БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1938). Печатается с 1934. Ощущение надвигающейся войны реализовалось в поэмах "Победитель" (1937) о Н. Островском, "Ледовое побоище" (1938), "Суворов" (1939). В предвоен. годы формируется осн. тема С.- тема мужества и героизма, носителями к-рого являются люди, душевно причастные к бурным событиям своей эпохи (пьесы "История одной любви", 1940, "Парень из нашего города", 1941, Гос. пр. СССР, 1942, одноим. фильм 1942). В годы Великой Отечественной войны на фронте (корреспондент газ. "Красная Звезда"). Одним из первых обратился к теме рус. человека на войне (пьеса "Русские люди", 1942, Гос. пр. СССР, 1943; повесть "Дни и ночи", 1943-44, Гос. пр. СССР, 1946, одноим. фильм, 1945). Широкую популярность приобрела в годы войны лирика С. ("Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...", "Жди меня", "Убей его!" и др., стихи из сб-ков "С тобой и без тебя", 1942, "Война", 1944, и др.), где мотивы патриотизма, мужества и героики соединены с мотивами фронтовой дружбы, любви, верности.

К. М. Симонов. "Живые и мёртвые" (Москва, 1964). Илл. А. Васина.

Период "холодной войны " отразился в творчестве С. созданием идеологически актуальных произв. (пьесы "Русский вопрос", 1946, Гос. пр. СССР, 1947; "Чужая тень", 1949, Гос. пр. СССР, 1950; кн. стихов "Друзья и враги", 1948, Гос. пр. СССР, 1949). С сер. 50-х гг. (вслед за романом "Товарищи пооружию", 1952, новая ред. 1971) С. создаёт трилогию "Живые и мёртвые" (Ленинская пр., 1974): романы "Живые и мёртвые" (1954-59, одноим. фильм, 1964), "Солдатами не рождаются" (1963-64, фильм "Возмездие", 1969) и "Последнее лето" (1970-71)-эпически широкое художеств. исследование пути сов. народа к победе в Великой Отечеств. войне, в к-ром автор стремился соединить два плана - достоверную "летопись" осн. событий войны, увиденных глазами их свидетеля и участника (Серпилин, Синцов), и анализ этих событий с точки зрения их современного понимания и оценки. К трилогий по материалу примыкают "Южные повести" (1956-61), повести "Из записок Лопатина" (1965), "Двадцать дней без войны" (1972), ряд публикаций дневников С. воен. лет с совр. авторскими комментариями и др. Опубликовал также повесть "Дым отечества" (1947), пьесу "Четвёртый" (1961) и много др. пьес, сценариев художеств. и документальных фильмов, поэм, книг, путевых очерков, статей и выступлений на лит. и общественные темы. Мн. произв. С. переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Общественная деятельность С. активна и многогранна: редактор "Литературной газеты" (1938, 1950-54), журн. "Новый мир" (1946-50, 1954-58), зам. ген. секретаря правления Союза писателей СССР (1946-54). Канд. в чл. ЦК КПСС (1952-56), чл. Центр. ревизионной комиссии КПСС (1956-61 и с 1976). Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Чл. президиума Сов. комитета защиты мира (с 1949). Секретарь правления Союза писателей СССР (1954-59 и с 1967). Награждён 3 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

С о ч.: Собр. соч., т. 1 - 6, М., 1966 - 70.

Лит.: Вишневская И. Л., Константин Симонов. Очерк творчества, М., 1966; Фрадкина С., Творчество Константина Симонова, М., 1968; Лазарев Л. И. Военная проза Константина Симонова, М. 1975; Русские советские писатели-прозаики Биобиблиографический указатель, т. 4, М. 1966. Г. А. Белая

СИМОНОВ Николай Константинович [21.11(4.12). 1901, Самара, ныне Куйбышев,-20.4.1973, Ленинград], советский актёр, нар. арт. СССР (1950), Герой Социалистич. Труда(1971). Учился в петерб. АХ (1919-22). С 1924 актёр Ленингр. театра драмы им. Пушкина (в 1932-33 работал в Куйбышевском театре). Иск-во С. отличала высокая, героико-романтич. одухотворённость. Он создал яркие образы передовых сов. людей, отмеченные большой нравственной силой, идейной убеждённостью, духом воинствующего гуманизма: Мехоношев ("Конец Криворыльска" Ромашова), Вершинин ("Бронепоезд 14-69" Иванова), Семён ("Ярость" Яновского), Берест ("Платон Кречет" Корнейчука), генерал Муравьев ("Победители" Чирскова), Хлебников ("Персональное дело" Штейна).

К. М. Симонов. Н. К. Симонов. Р. Н. Симонов.

Важное место в творчестве актёра занимали роли классического репертуара: Протасов ("Живой труп" Л. Н. Толстого), Сатин ("На дне" Горького), Сальери ("Моцарт и Сальери" Пушкина), Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца "Гауптмана). Лучшие роли в кино (снимался с 1924): Артём ("Каин и Артём", 1929), Жихарев ("Чапаев", 1934), Чуйков ("Сталинградская битва", 1949), Монтанелли ("Овод", 1955) и др. Крупнейшая работа в кино-Пётр1 ("Пётр1", 1937-39). Гос. пр. СССР (1941, 1947, 1950). Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского (1973). Награждён 3 орденами Ленина, а также медалями. Лит.: Остроухое С., Народный артист СССР Н. К. Симонов, Л., 1951; Цимбал С., Николай Симонов, М., 1973.

Н. К. С и м о н о в в роли Петра I в фильме "Пётр I".


СИМОНОВ Рубен Николаевич [20.3(1.4). 1899, Москва,-5.12.1968, там же], советский актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1946). Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та. В 1919 поступил в драматич. Студию им. Ф. И. Шаляпина, в 1920 перешёл в 3-ю студию МХАТа (с 1926- Театр им. Вахтангова). Сначала актёр, с 1924 режиссёр, с 1939 гл. режиссёр Театра им. Вахтангова. В творчестве С. многогранно и ярко проявилось связанное с традицией Вахтангова восприятие сценич. иск-ва как праздника, что отразилось в артистизме и изяществе его актёрских работ, в их поэтич. одухотворённости. Для ранних ролей С.- Дымба ("Свадьба" Чехова), Труффальдино и Панталоне ("Принцесса Турандот" Гоцци) - характерны гротесковая манера, подчёркнутая театрализация образов. Впоследствии С., значительно углубив психологическую разработку ролей, сохранил остроту сценич. рисунка, отточенность внешней формы. Комедийное начало таланта С. блестяще раскрылось в ролях Вице-короля ("Карета святых даров" Мериме), Бенедикта ("Много шума из ничего" Шекспира), Доменико Сориано ("Филумена Мартурано" Де Филиппе). Трагич. колорит приобрела в его исполнении роль Кости-капитана ("Аристократы" Погодина); образам Сирано ("Сирано де Бержерак" Ростана) и Олеко Дундича ("Олеко Дундич" Ржешевского и Каца) актёр придавал героико-романтич. окраску.

Глубокой гражданственностью, целостностью раскрытия идейного содержания, выразительностью режиссёрского построения отличались его постановки: "Интервенция" Славина (1933), "Фронт" Корнейчука (1942), "Фома Гордеев" по Горькому (1956), "Живой труп" Л. Н. Толстого (1962), "Правда и кривда" Стельмаха (1964) и др. Значит. вехой в развитии сов. театра стал спектакль "Человек с ружьём" Погодина (1937). Ставил комедии: "Мадемуазель Нитуш" Эрве (1944), "Стряпуха" Софронова (1959) и др. В 1928-37 возглавлял студию (Театр-студия под рук. Р. Н. Симонова). В Большом театре поставил оперы "Абессалом и Этери" Палиашвили (1938), "Кармен" Бизе (1945) и др. Руководил 1-й, 2-й и 3-й Арм. студиями и Узб. студией в Москве. Преподавал в Театр. уч-ще им. Щукина (с 1946 проф.). Ленинская пр. (1967). Гос. пр. СССР (1943, 1947, 1950). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

С о ч.: С Вахтанговым, М., 1959.

Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М.- Л.. 1939; его ж е, Р. Н. Симонов в "Аристократах" Погодина, в его кн.: Правда театра, М.. 1965. Б. И. Ростоцкий.

Р. Н. Симонов в роли Бенедикта ("Много шума из ничего" У. Шекспира).

СИМОНОВ Сергей Гаврилович [р. 22. 9(4.10). 1894, дер. Федотово, ныне Владимирской обл.], советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистич. Труда (1954), засл. изобретатель РСФСР (1964). Чл. КПСС с 1927. С 1910 работал слесарем на различных з-дах. С 1922 мастер, старший мастер. С 1929 С.-нач. сборочного цеха, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. Изобретательская деятельность С. началась в 1922-23 с проектирования ручного пулемёта и автоматич. винтовки. В 1926 была представлена, а в 1936 была принята на вооружение Красной Армии автоматич. винтовка С. В 1941 разработал 14,5-мм противотанковое самозарядное ружьё, применявшееся в Великой Отечеств. войне 1941-45. В 1945 на вооружение Сов. Армии был принят самозарядный карабин С. За создание противотанкового ружья и самозарядного карабина С. удостоен Гос. пр. СССР (1942, 1949). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Болотин Д.Н., Советское стрелковое оружие за 50 лет, Л., 1967.

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ, Симонов Успенский мужской монастырь, в Москве, основан ок. 1379 в 0,5 км от старого С. м. (осн. в 1370). С. м. являлся также крепостью, защищавшей столицу с юга, со стороны Москвы-реки и Брашевской дороги. В кон. 14- нач. 15 вв. С. м, пользовался покровительством кн. Дмитрия Донского и его сыновей.

Симонов Успенский монастырь в Москве. Башня "Дуло". 1640-е гг.

Выходцами из С. м. основаны Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. В 15-17 вв. С. м. - один из крупнейших духовных феодалов-землевладельцев. В 16 в. в нём жили и писали свои соч. Вассиан Патрикеев и Максим Грек. С. м. расположен на левом, высоком берегу р. Москвы. Сохранилась кам. юж. стена с башнями (1640-е гг.) и богато декорированная трапезная на высоком подклете (1677-80