гавинье - Франция, и др.). В 19 в. большую роль в развитии скрипичного иск-ва сыграл итал. скрипач и композитор Н. Паганини. Среди скрипачей -исполнителей и композиторов 19-20 вв.: Дж. Б. Виотти, П. Роде, Р. Крейцер (Франция), А. Вьётан, Э. Изаи (Бельгия), К. Липиньский, Г. Венявский (Польша), Я. Кубелик