БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121розоцветных. Многолетние корневищные травы с железистоопушёнными стеблями и непарноперистыми листьями. Цветки 5-членные, жёлтые, в длинных колосовидных кистях. Плод из 1-2 орешковидных плодиков, покрыт крючковидными щетинками; при созревании плоды прицепляются к шерсти животных и к одежде. Ок. 15 видов, преим. в умеренном поясе Сев. полушария; в СССР 6-8 видов. Р. обыкновенный, или аптечный (A. eupatoria), растёт в Европ. части и на Кавказе по кустарникам, разрежённым лесам, опушкам, лугам, у дорог и заборов. Трава его содержит вещества: дубильные и жёлтое красящее.

Репешок обыкновенный; а-цветок, б - плод.

РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской обл.,-29.9. 1930, Куоккала, Финляндия, ныне Ре-пино Ленингр. обл.], русский живописец. Родился в семье воен. поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Об-ва поощрения художников (кон. 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петерб. АХ [1864-71; в 1873-76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Чл. Товарищества передвижных художеств, выставок (с 1878; см. Передвижники). Действит. чл. петерб. АХ (1893). В годы учёбы Р. сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и др. членами Артели художников, а также с В. В. Стасовым; познакомившись с эстетикой революц. демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Р. работает над учебными академич. произв. и одновременно, вне стен АХ,- над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В нек-рых академич. произв. на мифоло-гич. и религ. сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразит, психо-логич. характеристики действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Рус. музей, Ленинград). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В. Е. Репина, 1867, Третьяковская гал.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869,- оба в Рус. музее). В эти годы Р. создал большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Моск. консерватория), в к-рый, добиваясь естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.

С нач. 70-х гг. Р. выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художеств, творчества, борется против далёкого от жизни академич. иск-ва. После поездок на Волгу, где Р. наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Р. пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73, Рус. музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Р. передал индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. Эта работа Р. стала новым явлением в рус. живописи: жанровое произв. приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу общества - народ; пластич. мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Р. ознакомился с иск-вом Зап. Европы. Наиболее значит, жанровая картина этих лет "Парижское кафе" (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отд. характерные черты парижской жизни. Во Франции Р. написал картину "Садко в подводном царстве" (1876, Рус. музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Р. пленэрной (см. Пленэр) живописью ("Лошадь для сбора камней в Вёле", 1874, Саратовский художеств, музей им. А. Н. Радищева; "Дорога на Монмартр в Париже", 1876, Третьяковская гал.). Вернувшись из-за границы, Р. едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произв. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", Третьяковская гал., "Мужичок из робких", Горьковский художеств, музей,- оба 1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская гал.) Р. изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В кон. 1870 - нач. 1880-х гг. Р., сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлечённо работал над крест, темой ("Проводы новобранца", 1879, Рус. музей; "Вечорнищ", 1881, Третьяковская гал.), в нек-рых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В волостном правлении", 1877, Рус. музей). Эти произв. подготовили Р. к созданию такого полотна, в к-ром должна была раскрыться жизнь совр. Р. России и нар. тема получила бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Р. удалось показать в картине "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, Третьяковская гал.). Изобразив многолюдное шествие, в к-ром участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Р. дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Это произв. Р. стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и др. "хозяевах" деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего. В строго продуманной композиции картины, её живописи проявилось высокое мастерство Р., передавшего световоз-душную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены. С 1882 Р. жил в Петербурге. Кон. 1870 х - 1880-е гг.- наиболее плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художеств, и обществ, жизни России. В 1880-х гг. Р. много работал над темой революц. движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за нар. счастье, Р. создал целую галерею положит, образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократич. движения ("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88,- все в Третьяковской гал.). В центральном произв. цикла - "Не ждали" - изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагич. тема трудной судьбы героя. Р. показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиц. построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психо-логич. взаимоотношениями героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи к-рых Р. пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Р. придавал бытовому жанру то высокое значение, к-рое раньше имела лишь ист. живопись. В 1870-80-е гг. Р. создаёт и лучшие портреты. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее, созд. Р., как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты рус. жизни - столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирого-ва (1881), П. А. Стрепетовой, А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) - все в Третьяковской гал.; В. В. Стасова (1883), Рус. музей]. Высокого мастерства достигает Р. в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном рисунке; графич. манера Р. к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок "Девочка Ада", 1882, Третьяковская гал., и "Невский проспект", 1887, Рус. музей,- оба карандаш). В 1880-1900-е гг. Р. много работает над иллюстрациями.

И. Е. Репин.

И. Е. Р е п и н. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь. 1891. Третьяковская галерея.

Р. был также выдающимся художником в области ист. живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Р. привлекали сильные натуры, судьбы к-рых связаны со значит, ист. сдвигами, привлекали психологич. и драматич. задачи ("Царевна Софья", 1879, Третьяковская гал.). Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, Третьяковская гал.), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значит, ист. произв. Р. была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, Рус. музей; эйкиз картины - илл. см. т. 10, табл. XL, стр. 560-561), гл. героем к-рой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. В 1890-е гг. Р., переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Р. отступником от идей демократич. эстетики, но к кон. 90-х гг. Р. вернулся на прежние позиции. В по'здний период при отд. удачах, Р. уже не создал картин равных произв. 1870-80-х гг. Лучшие произв. 1890-1900-х гг.- это графич. портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистич. началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская гал.), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к