БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121едовало отрицание церкви как крупного феод, собственника (проведение Р. повсеместно сопровождалось секуляризацией церк. имуществ, прежде всего огромной зем. собственности католич. церкви), монастырей и монашества, церк. десятины и др. поборов; отрицание пышного католич. культа и др. В реформац. движении приняли участие разные классы и социальные группировки, вкладывавшие в критику католич. церкви различное содержание. Бюргерско-бурж. направление Р. было наиболее отчётливо выражено в учениях М. Лютера, У. Цвингли и особенно Ж. Кальвина. Требование упразднения сложной церк. иерархии, пышного католич. культа, почитания икон, святых, ликвидации большого числа религ. праздников было у них по существу требованием создания "дешевой" церкви, более соответствовавшей интересам бурж. бережливости. В бюргерско-бурж. направлении существовало умеренно бюргерское крыло (Лютер), шедшее на компромисс с феодализмом и оставшееся в основном на почве теологии, и радикально-бурж. крыло. Наиболее последовательным выражением последнего был кальвинизм, к-рый дал буржуазии идеологич. оружие и организац. формы (республиканизм) в революц. борьбе с феодализмом, содержал религ. оправдание бурж. морали (учения об абс. предопределении, "мирском призвании" и "мирском аскетизме"). Нар. направление Р. выражало интересы крестьянства и гор. плебейства. Для нар. масс начало борьбы против католич. церкви послужило сигналом к выступлению против самих устоев феод, строя. Наиболее радикальные из идеологов нар. Р., обращаясь к Библии и требуя восстановления раннехрист. равенства членов религ. общин, отрицая церк. иерархию, церк. землевладение, делали выводы о необходимости упразднения всех духовных и светских властей, установления социального равенства и общности имущества. Р. понималась ими в духе грядущего социального и политич. переворота в интересах трудового народа, установления восставшим народом "царства божия на земле" как строя социальной справедливости. Идеи нар. Р. играли большую роль в повсеместно развернувшейся антифеод, борьбе нар. масс. К течениям нар. Р. принадлежали анабаптисты, левое крыло т. н. польских братьев и др.; крупнейшим идеологом и деятелем народной Р. был Т. Мюнцер. В ряде стран реформац. движение было использовано феод, классом (т. н. королевско-княжеская Р., или Р. "в е р-х о в") для укрепления экономич. и политич. влияния королев, власти (скандинавские страны, Англия) или отд. князей (Германия). Проведение Р. "сверху" сопровождалось секуляризацией церк. земель в пользу светской власти; ей всецело были подчинены здесь вновь созданные, отколовшиеся от католицизма церкви. Наконец, в нек-рых странах (напр., во Франции) Р. была использована частью феод, знати в целях борьбы с королев, абсолютизмом.

Центром и исходным пунктом реформац. движения явилась Германия, к-рая благодаря особенностям своего социально-экономич. и политич. развития стала в 1-й четв. 16 в. ареной первого акта бурж. революции в Европе (см. в ст. Германия). Здесь одной из гл. задач антифеод, революции было преодоление феод, раздробленности, установление гос. единства, и в этих условиях выступление против церкви, к-рая беспрепятственно эксплуатировала в пользу папства раздробленную страну и сделалась объектом всеобщей ненависти, приобретало особое значение. Выступление 31 окт. 1517 Лютера в саксонском г. Виттенберге с 95 тезисами против торговли папскими индульгенциями послужило сигналом к началу широкого обществ, движения. Первоначально оно объединяло различные слои оппозиции: бюргерство, крест.-плебейские массы, рыцарство; к Р. присоединилась также часть князей. Однако уже с 1520-21 началось размежевание различных примкнувших к Р. классов и групп. Нар. Р. вылилась в Крестьянскую войну 1524-26, явившуюся кульминац. пунктом движения. В этих условиях умеренно консервативные круги нем. бюргерства, идеологом к-рых был Лютер, пошли на компромисс с феод.-княж. лагерем. Радикальное бюргерское направление Р. (Карлштадт, Буцер) не смогло занять в Германии ведущего места. Нар. движение (Крест, война, затем Мюнстерская коммуна 1534-35)было подавлено. Это позволило герм, князьям использовать Р. в своих целях. Князья Саксонии, Мекленбурга, Померании, Бранденбурга, Гессена, Пфальца, Брауншвейга и др., проведя в своих землях Р., присвоили себе все церк. богатства. Последовала длит, борьба между протестантскими и католич. князьями (последние объединились вокруг императора). Она завершилась Аугсбургским религиозным миром 1555, но с новой силой разгорелась во время Тридцатилетней войны 1618-48.

В Дании начало распространения реформац. идей относится к правлению Кристиана II (1513-23) и Фредерика I (1523-33). Крупнейшим деятелем дат. Р. был X. Таусен. В 30-х гг. под знаменем Р. развернулось нар. движение, к-рое переплелось с борьбой внутри господствующего класса (см. Графская распря 1534-36). Кристиан III, подавив движение, провёл королевскую лютеранскую Р. (1536), использовав её в своих политич. целях. Насильств. проведение лютеранской Р. в Норвегии (1536) и Исландии (с 1540), подвластных Дании, было использовано для усиления там дат. господства. Введение королев. Р. в Швеции, освободившейся при Густаве I Ваза от дат. господства, было средством упрочения самостоят, королев, власти и династии Ваза в стране (крупнейшие деятели швед. Р.- братья О. Петри и Л. Петри, её юридич. оформление и законодат. закрепление произошло на Вестеросских риксдагах 1527 и 1544, на общешвед. церк. соборе 1529 в Эребру). Р. была проведена и в Финляндии, подчинённой Швеции (крупнейший деятель фин. Р.- М. Агрикола).

Центрами Р. в Швейцарии стали экономически развитые кантоны и города (Цюрих, Берн, Базель, Женева). Отсталые лесные кантоны (Швиц, Ури, Цуг и др.) и дворянство остались в лагере феод.-католич. реакции. Они сопротивлялись распространению Р. и стремлению гор. кантонов к гос. централизации. Р. в Цюрихе (где проходила деятельность Цвингли), Берне, Базеле и др. городах была проведена в 20-х гг. 16 в. и первоначально приняла форму цвинглианства.

Одновременно развернулось и крест.-плебейское движение, к-рым руководили анабаптисты. Однако бюргерство не поддержало этого движения, подавленного вскоре после поражения Крест, войны в Германии. В Женеве после прихода к власти в городе прогрессивных бюргерских элементов (преим. из числа "новых горожан" - переселенцев из Франции и др. стран) в 40-х гг. 16 в. оформилось новое течение Р.- кальвинизм. Вскоре он вышел на всеевроп. арену, дав нарождавшейся буржуазии идеологию, к-рая обосновывала её притязания на политич. господство.

Первыми проповедниками Р. во Франции были Ж. Лефевр д'Этаплъ и Г. Брисонне (епископ в Мо). В 20-30-х гг. 16 в. среди богатых горожан и плебейских масс распространялись лютеранство и анабаптизм. Новый подъём реформац. движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40-50-м гг. Кальвинизм явился во Франции идеологич. знаменем как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феод, эксплуатации, так и оппозиции реакц.-сепаратистской феод, аристократии крепнувшему королев, абсолютизму; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не Р., а католицизм, утверждая в то же время независимость франц. католич. церкви от папского престола (королев, галликанство). Оппозиция различных слоев абсолютизму вылилась в т. н. Религиозные войны, закончившиеся победой королев, абсолютизма и католицизма.

В габсбургских землях (Австрии, Чехии, части Венг. королевства) реформац. движение стало знаменем не только антифеод, борьбы масс, но и освободит, борьбы против нац. угнетения, а также (для части дворянства) формой выражения оппозиции централизаторским устремлениям Габсбургов.

В Польше Р. была использована преим. феодалами (как магнатами, так и шляхтой), захватившими в результате её проведения церк. земли.

Р. (в её радикальных формах) представляла серьёзную угрозу феод, строю. Развернувшееся с сер. 16 в. реакц. движение против Р., возглавлявшееся папством,- контрреформация - привело к подавлению Р. в габсбургских землях, части Германии, Польше, были пресечены и слабые попытки реформац. движения в Италии и Испании.

Иными были судьбы Р. в Нидерландах и Англии - экономически передовых странах Европы 16 в. В Нидерландах кальвинизм стал идеологич. знаменем Нидерландской буржуазной революции 16 века. Он получил распространение не только среди буржуазии (и части антииспански настроенного дворянства), но и среди крест.-плебейских масс. Кальвинистские консистории стали центрами, сочетавшими проповедь реформац. идей с организац.-политич. руководством массами. В сев. провинциях Нидерландов, где победила революция, была проведена Р.: имущество католич. церкви постепенно конфисковано, католич. вероисповедание заменено кальвинизмом, ставшим здесь офиц. религией (1573-74).

Р. в Англии имела свои отличит, черты. В 16 в. Англия была страной крепнувшего абсолютизма, вступившего в острый конфликт с папством. Итогом этого конфликта был акт 1534 о супрематии (верховенстве), в силу к-poro король стал главой англ, церкви. Англиканская церковь стала гос. церковью, опорой абсолютизма, а англиканское вероисповедание принудительным. Но Р. в Англии, провед