БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121тах С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье; однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорич. сцен ("Оргия", 1864-68, частное собрание, Париж; "Убийство", 1867-70, гал. Вильденштейна, Нью-Йорк). Наряду с этой тенденцией в произв. С. 1860-х гг., с их тяжеловатой "вещественностью" письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе ("Печка в мастерской", 1865-68, частное собрание, Лондон). С 1870-х гг. складывается собств. живописная система С., достигшая принципиальной законченности к кон. 1880-х гг. С. начинает работать на пленэре, и хотя его палитра высветляется, именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы ("Дом повешенного в Овере", 1872-73, "Поворот дороги", оба произв.-в Музее импрессионизма, Париж). Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию "классич." иск-ва (ограждённого в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органич. единства её форм. Будь то в портрете (напр., Л. Гийома, 1879-82, Нац. гал., Вашингтон), фигурной композиции ("Пьеро и Арлекин", 1888, Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва), пейзаже ("Гора Сент-Виктуар", 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте ("Натюрморт с апельсинами и яблоками", 1895-1900, Музей импрессионизма), изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе.

Оперируя преим. градациями трёх осн. цветов (зелёного, голубого и жёлтого) - то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространств. планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается эпич. звучания пейзажей с их панорамным, сферич. охватом ландшафта ("Гора Сент-Виктуар в сумерки", ок. 1905, Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина). Подчёркивая структуру предмета, "утяжеляя" форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ. уплотнённость, пластич. богатство предметного мира ("Персики и груши", кон. 1880-х гг.; илл. см. т. 17, вклейка к стр. 320). В последние годы С. часто обращается к мотивам "Купальщиц" и "Купальщиков", стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластич. видения с гармонич. определённостью и монументальностью образов. Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геом. формам) и их пространств. отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значит. отвлечённости живописных построений.

Принципы иск-ва С., в целом оказавшего широкое влияние на живопись 20 в., на творчество самых разных мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию. Представители авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объёмность форм (т. н. сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (фовизм), либо развивали тезис С. о геометризации природных тел и приходили в итоге к абстрактным схемам (кубизм).

Илл. см. на вклейке к стр. 320-321, а также т. 9, табл. XVIII (стр. 192-193), т. 19, табл. XIII (стр. 208-209), т. 20, табл. XVI (стр. 400-401).

Лит.: Воллар А., Сезанн, [пер. с франц.], Л., 1934: Я в о р с к а я Н. В., Сезанн, М., 1935; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; П е р р ю ш о А., Сен занн, [пер. с франц.; ст. В. Н. Прокофьева], М., [1966]; [Р у с а ко в а Р.], П. Сезанн. [Альбом], М., 1970; Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников, [пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Н. В. Яворской], М., 1972; Venturi L., Cezanne. Son art, son osuvre, v. 1 - 2, P., 1936; R e w a 1 d J., The ordeal of P. Cezanne, L., 1950; Badt K., Die Kunst Cezannes, Munch., 1956; Loran E., Cezanne's composition, Berk., 1963. В. А. Марков.

СЕЗЕР (Cesaire) Эме (р. 25.6.1913, Бас-Пуэнт, о. Мартиника), мартиникский писатель. Пишет на франц. яз. В поэме "Дневник возвращения в родную страну" (1939, полное изд. 1947) страстно защищал достоинство рассеянной по свету, попранной "чёрной расы". В 40-50-е гг. в творчестве С. сказывается влияние сюрреализма, воспринятого как революционное искусство (поэтич. сб-ки "Волшебное оружие", 1946; "Солнце с перерезанным горлом", 1948; драма в стихах "... И собаки умолкли", 1956). В поэтич. сб. "Металлические оковы" (1960) С. отошёл от установок сюрреализма.

Гл. тема сб.- трудность пути к освобождению - нашла воплощение также в пьесах "Трагедия короля Кристофа" (1963) и "Сезон в Конго" (1966), посв. П. Лумумбе.

Лит.: Juin H., Aime Cesaire, Poete noir. Pref. de Claude Roy, P., [1956]; Aime Cesaire. Presentation par L. Kesteioot, P., [1966]; Aime Cesaire, ecrivain martiniquais, P., [1971]; H a r r i s R. E., L'humanisme dans le theatre d'Aime Cesaire, Ottawa, 1973. И. Д. Никифорова.

СЕЗОН (франц. saison, от лат. satio -сеяние; время сева), 1) время года (весна, лето, осень, зима). 2) Часть года, характеризующаяся к.-л. явлениями природы (напр., С. дождей) или постоянно используемая для определённых работ (напр., С. уборки урожая), занятий или отдыха (напр., С. охоты, лечебный С. и пр.). 3) Театральный, муз. С.- период, в течение к-рого регулярно работают театры, концертные залы и т. п

СЕЗОННОМЁРЗЛЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, породы, содержащие в пустотах и порах ледяные включения, не сохраняющиеся в течение всего года. Слагают самый верхний слой криолитозоны, ежегодно прогреваемый выше О °С (активный, или деятельный слой), кроме тех его участков, где сезонное охлаждение горных пород не сопровождается кристаллизацией воды (криоаридные области, шельф полярных морей, выходы массивных скальных пород на поверхность). На границах распространения активного слоя С. г. п. сменяются, с одной стороны, кратковременно и эпизодически мёрзлыми породами (в средних и низких широтах), с другой - многолетнемёрзлыми горными породами и подземными льдами, непосредственно выходящими на дневную поверхность (в высоких широтах). С. г. п. достигают мощности ок. 5 м (в полосе суши с нулевой ср. годовой темп-рой на поверхности); наибольшая мощность отмечается в сквозных водопроводящих таликах многолетней криолитозоны. С существованием С. г. п. в высоких широтах тесно связан ряд специфических криогенных явлений.

А. А. Шарбатян.

СЕЗОННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, неравномерность выработки продукции в течение года, связанная с сезоном. Выражается в подъёме, сокращении или полном прекращении произ-ва в отд. периоды года. Сезонность существует в ряде отраслей промышленности: мясной, молочной, рыбной, пищевой, лесной, а также в строительстве, с. х-ве. С. п., хотя и возникает под влиянием климатических условий, в решающей степени зависит от способа произ-ва. По мере развития техники и трансп. связей создаются возможности для преодоления С. п. В капиталистич. странах в форме С. п. проявляется хронич. недогрузка производств. мощностей. В дореволюц. России большинство отраслей пром-сти носило сезонный характер. При социализме С. п. успешно преодолевается. Так, в СССР лёгкая пром-сть выпускает разнообразную продукцию в зависимости от сезона, вместе с тем её предприятия работают на протяжении всего года. Уменьшается С. п. в пищевой пром-сти СССР (сахарной, консервной, масложиро-вой, винодельческой и др.). Плодоовощная консервная пром-сть, кроме традиционного летнего ассортимента продукции, вырабатывает обеденные, заправочные консервы и др. полуфабрикаты из овощей и плодов, сохраняемых в осенний и зимний периоды.

Это позволило организовать круглогодовую работу консервных предприятий и снизить себестоимость продукции. Практически нет сезонности в хлебопекарной, кондитерской, макаронной и др. отраслях пищ. пром-сти, использующих сырьё, прошедшее пром. переработку. С. п. в сах. пром-сти связана с техникой хранения сах. свёклы. Удлинение периода переработки увеличивает потери её сахаристости. В этой отрасли сезонность уменьшилась в связи с переработкой тростникового сахара-сырца, ввозимого с Кубы, использованием в ряде р-нов замороженной свёклы. С. п. существует в отд. отраслях пищ. пром-сти в связи с неравномерным потреблением готовой продукции (безалкогольных напитков, минеральной воды, пива, мороженого). В соляной, рыбной пром-сти, а также в переработке рыбы С. п. зависит от климатич. условий и уменьшается по мере развития трансп. средств и техники произ-ва. Уменьшается сезонность в стр-ве, лесной и др. отраслях пром-сти.

Преодоление С. п. позволяет увеличить выпуск продукции, полнее использовать трудовые ресурсы и осн. фонды. С. А. Судакевич.

С. п. в сельском хозяйстве -зависимость производств. цикла от периодов года (се