БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121олучает развитие теология. Одной из форм распространения мировых Р. является миссионерство. Специфич. особенности различных мировых Р. обусловлены различиями материальной жизни, политич. и культурных форм той обществ. среды, в к-рой они возникли и получили распространение.

Сущность Р. наиболее глубоко была раскрыта марксизмом, к-рый продолжил и развил традиции критики Р. прогрессивной обществ. мыслью, подняв эту критику на качественно новый уровень, органически связав её с борьбой за революц. преобразование тех социальных отношений, к-рые создают потребность в религ. иллюзиях. Не боги создают человека, но человек создаёт богов по своему образу и подобию - осн. тезис атеистич. критики Р. со времён античности и вплоть до Л. Фейербаха; согласно последнему, человек, поклоняясь богу, поклоняется своей собств. сущности, к-рую он отчуждает от себя самого. Фейербах сводит религ. мир к его земной основе, но при этом остаётся открытым вопрос о том, почему происходит это удвоение, самоотчуждение человека, почему "...земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство..." (Маркс К., там же, т. 3, с. 2). Марксизм, опираясь на материалистич. понимание истории, показывает, что это "...может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы" (там же). Марксизм объясняет существование Р. реальными обществ.-историч. отношениями; с появлением классового общества это - отношения, построенные на эксплуатации человека человеком. Превратный мир торжествующего зла и несправедливости рождает превратное сознание, в к-ром растоптанная в этом мире человечность обретает фантастич. существование в потустороннем мире. Перенося осуществление своих идеалов за пределы "этого" мира, Р. примиряла человека с реально существующей обществ. несправедливостью. Именно эту социальную функцию Р. имел в виду К. Маркс, характеризуя её как "опиум народа" (см. там же, т. 1, с. 415). Развивая и критически преодолевая фейербаховскую антропологизацию Р., марксизм подчёркивает, что в основе религиозного отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в к-ром "...человеческая сущность не обладает истинной действительностью" и потому получает иллюзорное осуществление в боге. "Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они - превратный мир". Р. есть "...самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял" (там же, с. 414).

Преодоление религии Маркс связывал с революц. переустройством общества на коммунистич. началах. "Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса... сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем" (там же, т. 23, с. 90).

Земные истоки Р. всё более раскрывались по мере того, как она становилась предметом науч. исследования. Многочисл. этнологич. исследования (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, Р. Маретт, К. Прёйс и др.) показали, что первоначально существование Р. было связано с низким уровнем развития производства и духовной культуры. Характеризуя Р. в её элементарных проявлениях, этнология помогла тем самым реконструировать историю возникновения религ. веровании. Изучение древнейших закреплённых в памятниках письменности религ. текстов дало обширный сравнит. материал для объяснения сходства мифов, верований и культов у народов в разных частях света, к-рое вытекает из сходства форм производств. деятельности, экономич. быта на ранних ступенях обществ. развития. Была показана связь религ. сознания с развитием языка и общим культурным развитием древнего мира (напр., связь иудаизма с культурным миром Др. Востока, зарождающегося христианства - с восточно-эллинистич. синкретизмом).

В классовом обществе Р. как элемент социальной структуры выполняет обусловленные этим социальные функции, является одним из инструментов, при помощи к-рых идеи господствующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями. Р. выступает, т. о., как духовная опора "превратного мира", построенного на социальном неравенстве и гнёте. В то же время, будучи включённой в борьбу классов, Р. в определённых обстоятельствах может выражать и выражала интересы и стремления эксплуатируемых масс; их борьба против эксплуататоров облекалась нередко в форму борьбы одной религ. идеи против другой. Революц. крест. движения во мн. странах формулировали свои (антифеод.) программы на основе раннехрист. требований равенства и братства. Однако тот факт, что на определённых этапах истории идеи прогрессивных социальных движений выступают в религ. оболочке, свидетельствует лишь о незрелости этих движений.

Понятие бога, сверхъестественного может иметь различный социальный смысл именно потому, что суждение о боге есть всегда суждение о мире. Вера в существование бога может формировать различное отношение к действительности, обнаруживать себя в различном социальном поведении, к-рое колеблется в достаточно широких пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира, экзальтацией и квиетизмом, примирением с существующим порядком вещей и протестом. Так, ориентация совр. религ. идеологии на земные проблемы отражает изменения в сознании широких масс верующих трудящихся, к-рые всё больше стремятся к эффективному осуществлению социальной справедливости на земле путём участия в борьбе за изменение несправедливого мира.

С каждым великим историч. переворотом в обществ. порядках происходил переворот и в религ. представлениях людей. Так, ср.-век. католицизм олицетворял собой феод. разновидность христианства, в противовес к-рой с развитием капитализма возник протестантизм как бурж. разновидность христианства. В свою очередь и католицизм со 2-й пол. 19 в. становится на путь приспособления к условиям бурж. общества. Вместе с тем с эпохи Возрождения получает всё большее развитие процесс секуляризации - постепенного падения влияния Р., высвобождения из-под её контроля различных сторон общественной и личной жизни. Особенно большой размах этот процесс приобретает в совр. историч. эпоху, в условиях глубоких социальных преобразований и научно-технич. прогресса человечества, когда Р. переживает глубокий и необратимый кризис. Всё меньше остаётся стран, где Р. признаётся гос. идеологией; в результате отделения церкви от государства, школы от церкви сужается сфера контроля Р. над духовной жизнью общества. Р. перестаёт быть господствующей формой идеологии, её престиж и число приверженцев заметно уменьшаются, сохраняющаяся религиозность приобретает всё более поверхностный характер. Науч.-технич. революция нанесла новый удар по религ. картине мира и упрочила уверенность человека в способности своими силами решить стоящие перед ним проблемы. В эпоху перехода от капитализма к социализму всё более очевидным становится то, что Р. как форма обществ. сознания исторически изжила себя. Состояние совр. религ. сознания характеризуется конфликтом между традиц. формами веры и её обновлёнными вариантами. Попытки спять конфликт между наукой и Р., примирить их, освободив Р. от архаических элементов, мифологии, наивного антропоморфизма и т. п., лишь подчёркивают противоположность Р. науч. мировоззрению.

Наряду с факторами, подрывающими Р., продолжают действовать и факторы, к-рые питают, поддерживают её. Гос.-монополистич. капитализм несёт с собой обострение социальных противоречий, усиление эксплуатации, подавление и опустошение личности. Он олицетворяет собой тот "превратный мир", духовным порождением к-рого является Р. Науч.-технич. достижения сами по себе не ведут автоматически к отмиранию Р., поскольку причины её существования коренятся в обществ. отношениях. Науч.-технич. революция в условиях капиталистич. общества сопряжена с рядом отрицат. социальных последствий, ответственность за к-рые религ. идеологи возлагают на науку, на познающий разум. Кризис запутавшегося в противоречиях капитализма интерпретируется как кризис человека, забывшего о боге; Р. предлагается вместо политики. Хотя в целях приспособления Р. к изменившемуся миру (модернизация Р.) делаются попытки интерпретировать Р. в духе "теологии революции" как духовную силу, стимулирующую социальную активность, это не изменяет коренным образом её социальной природы; поскольку вера в бога остаётся оборотной стороной неверия человека в собств. силы, она в конечном счёте гасит социальный протест иллюзорным утешением. В той мере, в какой капитализм исторически себя изживает, у господствующих классов растёт потребность в религ. оправдании его существования. В эпоху империализма Р. активно насаждается всеми средствами бурж. пропаганды как одно из главных средств противодействия распространению науч.-материалистич. мировоззрения, коммунистич. идеологии.

Будучи глубоко научным, материалистическим в основе своей, марксистско-ленинское мировоззрение противостоит Р. как иллюзорному, превратному сознанию. Комм