БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121щие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся на пароходы, теплоходы и дизель-электроходы (см. Электроход); по типам движителей - на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Н е-самоходные суда представлены баржами, лихтерами, баркасами и др. Во мн. странах, особенно в Юго-Вост. Азии, на реках используются джонки и др. мелкие суда, парусные и гребные.

Люди с давних времён используют реки для передвижения. За тысячи лет до н. э. в Месопотамии, Др. Египте, Др. Китае применялись гребные и парусные суда. С развитием средневековых городов (12- 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10-20 т. Стр-во шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для дальнейшего развития Р. т. и удешевления речных перевозок большую роль сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.).

В России речное судоходство имеет многовековую историю. Древние славяне селились преим. по берегам рек и озёр, к-рые были удобными естеств. путями сообщения. Уже в 9 в. славяне совершали плавания на речных судах по Дону, Волге и Каспийскому м. с торг, целями. По Волховско-Днепровскому пути, связывавшему Балтийское м. с Чёрным м. (великому водному пути "из варяг в греки"), шли караваны судов. Размеры судов, плававших по рус. рекам, возрастали, и в 16 в. грузоподъёмность речных судов на Волге достигла 250-300 т. В период царствования Петра I (кон. 17 - нач. 18 вв.), к-рый поощрял развитие судостроения, речной флот был качественно улучшен. Взамен судов, предназначенных для одного рейса, начали строить долговечные суда из пиленных досок, прочной конструкции, с хорошими судоходными качествами. В 18 - нач. 19 вв. на месте волоков были построены первые искусств, водные системы: Вышневолоцкая (1708), Тихвинская (1811), Мариинская (1810) и др. В нач. 19 в. в рус. речном судостроении начинают применять металл. По времени это совпало с использованием на судах механич. двигателя (см. Судовой двигатель). До введения механич. тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840-80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге, производилось конной и ручной тягой (см. Бурлаки). Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был создан ряд пароходных обществ: "Общество по Волге" (1843), "Кавказ и Меркурий" (1850-59), "Самолёт" (1853), Камско-Волжское пароходное об-во "Польза" (1854) и др. В 1913 число пароходов на Р. т. России достигло 5467, число несамоходных речных судов превышало 23 тыс.

С нач. 20 в. паровую машину на речных судах вытесняет двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали сормовские судостроители, установившие дизель на самоходном наливном судне "Вандал" (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. Перевозки грузов Р. т. достигли 49,1 млн. т, в т. ч. за тягой 35,1 млн. т, а остальные - самосплавом. Число перевезённых пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европ. части страны. Реки Сибири и Д. Востока в дореволюц. России для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру плавали лишь единичные cудa. Удельный вес перевозок по рекам вост. бассейнов составлял ок. 6% всего грузооборота Р. т. Перевозились хлеб, лес, нефть, сыпучие грузы. Речные пристани не были механизированы, грузовые работы выполнялись вручную.

Рис. 1. Советский сухогрузный теплоход: мощность 1470 кет (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 2. Советский сухогрузный теплоход смешанного плавания ("река - море"): мощность 885 квт (1200 л. с.), грузоподъёмность 2000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 3. Советский нефтеналивной теплоход: мощность 1470 квт (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 4. Советский пассажирский теплоход: мощность 885 кет (1200 л. с.), пассажировместимость 339 чел., скорость 25 км/ч.

Рис. 5. Советский пассажирский теплоход на подводных крыльях "Метеор": мощность 1250 кет (1700 л. с.), пасса-жировместимость 150 чел., скорость 65 км/ч.

Речной транспорт в СССР. Декретом Совнаркома от 26 янв. (8 февр.) 1918 речной флот был национализирован. Управление им было возложено на Отдел водных сообщений ВСНХ, преобразованный в Главод (май 1918), к-рый управлял и мор. флотом. На базе национализированного флота была создана Волжская военная флотилия, к-рая активно участвовала в Гражданской войне 1918-20. Разработанный по указанию В. И. Ленина (1920) план ГОЭЛРО предусматривал приведение в совершенный вид внутр. водных путей Европ. части РСФСР, широкое использование гидроресурсов страны. В плане намечалось создание осн. транспортной сети, выбор типа судов, организация движения, стр-во речных портов. Первым был введён в эксплуатацию Волховский гидроузел (дек. 1926), значительно улучшивший условия плавания судов на р. Волхов (см. Волховская ГЭС). Высоконапорной плотиной Днепрогэс им. В. И. Ленина был поднят уровень воды на порогах, и Днепр стал судоходным на всём протяжении. Ввод в действие первого гидроузла на р. Свирь (1933) обеспечил увеличение глубины в её нижнем течении. В том же году вступил в строй Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое м. с Балтийским м.

В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию единой глубоководной сети Европ. части СССР. Огромное значение имело сооружение на Волге каскада гидроузлов и водохранилищ, первый из них - Иваньковский - вступил в эксплуатацию вместе с Москвы имени каналом. За годы довоенных пятилеток (1929-40) самоходный речной флот увеличился в 2,2, несамоходный - в 2,7 раза; в приречных городах были созданы порты, 50% погрузочно-разгрузоч-ных работ механизированы, объём речных перевозок увеличился более чем в 3 раза.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Р. т. перевезено для фронта и тыла ок. 200 млн. т грузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском оз., через к-рое проходила "Дорога жизни" в осаждённый Ленинград. Война нанесла огромный ущерб Р. т. Фаш. оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки (1946-50) Р. т. был восстановлен.

В 1952 завершено стр-во Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, к-рый соединил важнейшие экономич. р-ны Европ. части СССР - Урал, Поволжье, Центр с Донбассом и Югом. В 1955 на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла - Горьковский и Куйбышевский, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0,9 м (см. Горьковское водохранилище, Куйбышевское водохранилище). В 1967 перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды к-рого подошли к Куйбышеву.

Ввод в эксплуатацию в 1957 первого гидроузла на Каме, выше Перми, положил начало улучшению судоходства на реке (см. Камское водохранилище). В 1964 введено в эксплуатацию Боткинское водохранилище. В том же году завершено стр-во Волга-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина, обеспечившего надёжную транспортную связь между экономич. р-нами Центра и Северо-Запада. Сооружение судоходных каналов Беломорско-Балтийского, Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути соединило моря, омывающие Европ. часть СССР, внутр. глубоководными речными магистралями.

Р. т. СССР - составная часть единой транспортной системы страны (см. Единая транспортная сеть СССР). Большое значение имеет Р. т. для развития пром-сти и с. х-ва вост. р-нов; он обслуживает пром-сть, особенно освоение нефтегазоносных р-нов Зап. Сибири; доставляет грузы для Норильского горно-металлургического комбината и экспортные лесоматериалы в Игарку, грузы для горнорудной пром-сти Якутии и др. В 50-60-е гг. развернулись гидротехнич. работы на вост. реках. Построены гидроузлы: Иркутский и Братский на Ангаре, Новосибирский на Оби, Бухтарминский и Усть-Каменогорский на Иртыше (см. Иркутское водохранилище, Братское водохранилище, Бухтарминское водохранилище, Усть-Каменогорское водохранилище). Закончено стр-во первой очереди крупнейшего в мире Красноярского гидроузла на Енисее (1972) (см. Красноярское водохранилище). Мощные сибирские реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные Северным морским путём с портами Европ. части СССР. В 1973 удельный вес перевозок по рекам вост. бассейнов в общем объёме перевозок Р. т. составил 24,5%.

Доля Р. т. в общем грузообороте СССР составляла в 1973 4,2%. В структуре грузооборота Р. т. преобладают перевозки минерально-строит. грузов, леса, нефти и каменного угля. В табл. 1 приведены данные, характеризующие объём речных перевозок в СССР, в табл. 2 - качеств, показатели работы Р. т.

Табл. 1. -Перевозки грузов на речном транспорте СССР




1940

1965

1970

1974
Протяжённость внутренних водных