БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121фрике - марабут) того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству между богом и людьми) возникает ещё при его жизни и закрепляется традицией. Ретроспективно рассматриваются как С. первые сподвижники Мухаммеда, ряд военачальников периода араб. завоеваний, ранние "мученики за веру". В исламе включаются в число С. и нек-рые доисламские местные божества, ряд христ. С., эпонимы (родоначальники) нек-рых племён, основатели суфийских орденов и др. Существует своеобразная иерархия С. Культ каждого С. распространяется большей частью лишь на определённый р-н, иногда достаточно обширный, или бытует только внутри определённой секты или определённого суфийского ордена. Существует обширная агиографич. лит-pa. Против культа С. как нарушающего основы монотеизма выступали в раннем исламе мутазилиты, ханбалиты, в новое время - ваххабиты и нек-рые др. течения.

Иудаизму чужд культ С., но в возникшем в нём в 18 в. течении - хасидизме -функциями С. по существу наделены цадики, к-рые уже при жизни рассматриваются как посредники между богом и людьми; к ним как боговдохновенным совершаются паломничества за получением наставлений.

Лит.: Р а н о в и ч А., Происхождение христианского культа святых, М.- Л., 1931; его же, Как создавались жития святых, М., 1961; Белов А. В., Правда православных "святых", М., 1968; Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М., 1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культ святых в исламе, Грозный, 1959. Б. Я. Рамм, Л. И. Климович.

"СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА", тайная орг-ция, созданная придворной аристократией в России летом 1881 для борьбы с революц. движением. Основана после покушения народовольцев на царя Александра II. Руководил деятельностью "С. д." центр. комитет, находившийся в Петербурге, во главе с П. П. Шуваловым. В руководство входили вел. князья, министры и генералы. Орг-ция имела разветвлённую сеть шпионов и провокаторов, двойную конспирацию - не только от революционеров, но и от полиции. Участники "С. д." громили подпольные типографии, пытались организовать политич. сыск. Была создана обширная заграничная агентура, в Женеве издавались газ. "Вольное слово" и "Правда". В конце 1882 деятельность "С. д." прекратилась.

Лит.: Сенчакова Л. Т., "Священная дружина" и ее состав, "Вестник МГУ. Серия 9. История", 1967, № 2.

"СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ", "Священная Римская империя германской нации", средневековая империя, включавшая Германию (занимала в империи господствующее положение) и др. королевства, герцогства и земли (часть Италии, Чехию, Бургундское королевство, или Арелат, Нидерланды, швейц. земли и др.), к-рые в разное время и в разной степени действительно или номинально подчинялись императорам.

Осн. в 962 герм. королём Оттоном I, завоевавшим Сев. и Ср. Италию. В 10 - 1-й пол. 13 вв. империя представляла реальное гос. образование, т. к. в самой Германии королев, власть была относительно сильной. Империя в интересах герм, феодалов вела агрессивную политику, гл. обр. на В. (земли полабских славян) и на Ю. (Италия), куда герм. короли регулярно совершали походы для получения императорской короны из рук рим. пап и с целью подчинения Италии (к-рую приходилось фактически каждый раз завоёвывать заново). Борьба императоров "С. Р. и." с папами в 11-13 вв. (за инвеституру и др.) привела к утере империей Италии (2-я пол. 13 в.), к ослаблению императорской власти и усилению отд. герм. княжеств. Со временем подчинённые империи области превратились в подвассальные владения, лишь в слабой степени зависимые от императора. В самой Германии, распадавшейся на территориальные княжества, власть императора становилась всё более эфемерной (особенно со времени междуцарствия 1254-73). С 13 в. избрание императора производилось князьями-избирателями-курфюрстами (юридически закреплено Золотой буллой Карла IV 1356). С 1438 императорская корона фактически закрепилась за домом Габсбургов. Общеимперское (по существу лишь германское) со-словно-представительное учреждение -рейхстаг (имперский сейм) было орудием в руках имперских князей. Попытки имперской реформы в конце 15 - начале 16 вв. (введения имперского налога, создания более действенных центр. учреждений) оказались малоэффективными. К концу средневековья "С. Р. и." представляла собой архаическое гос. образование; императоры (особенно Карл V) в борьбе за гегемонию в Европе и за сохранение своей власти в завоёванных землях неизменно опирались на реакц. идею возрождения "С. Р. и.". Эта политика представляла угрозу для гос-в, формировавшихся на нац. основе, и встречала их сопротивление. После Тридцатилетней войны 1618-48 имперское устройство определялось положениями Вестфальского мира 1648; власть императора окончательно стала номинальной. Формально "С. Р. и." просуществовала до 1806, когда последний имп.- Франц П отрёкся от престола в ходе наполеоновских войн. См. также ст. Германия.

Лит.: Неусыхин А. И., Очерки по истории Германии в средние века, в его кн.: Проблемы европейского феодализма, М., 1974; К о л е с н и ц к и и Н. Ф., Исследование по истории феодального государства в Германии (IX - первая пол. XII в.), "Уч. зап. Московского обл. пед. ин-та", 1959, т. 81. (Труды кафедры всеобщей истории, в. 2); его же, "Священная Римская империя" в освещении современной западногерманской историографии, в сб.: Средние века, в. 14, М., 1959. Н. Ф. Колесницкий.

СВЯЩЕННИК (офиц. церковное -иерей, народное - поп), служитель православной церкви, имеющий право совершать церк. обряды (литургию, таинства). Посвящение в сан С. и назначение на должность (в приход) производится епархиальным архиереем. Старший С. наз. протоиерей, монашествующий - иеромонах. В лит-ре иногда С. называют служителей и др. церквей (протестантской, лютеранской и др.).

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, религиозные иудейские и христ. книги, составляющие Библию, согласно вероучению написанные "по внушению бога". В иудаизме С. п. считается лишь Ветхий завет, в христианстве - и Ветхий и Новый заветы. В исламе роль, аналогичную С. п., играет Коран.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ, совокупность книг, к-рые христ. (православная и католич.) церковь рассматривает как "божественные", ставит их по значимости непосредственно за Священным писанием. Так названо (в отличие от Священного писания) потому, что часть входящих в него произведений, согласно церк. вероучению, была первоначально передана (апостолами) изустно и лишь впоследствии записана. В С. п. входят "Символы веры", "Правила апостольские", решения вселенских и нек-рых поместных церк. соборов, отд. творения отцов церкви и др. Состав С. п. православной и католич. церквей различен, в частности в католич. С. п. большое место занимают папские декреталии (постановления). Придавая С. п. силу "божественного права", церковь получает возможность санкционировать диктуемые меняющимися исто-рич. условиями практич. меры, нормы (к-рые нельзя обосновать Священным писанием) и закрепить их таким образом как незыблемые (напр., общехрист. учение о Троице, догмат о непогрешимости рим. папы - у католиков).

Роль, аналогичную С. п., играют: в иудаизме - Талмуд, в исламе - Сунна.

"СВЯЩЕННЫЕ ВОЙНЫ", в Древней Греции войны 6-3 вв. до н. э. между членами амфиктионии (союза племён или городов) за гегемонию внутри её и влияние в Греции. Поводом к "С. в." обычно являлось нарушение кем-либо из членов амфиктионии общих постановлений (отсюда назв. "С. в."), а также неприкосновенности святилищ и общей казны. Наиболее известны войны членов дельфийско-пилейской (святилище в Дельфах) амфиктионии (355-346; 340-339 до н. э.).

СВЯЩЕННЫЙ ИБИС (Threskiornis aethiopica), птица сем. ибисов отр. голенастых. Дл. тела ок. 75 см, клюв ок. 17 см, слегка изогнутый книзу. Оперение белое, концы крыльев с черно-зелёным отливом. Голова и шея чёрные, голые, у молодых оперённые. Распространён С. и. в Африке к Ю. от Сахары, на Ю. Аравийского п-ова и на Мадагаскаре; до 19 в. встречался в Египте. В СССР залетал на Каспий. На Ю. Африки и в Судане - перелётная птица. В Др. Египте считался священной птицей, т. к. прилёт его совпадал с половодьем на Ниле, от чего зависело орошение полей. Гнездится по берегам водоёмов на деревьях, кустах или на земле. В кладке 2-3 яйца. Питается рыбой, мелкими пресмыкающимися, насекомыми, моллюсками.

СВЯЩЕННЫЙ СОЮ3, союз европейских монархов, заключённый после крушения наполеоновской империи для борьбы против революц. и нац.-освободит. движения и обеспечения незыблемости решений Венского конгресса 1814-1815. Т. н. Акт С. с. был подписан 26 сенг. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прусским королём Фридрихом Вильгельмом III. 19 нояб. 1815 к С. с. присоединился франц. король Людовик XVIII, а затем большинство монархов Европы. Великобритания, не присоединившаяся к С. с., поддерживала его политику по ряду вопросов, особенно в первые годы после создания союза, и принимала активное участие в его конгрессах. Ведущую роль на конгрессах играли Александр I и Меттерних. На 1-м, Ахенском, конгрессе (1818) был решён вопрос о досрочном выводе союзных оккупац. войск из Франции, приняты меры к сохранению в Европе гос. границ, установленных Венским конгрессом, и абс