БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121отовки нарезных выработок и создал комплексную бригаду, состоящую из бурильщика, скрепериста, крепильщика, взрывника и слесаря. Метод С. получил широкое распространение на предприятиях цветной металлургии. Деп. Верх. Совета СССР 2-4-го созывов. Гос. пр. СССР (1942). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

СЕМИДИНОВАЯ ПЕРЕГРУППИРОВКА, полубензидиновая перегруппировка, превращение производных гидразобензола в производные о- или п-аминодифениламина (о- или п-семидина). См. Бензидиновая перегруппировка.

СЕМИЗБУГЫ, посёлок гор. типа в Ульяновском р-не Карагандинской обл. Казах. ССР. Расположен в 136 км к С.-В. от Караганды. Добыча корунда.

СЕМИК, древнеславянский обряд, связанный с культом мёртвых и весенним земледельческим циклом. Совершался в лесах, на берегах рек и на кладбищах. В обряд входило завивание венков на берёзах, бросание венков в воду, исполнение специальных песен, вождение хороводов, угощение особыми кушаньями. С. справлялся в средне- и южнорус. областях и на Украине чаще всего в четверг на седьмой неделе после пасхи ("семицкая неделя"). Русской "семицкой неделе" соответствуют "зелёная неделя", или "клечальная неделя", на Украине, "зелёная неделя" в Польше и Литве, "русальда" в Чехии и Словакии.

СЕМИКАРАКОРСК, город, центр Семикаракорского р-на Ростовской обл. РСФСР. Пристань на лев. берегу р. Дон, в 26 км к Ю. от ж.-д. ст. Усть-Донецкая (конечная станция ветки от линии Лихая - Ростов-на-Дону). 18,3 тыс. жит. (1975). Консервный, сыродельный з-ды, птице- и пищекомбинаты; произ-во стройматериалов. Плодоовощной, откормочный и плодопитомнич. совхозы. Рыбоводство. С. осн. в 1672, город с 1972.

СЕМИКАРБАЗИД, аминомочевина, гидразид карбаминовой к-ты, H2N - NH - СО - NH2; бесцветные кристаллы, tпл 96 °С (с разложением), растворимы в воде и спирте. По хим. свойствам С. сходен с гидразином и его органич. производными: с кислотами даёт соли (напр., хлоргидрат CH5N3O-HC1, tпл 173 °C), с альдегидами и кетонами - хорошо кристаллизующиеся семикарбазоны, напр.:
[2316-1.jpg]

Легко конденсируется (напр., с (В(бетта)-дикетонами) с образованием гетероциклических соединений. С. получают реакцией гидразина с цианатом калия KOCN и др. методами. Применяют гл. обр. для идентификации альдегидов и кетонов.






2321.htm
СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩИЕ КРАСИТЕЛИ, сенсибилизаторы оптические, органические красители, обладающие свойством при адсорбции на поверхности кристаллов галогенсеребряных солей фотографических эмульсий придавать им чувствительность к лучам зелено-жёлтой, оранжево-красной или инфракрасной зон спектра. Несенсибилизированный галогенид серебра нечувствителен к этим лучам. Для строения С. к., большинство к-рых относится к полиметиновым красителям, характерно содержание в их молекулах гетероциклич. ядер и сопряжённой полиметиновой цепочки. От хим. природы гетероциклич. ядер и длины полиметиновой цепочки зависит область спектрального поглощения и сенсибилизации красителя, а также эффективность сенсибилизирующего действия (см. Сенсибилизация оптическая).
[2317-2.jpg]

Лит.: Коган И. М., Химия красителей. 3 изд., М., 1956. См. также лит. при ст. Сенсибилизация оптическая.

СЕНСИЛЛЫ (от лат. sensilis - чувствующий), простейшие кожные органы чувств (осязания, вкуса, хим. чувства) у беспозвоночных. Наружная часть С. образуется клетками покровов и представлена волоском (осязательная С.) либо тонкой кутикулярной пластинкой, куполом или конусом, погружёнными в ямку (обонятельные и вкусовые С.). В основании С. имеется одна или неск. чувствительных нервных клеток, от к-рых отходят нервные волокна в центр. нервную систему. Осязательные С. (волоски) обычно имеются на всех частях тела у членистоногих; обонятельные С. особенно многочисленны на усиках (напр., у рабочей пчелы на каждом усике до 6000 таких С.); вкусовые С.- на ротовых частях. Часто отдельные С. объединяются в более сложные чувств органы. Илл. см. т. 5, стр. 136, рис. 1 и т. 18, стр. 209, рис. 1 и 2.

СЕН-СИМОН (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, -19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством Д'Аламбера получил домашнее образование. Офицером франц. армии участвовал в войне за независимость сев.-амер. колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой франц. революции, которую С.-С. приветствовал с бурж.-либеральных позиций, нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником правительства Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 С.-С. разорился. Неудовлетворённый бурж. революцией, С.-С. замыслил "исправить" её результаты с помощью науч. социологич. системы, призванной служить орудием создания рационального общества. Начав с идей "социального физицизма", построенного на механистич. распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на обществ. явления, С.-С. разрабатывал затем концепцию "социальной физиологии", в к-рой рационалистич. воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании обществ. явлений. Объясняя развитие общества, в конечном счёте, сменой господствующих в нём философско-религ. и науч. идей, С.-С. полагал, что определяющее значение в истории имеют "индустрия" (под к-рой подразумевал все виды экономич. деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая обществ. система, согласно С.-С., развивает постепенно и до конца свои идеи и господств. формы собственности, после чего эпоха созидательная, "органическая", сменяется "критической", разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого обществ. строя. Т. о., в социологич. системе С.-С. делал первый шаг по пути рассмотрения обществ. явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории у С.-С. пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ. форм к высшим, по стадиям религ., метафизич. и положительного, или позитивного, науч. мышления. Осн. ступенями прогресса С.-С. считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феод.-сословного строя. С 15 в., согласно С.-С., наступила новая критич. эпоха: феод. богословско-сослов-ная система пришла к своему глубокому кризису, возникло науч. мировоззрение с его носителями - светскими учёными и индустриалами-промышленниками. Франц. революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной историч. смены, однако революция уклонилась от правильного пути построения науч. обществ. системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историч. построение лежит в основе разработанного С.-С. утопич. плана создания рационального обществ. строя как "промышленной системы". С.-С. доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет пром. и с.-х. произ-ва, через всемерное развитие производит. сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Осн. чертами "промышленной системы" С.-С. считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения "по способностям", гос. планирование пром. и с.-х. произ-ва, превращение гос. власти в орудие организации произ-ва, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании нац. границ. С.-С. не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс "индустриалов". В "промышленной системе" С.-С. буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост обществ. богатства. Однако С.-С. стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем соч. "Новое христианство" С.-С. "...прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистич. основы мировоззрения С.-С. делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистич. преодоления классовых противоречий. Разработанная С.-С. религ. концепция "нового христианства" призвана была дополнить материальные стимулы "пром. системы" моральными требованиями новой религии с её лозунгом "все люди - братья". С.-С. оказал большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие социалистич. идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде др. стран. В России в 1-й пол. 19 в. непосредственное воздействие идей С.-С. испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.Е. Салтыков-Щедрин и др. Ученики С.-С.- Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, О. Родриг и др.- образовали школу сен-симонизма, к-рая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистич. тенденции.

К. А. Сен-Симон.

Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в нач. 30-х гг. распалась. Под сильным в