БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121тои водосбросных плотин и ГЭС, быстротоки, перепады и т. п.). Для возведения П. с. используют природные кам. материалы, бетон, железобетон, металл, дерево. Размеры поперечного сечения и профиль П. с. определяют на основе расчёта её прочности и устойчивости на сдвиг. П.с., устойчивость к-рой обеспечивается её собств. массой, наз. массивной.

ПОДПОРОЖЬЕ, город (с 1956) областного подчинения, центр Подпорожсксл) р-на Ленинградской обл. РСФСР. Пристань на р. Свирь, в 4 км от ж.-д. ст. Подпорожье (на линии Ленинград - Петрозаводск). 23 тыс. жит. (1974). Верхне-свирская ГЭС. 3-ды: механич., железобетонных конструкций; лесокомбинат. Произ-во швейных изделий.

ПОДПОРУЧИК, 1) обер-офицерский чин в русской армии, к-рый присваивался по окончании военного уч-ща. В кавалерии ему соответствовал чин корнета, в казачьих частях - хорунхего. 2) В Войске польском и в Чехосл. нар. армии первичное воинское звание младшего офицера.

ПОДПОРЫ, чаталы, тонкие жерди дл. от 3 до 6 м с развилками или расщепом в верхней части, изготовляемые из твёрдых пород (дуб, бук, граб, ясень); устанавливаются под ветви плодовых деревьев с урожаем. П. предохраняют ветви от полома и сильного сгибания, а также от осыпания плодов при ветрах. Распространены вертикальная установка П. и зонтичное крепление ветвей к П.

ПОДПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (матем.), последовательность хn1 хn2, ..., xnk, ..., извлечённая из данной последовательности x1, x2, ..., хп, ... с соблюдением порядка, т. е. при условии, что n1
ПОДПОЧВЕННОЕ ОРОШЕНИЕ, способ орошения, при к-ром вода поступает по капиллярам непосредственно в корнеобитаемый слой почвы из системы подпочвенных увлажнителей (керамич. труб с открытыми стыками или пористых, кротовых дрен). Возникновение П. о. связано с развитием осушит, дренажа (см. Дренаж сельскохозяйственных земель) И особенно мелиоративных систем двустороннего действия.

Для проведения П. о. строят спец. системы с оросительной сетью из трубопроводов или используют осушительные системы, к-рые оборудуют шлюзами. На каналах шлюзы закрывают весной при спаде паводка (предупредит, шлюзование) или периодически летом (увлажнит, шлюзование). В последнем случае в систему обязательно подаётся вода из водоисточника, т. к. летнего стока для увлажнения недостаточно. При закрытых шлюзах сток прекращается и почва увлажняется путём инфильтрации воды из каналов и дрен.

По сравнению с поверхностными поливами П. о. обеспечивает более высокока-честв. увлажнение, даёт возможность автоматизировать технологию орошения. Для эффективной работы систем П. о. необходимы высокая водопроницаемость почвогрунтов и ровная поверхность поливных участков. Применяется на сравнительно небольших площадях в США, Нидерландах, ГДР, Польше, Великобритании и др.; в СССР П. о. используют в поймах рек Ирпени, Трубежа (Украина), Орессы (Белоруссия), Москвы.

Лит.: Бобченко В. И., Подпочвенное орошение, М., 1957; Р и д и г е р В. Р., Подпочвенное орошение по кротовым дренам, М., 1965; М а с л о в Б. С., Станкевич В. С., Черненок В. Я., Осушительно-увлажнительные системы, М., 1973.

Б. С. Маслов.

ПОДПРАПОРЩИК, воинский чин в русской армии, присваивавшийся унтер-офицерам и фельдфебелям, выдержавшим экзамен или отличившимся в боях. П. пользовались нек-рыми правами младших офицеров.

ПОДПРОГРАММА, часть программы ЦВМ, имеющая самостоят. значение и применяемая при решении различных задач одного класса. П., как правило, описывает самостоят, этап вычислит, процесса и может быть использована неоднократно в одной или неск. различных программах. Типичные П.- вычисление элементарных функций (sin x, ln x, е-xи др.), решение систем уравнений, вывод из ЦВМ результатов вычислений в различной форме и т. п. Если в процессе выполнения осн. программы требуется использовать П., то из соответств. места программы осуществляется обращение к П., а после её выполнения - возврат к осн. программе. При выполнении одной П. возможно обращение к другой. П. должна обладать след. свойствами: унифицированным порядком обращения, позволяющим при помощи одной или неск. команд в осн. программе обратиться к выполнению П.; широкими пределами исходных данных (напр., аргумента функции), в к-рых может выполняться П.; возможностью выполнения П. в различных местах памяти ЦВМ. П. часто объединяются в библиотеки подпрограмм. П., на к-рые наложены жёсткие условия, унифицирующие способ их применения, наз. стандартными. Системами стандартных П. пользуются при автоматизации программирования. Использование П.- один из путей снижения затрат времени и сил на составление программ ЦВМ; П.-основа модульного программирования.

Лит.: Лавров С. С., Введение в программирование, М., 1973 (лит.). А. В. Гусев.

ПОДПРОСТРАНСТВО (матем.), множество Р' элементов пространства Р, к-рое само является пространством в том же смысле, что и пространство Р. Напр., всякое множество элементов метрич. пространства есть метрич. П. В трёхмерном векторном пространстве R3любая прямая или плоскость являются соответственно П. R1и R2пространства R3.

ПОДПЯТНИК, упорный подшипник, опора вращающихся деталей машин, воспринимающая только осевые нагрузки. Различают П. скольжения, у к-рых трущиеся поверхности разделены слоем смазки, и П. качения, имеющие шарики или ролики. См. Подшипник.

ПОДРАЖАНИЕ, понятие, широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности. Идея П.- мимезиса -была всесторонне разработана в антич. эстетике. Впервые она была высказана Демокритом, в дальнейшем развивалась Сократом, Платоном, Аристотелем. Согласно идеалистич. учению Платона, иск-во подражает не миру вещей, а миру идей; это П. является слабым и неполным отблеском абс. красоты вечных идей. В противоположность Платону Аристотель развивает материалистич. концепцию П. как сущности иск-ва. Все виды иск-ва по природе своей являются подражательными. П. имеет две функции: познавательную и эстетическую. С помощью П. люди приобретают первые знания о мире и вместе с тем получают удовольствие - даже в том случае, если предмет П. сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Представление о мимезисе как П. природе возникло в эстетике эллинизма, в частности в стоицизме и эпикурейской школе.

Для антич. эстетики было характерно представление о мимезисе не как творчестве, созидании чего-то нового, а лишь как о реализации чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда антич. философии. Согласно Аристотелю, продукты иск-ва являются результатом соединения изначально существующей формы и материи; художник не творит самих форм и лишь подражает красоте космоса. Новое понимание художеств. П. вырабатывается эстетикой неоплатонизма: у Плотина иск-во подражает не природе, не видимым вещам, а идеальным эйдосам - прообразам и формам всех вещей, мировому уму (нусу) или деятельности демиурга. В ср.-век. христ. эстетике, рассматривающей иск-во как несовершенный чувств, отблеск идеальной божеств, красоты мира, преобладает аллегорич. и символич. толкование иск-ва. Подобно Плотину и неоплатоникам, ср.-век. философы видят в иск-ве П. не "прекраснейшему космосу", а божеств, началу, или идеальному "архетипу" вещей. Фома Аквинский считает, что формы не изобретаются художником, а изначально содержатся в его душе и лишь прилагаются им к материи.

Представление об иск-ве как "зеркале" природы получает широкое развитие у мыслителей и художников Возрождения (Л. Б. Альберти, А. Дюрер и др.), впервые истолковавших принцип П. как принцип творчества: художник не прилагает готовую форму к материи, а сам
творит все формы вещей (напр., Марси-лио фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество самой формы, идеи дома). Художник подобен богу, он как бы заново творит всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры. Эстетика Возрождения широко понимает принцип П., связывая его с "божеств." энтузиазмом, с вдохновением, фантазией. П. становится универсальной категорией и рассматривается как сущность всякого иск-ва вообще - не только живописи, но, в частности, поэзии и музыки. С критикой теории П. выступил Ф. Патрици: в своей "Поэтике" (1586) он в духе идей маньеризма противопоставил понятия "П." и "выражение", считая, что именно выражение внутр. духовного мира художника является отличит, особенностью поэзии и иск-ва вообще. Это противопоставление П. и выражения выдвигалось в 17 в. в эстетике барокко, а в дальнейшем - эстетикой "Бури и натиска" в Германии и эстетикой нем. и франц. романтизма.

Широкое распространение принцип П. получает в эстетике классицизма, к-рая понимала его как П. рационалистически трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в иск-ве (Ш. Баттё и др.). В эстетике Просвещения принцип П. наиболее отчётливо формулируется англ, философом Э. Берном, согласно к-рому П. наряду с симпатией составляет одну из гл. социальных страстей, определяющую привычки, мнения, весь образ жизни человека. В Германии идею П. природе развивали А. Баумгар-тен, И. Зульцер, И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг и др. Прин