БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121П. может быть сильным, обязательно реализуемым (читать книгу, съехать с горы), и слабым (напр., при согласовании: хорошая книга). В лексич. отношении П. бывает свободным, ограниченным или - при фразео-логизации - закрытым. В сложноподчинённом предложении П. выступает как связь главного предложения с придаточным; показателями связи являются подчинит, союзы, относит, местоимения, формы времени и наклонения глагола-сказуемого в придаточном предложении, порядок слов и др. При взаимоподчинении показатель П. есть в обеих частях. П. как грамматически выраженная зависимость противостоит сочинению.

И. Н. Кручинина.

ПОДШЁРСТОК, пуховые волосы, нижний ярус волосяного покрова (шерсти) у большинства млекопитающих.

П. представлен извитыми тонкими мягкими волосами и выполняет осн. теплоизоляционную функцию шёрстного покрова. У нек-рых животных (напр., у мериносовых овец) П. образует весь волосяной покров, у других (напр., у кабарги) он почти отсутствует. Хорошо выражен у животных, приспособленных к холодному климату, а также у водных животных. П.- наиболее ценная часть шерсти.

ПОДШИПНИК, опора вала или оси, фиксирующая положение вращающейся или качающейся части механизма по отношению к другим его частям. По направлению воспринимаемых нагрузок П. разделяют на радиальные (для восприятия нагрузок, перпендикулярных к оси вала), упорные (для восприятия нагрузок, направленных по оси вала), а также ра-диально-упорные (для восприятия комбинированных, преим. радиальных нагрузок; реже применяют упорно-радиальные П.- преим. для восприятия осевых нагрузок). По виду трения различают подшипники качения (получили наибольшее распространение) и подшипники скольжения.

ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, опора вращающейся части механизма или машины, работающая в условиях преобладающего трения качения, обычно состоящая из внутреннего и наружного колец, тел качения и сепаратора, разделяющего тела качения и направляющего их движение (рис. 1). По форме тел качения П. к. могут быть шариковыми и роликовыми с различной формой роликов. На наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного выполняются дорожки качения, геометрич. форма к-рых зависит от применяемых в данном подшипнике тел качения. Иногда в целях уменьшения радиальных габаритов применяют П. к. без одного из .колец, дорожка качения при этом выполняется непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали (рис. 2). Нек-рые П. к. (напр., игольчатые) могут не иметь сепаратора. Такие П. к. отличаются большим числом тел качения, а следовательно, и большей грузоподъёмностью. Предельная частота вращения бессепараторных подшипников ниже из-за повышенных моментов трения. По направлению действия воспринимаемой нагрузки П. к. разделяют на четыре группы: радиальные -предназначены для восприятия только радиальных (напр., роликоподшипники с игольчатыми роликами) или радиальных и ограниченных осевых нагрузок (напр., шарикоподшипники радиальные однорядные); радиально-упорные - для восприятия комбинированных, т. е. радиальных и осевых, нагрузок (напр., подшипники с конич. роликами); упорно-радиальные - для восприятия в основном осевых и незначительных радиальных нагрузок (имеют огранич. применение); упорные -для восприятия только осевых нагрузок.

Рис. 1. Конструкция шарикоподшипника: 1 - наружное кольцо; 2-внутреннее кольцо; 3 - шарик; 4 - сепаратор (штампованный).

Рис. 2. Узел с подшипником качения, выполненным без внутреннего кольца (т. н. совмещённые опоры).

П. к. могут иметь один или неск. рядов тел качения и различную конструкцию. По комплексу признаков П. к. разделяются на типы (рис. 3). Кроме П. к. осн. типов, существуют их конструктивные разновидности (нек-рые из них показаны на рис. 4). Радиально-упорные шарикоподшипники изготавливают с различными номинальными углами контакта (обычно 12, 26, 36°). С увеличением угла контакта возрастают осевая жёсткость и способность воспринимать осевые нагрузки, но снижаются радиальная жёсткость и быстроходность. При установке радиально-упорных сдвоенных П. к. повышаются грузоподъёмность и жёсткость опоры, а также точность вращения вала. Шарикоподшипники с разъёмным внутренним или наружным кольцом воспринимают осевые нагрузки любого направления и точно фиксируют осевое положение валов.

Рис. 3. Основные типы подшипников качения: а - шарикоподшипник радиальный однорядный; б - шарикоподшипник радиальный двухрядный сферический (самоустанавливающийся); в - роликоподшипник с короткими цилиндрическими роликами радиальный однорядный без бортов на наружном кольце; г - роликоподшипник с витыми роликами радиальный однорядный; д - роликоподшипник с игольчатыми роликами радиальный с бортами на наружном кольце; е - роликоподшипник сферический с асимметричными роликами радиальный двухрядный; ж - шарикоподшипник ра-диально-упорный однорядный; з - роликоподшипник с коническими роликами радиально-упорный однорядный; и -шарикоподшипник упорный одинарный.

Конструкция П. к. может отличаться в зависимости от способа крепления (на валу или в корпусе). Так, П. к., предназначенные для крепления на конич. шейках валов, имеют конусное отверстие. Сферич. П. к. на закрепительных втулках устанавливают на гладких (без бортов) участках валов. Наружные кольца радиальных шарикоподшипников иногда выполняют с канавкой под установочную шайбу, применение к-рой упрощает осевое крепление в корпусе. Кольца и тела качения изготавливают из высокоуглеродистых закаливаемых до высокой твёрдости, реже из малоуглеродистых цементуемых сталей. Наиболее распространены хромистые стали ШХ15. В нек-рых случаях для П. к. применяют нержавеющие или теплостойкие стали. Сепараторы П. к. массовых серий изготавливают из малоуглеродистой стали, реже из нержавеющей стали и латуни (штамповкой из ленты или листов). Для изготовления массивных сепараторов П. к., предназначенных для работы при высоких скоростях, используют латунь, магниевый чугун, бронзу, дюралюмин, графитизированную сталь, текстолит, а также др. пластмассы.

Точность изготовления П. к. регламентирована классами: 0 (нормальный); 6; 5; 4; 2 (в порядке повышения точности). Во всех странах принят единый стандарт на габариты П. к. Для маркировки П. к. применяют цифровые обозначения. 1-я и 2-я цифры (считая справа) для П. к. с внутренним диаметром от 20 до 495 мм соответствуют этому диаметру, делённому на 5. 3-я и 7-я цифры для диаметров выше 9 мм обозначают серию наружных диаметров и ширин. Стандартами предусмотрены сверхлёгкие, особолёгкие, лёгкие, средние и тяжёлые серии подшипников по диаметрам; узкие, нормальные, широкие и особоширокие серии - по ширинам. Осн. распространение имеют лёгкие узкие (обозначаются цифрой 2 на 3-м месте и 0 на 7-м месте) и средние узкие серии (3 на 3-м месте и 0 на 7-м). 4-я цифра обозначает тип подшипника (0 -радиальный шариковый; 1 - радиальный шариковый двухрядный сферический; 2- радиальный с короткими цилиндрич. роликами; 3 - радиальный роликовый двухрядный сферический; 4 - радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами или игольчатый;
5 - радиальный роликовый с витыми роликами; 6 - радиально-упорный шариковый; 7 - роликовый конический; 8 - упорный шариковый; 9 - упорный роликовый). 5-я и 6-я цифры обозначают конструктивные особенности подшипника. В условном обозначении П. к. нули левее последней значащей цифры не указываются. Класс точности маркируется слева от условного обозначения через тире. П. к., отличающиеся от стандартных конструкцией, материалами, технологией, термообработкой, отмечаются дополнительными знаками.

Изготовление П. к. в заводских условиях было начато в 1883 в Германии (см. Подшипниковая промышленность). В СССР выпускаются подшипники с внутренними диаметрами от долей мм до 1345 мм и массой от долей грамма до 4 т. П. к. применяют в различных машинах и приборах, в к-рых они работают в широком диапазоне частот вращения (до 200 000 об/мин) при темп-pax до 1000 оС; созданы шарикоподшипники, способные работать в глубоком вакууме. Широкое применение П. к. обусловлено рядом их преимуществ по сравнению с подшипниками, скольжения: меньшим моментом сопротивления вращению, особенно в начале движения, а также при малых и средних частотах вращения; большей несущей способностью на единицу ширины подшипника; полной взаимозаменяемостью; простотой эксплуатации; меньшим расходом смазочных материалов и цветных металлов; более низкими требованиями к материалам и термообработке валов. К недостаткам П. к. относятся: ограниченный ресурс, особенно при больших скоростях; большое рассеивание сроков службы; высокая стоимость при мелкосерийном и индивидуальном про-из-ве; большие радиальные габариты; меньшая Способность демпфировать вибрации и удары, чем у подшипников скольжения.

Рис. 4. Некоторые конструктивные разновидности подшипников: а - с канавкой на наружном кольце; б - с одной защитной шайбой; в - с двухсторонним уплотнением; г -с однобортовым внутренним, кольцом и с плоским упорным кольцом; д - с коническим отверстием; е - на закрепительной втулке; ж - сдвоенные: з - с разъёмным внутренним кольцом.

Энергетические потери в П. к. представляют собой результат сложного физич