БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121в это же время вступили в действие подшипниковые з-ды в США. В России первое подшипниковое предприятие возникло в Москве в 1916, где в небольших мастерских производилась сборка шариковых подшипников. После Окт. революции 1917 оно передано (1923) в концессию шведской фирме "СКФ". В 1924 на нём изготовлено 8,3 тыс. подшипников. В 1929 началось стр-во 1-го Гос. подшипникового з-да (ГПЗ-1), к-рый был пущен в 1932. В 1931 организован ГПЗ-2 на базе ликвидированной концессии "СКФ". В 1941 вступил в строй ГПЗ-3 в Саратове. В 1932 в СССР было изготовлено 2 млн. подшипников, а в 1940 - 44,8 млн. В годы Великой Отечеств, войны 1941 -1945 П. п. обеспечивала подшипниками воен. технику, а также выпускала оборонную продукцию. В послевоен. период построены з-ды, специализирующиеся на произ-ве подшипников определённой конструктивной номенклатуры. К 1974 число действующих подшипниковых предприятий достигло 19 (в Москве ГПЗ-1 и ГПЗ-2, Куйбышеве ГПЗ 4 и ГПЗ-9, Саратове ГПЗ-3, Харькове ГПЗ-8, Минске ГПЗ-11, Волжском ГПЗ-15, а также в Томске, Свердловске, Баку, Ростове-на-Дону, Ижевске, Прокопьевске, Виннице, Курске, Вологде). Кроме того, создано 14 з-дов по восстановлению подшипников. В П. п. сочетаются все виды произ-ва: массовое, крупносерийное и серийное. На предприятиях отрасли достигнута высокая степень автоматизации: действуют 830 автоматич. линий, 63% технологич. оборудования - автоматы и полуавтоматы; широко развита автоматизация контрольно-измерительных операций. Достигнут высокий уровень производительности труда. Объём произ-ва П. п. в 1973 по сравнению с 1960 возрос в 3,3 раза. Расширяется экспорт подшипников, они поставляются более чем в 40 стран. Имеется Всесоюзный н.-и. конструкторско-технологический ин-т подшипниковой пром-сти. Совершенствуются конструкции подшипников, внедряются прогрессивные технология, процессы, действующие и вновь строящиеся з-ды оснащаются высокопроизводительным автоматизированным оборудованием.

В зарубежных социалистич. странах создана (в Чехословакии до 2-й мировой войны 1939-45; в Болгарии, Венгрии, Польше и Румынии после 2-й мировой войны с помощью СССР) и развивается П. п. В таблице показана динамика выпуска подшипников качения в нек-рых странах - членах СЭВ (млн. шт.).



1960

1970

1973
Болгария

6,3

9,0

10,3
Венгрия

6,6

16,5

18,7
ГДР

32,9

54,1

72,7
Польша

12,0

51,4

74,9
Румыния

4,6

24,5

31,1
Чехословакия

37,2

50,6

65,0

Создана междунар. Организация сотрудничества подшипниковой пром-сти (ОСПП), в к-рую входят НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР,

В капиталистич. странах видное место в произ-ве подшипников качения занимает шведская фирма "СКФ", имеющая филиалы во мн. капиталистич. странах. П. п. развита в США (751 млн. подшипников качения в 1971; крупные фирмы "Тимкен К°", "Фарнир беринг К°"), в Японии (1007 млн. подшипников качения в 1971; крупные фирмы "Ниппон сэйко", "Коё сэйко", "Тоё бэринг"), в Великобритании (крупная фирма "Рэнсом-Гофман - Поллард"), в ФРГ ("Кугель-фишер Георг Шифер унд К°"), в Италии ("Оффичине ди Виллар Пероза"), во Франции ("Сосьете нувель де рульман").

В. Г. Устинов.

ПОДШИПНИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, антифрикционные материалы, применяемые для изготовления подшипников скольжения.

ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ, ж.-д. пути, связывающие станцию, расположенную на ж.-д. магистрали общего пользования, с пром., с.-х. предприятием или др. организацией. К П. п. в широком смысле слова относят также и ж.-д. пути на самом предприятии, т. н. П. п. промышленного транспорта. На крупном предприятии, напр, металлургическом комбинате, длина П. п. достигает неск. сотен км и включает в себя не только соединительные пути, но и пути ж.-д. станций разных назначений (передаточных, сортировочных, погрузочно-разгру-зочных и др.), расположенных на территории предприятия. Ок. 80% вагонов, следующих затем по жел. дорогам общего пользования, грузится на П. п. предприятий и организаций. Кроме того, на П. п. пром. транспорта выполняется большой объём работ, связанных с технологией произ-ва. Общее число пунктов примыкания П. п. к ж.-д. станциям общего пользования составляет в СССР св. 23 тыс. (1974).

ПОДЪЕЛЬНИК (Monotropa hypopitys), многолетнее, лишённое хлорофилла сапрофитное растение сем. вертляницевых. Корневище гнездообразное, сильно разветвлённое, с микоризой. Стебель вые. 5-25 см, сочный, беловатый или желтоватый (как и вся надземная часть растения), с очередными чешуевидными листьями. Цветки правильные, в кистевидном соцветии. Венчик цилиндрически-колокольчатый; лепестки при основании мешковидные. Плод - коробочка, с мно-гочисл. семенами. П. встречается в умеренном поясе Сев. полушария, в СССР -в Европ. части, на Кавказе, юге Сибири, Д. Востоке и в Казахстане; растёт в сырых тенистых хвойных, широколиственных и смешанных лесах. П. часто ошибочно связывают с лат. родовым назв. Hypopitys. Ранее в этот род включали вертляницу.

ПОДЪЁМ ГЛАСНЫХ, один из дифференциальных признаков в классификации гласных звуков, основывающийся на более высоком или более низком положении языка (см. Гласные).

ПОДЪЁМ ФЛАГА, 1) ежедневная церемония подъёма военно-морского флага (см. Флаг военно-морской) на воен. кораблях. В Сов. ВМФ флаг поднимается в 8 ч, а по выходным и праздничным дням в 9 ч утра в обыкновенной или торжеств, обстановке (с вызовом на верхнюю палубу всей команды корабля, караула, оркестра). На кораблях 1-го и 2-го рангов (на якоре) одновременно с П. ф. поднимается гюйс. Спуск флага (и гюйса) производится во время захода солнца, а в полярных морях - в часы, установленные командующим флотом. 2) Церемонии П. ф. предусмотрены также при салютах и при проведении празднеств; в пионерских лагерях (ежедневно); на стадионах при открытии спортивного сезона, спартакиад и пр.; на пристанях (вокзалах) при открытии навигации.

ПОДЪЁМА ЭТАЖЕЙ МЕТОД, подъёма перекрытий метод, возведение многоэтажных зданий путём постепенного подъёма изготовленных на уровне земпа железобетонных плит перекрытий на заданную проектом высоту с помощью комплекта подъёмников, объединённых в синхронно работающую систему. В зависимости ог степени готовности применяемых конструкций установку на плите перекрытия стен, перегородок, сан.-технич. оборудования и т. п. производят либо до подъёма плиты, либо после него.

П. э. м. получил распространение с 1950 в США, НРБ, ЧССР, ФРГ и др, странах при возведении зданий различного назначения вые. до 21 этажа. В СССР П. э. м. применяется с 1959 при стр-ве многоэтажных зданий - вые. до 15 этажей (напр., в Арм. ССР при сооружении жилых домов, в Ленинграде и Москве- обществ, зданий).

В СССР, используя П. э. м., непосредственно на месте расположения строящегося здания изготовляют пакет безбалочных железобетонных плит перекрытий по числу этажей здания; в каждой плите по контуру колонн укладывают стальной воротник, служащий для захвата плит при подъёме. Для подъёма перекрытий используют электромеханич. (наиболее распространены) или гидравлич. подъёмники, устанавливаемые на колоннах или "в обхват" колонн.

П. э. м. позволяет возводить многоэтажные пром. и обществ. здания (рис.) с использованием неразрезных плит перекрытий пл. до 3 тыс. м2 и массой до 1500 т при пролётах между колоннами до 6 л и более. При пролётах св. 8 м применяют кессонированные и многопустотные плиты из обычного или предварительно напряжённого железобетона. П. э. м. особенно эффективен: при стр-ве многоэтажных зданий, для к-рых по эксплуатац. или архит.-конструктивным соображениям нерационально применение сборных конструкций перекрытий серийного заводского изготовления; в сейсмических р-нах; при стеснённых условиях строительства; в р-нах с недостаточно развитой индустриальной строительной базой.

Строительство 15-этажного здания Центрального архива в Москве методом подъёма перекрытии (с помощью электромеханич. подъёмников, установленных Чв обхват" колонн, одновременно поднимаются 2 плиты общей массой 1100 т).

Лит.: Рекомендации по возведению многоэтажных зданий методом подъема этажей п перекрытий, М., 1971; Минц В. М., Возведение многоэтажных зданий методом подъема этажей и перекрытий, М., 1972.

В. М. Минц.

ПОДЪЁМНАЯ СИЛА, составляющая полной силы давления жидкой или газообразной среды на движущееся в ней тело, направленная перпендикулярно к скорости тела (к скорости центра тяжести тела, если оно движется непоступательно). Возникает П. с. вследствие несимметрии обтекания тела средой. Напр., при обтекании крыла самолёта (рис. 1) частицы среды, обтекающие нижнюю поверхность, проходят за тот же промежуток времени меньший путь, чем частицы, обтекающие верхнюю, более выпуклую поверхность и, следовательно, имеют меньшую скорость. Но, согласно Бернул-ли уравнению, там, где скорость частиц меньше, давление среды больше и наоборот. В результате давление среды на нижнюю поверхн