БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121но Сев. Франция и нек-рые юж. города и провинции его не признали. Во главе лиги встал брат убитых Гизов герцог Карл Майенский. Использовать создавшуюся обстановку решил исп. король Филипп II, стремившийся посадить на франц. престол своего ставленника, в чём его поддерживал рим. папа (отлучивший Генриха Наваррского как еретика от церкви). Из Юж. Нидерландов в помощь католикам началась исп. интервенция, с согласия лиги в Париж в 1591 были введены исп. войска; это усугубило политич. анархию в стране. Разгул феод. реакции привёл к массовым крест. восстаниям (см. Кроканы). Католич. дворянство и буржуазия, напуганные размахом движения нар. низов, признали королём перешедшего в 1593 в католицизм Генриха Наваррского. В 1594 он короновался (Генрих IV) и вступил в Париж. Провинции, находившиеся под господством Католич. лиги, были окончательно подчинены к 1596. Нантскии эдикт 1598 урегулировал положение гугенотов. До 1598 продолжались воен. действия мелсду войсками Генриха IV и Филиппа II. Конец им положил мирный договор 1598 в Вервене. (Карту см. на вклейке к стр. 553.)

Лит.: Лучицкий И. В., Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции, ч. 1, К., 1871; его же, Католическая лига и кальвинисты во Франции, т. 1, К., 1877; История Франции, т. 1, М., 1972, гл. 5; Thompson J. W., The wars of religion in France, 1559 - 1576, Chi., 1909, new ed., N. Y., [1958]; Romier L., Les origines politiques des guerres de religion, t. 1 - 2, [P.], 1913 -14; его же, Le royaume de C. de Medicis, 2 ed., [v. 1 - 2], P., 1922; его ж е, Catholiques et huguenots a la cour de Charles IX, P., 1924; Chartrou-Charbоnnel J., La reforme ct les guerres de religion, P., 1936; Levis-Mirepoix A., Les guerres de religion. 1559 - 1610, P., 1950. А. А. Лозинский.

РЕЛИГИЯ (от лат. rcligio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфич. действия (культ), к-рые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу Р. является одним из видов идеалистич. мировоззрения, противостоящего научному. Гл. признак Р.- вера в сверхъестественное, но это не значит, что Р. и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. "... Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 328). В Р. человека порабощают продукты его собств. воображения. Р. представляет собой не только специфич. форму обществ. сознания, но и выполняет функцию регулятора обществ. поведения.

Согласно совр. науч. данным, Р. возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитич. искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религ. веровании свидетельствуют также верхнепалеолитич. погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании - о "мире мёртвых" и "душе", к-рая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.

Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносeологич. корни Р.): общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое "существо", так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в самой реальной действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практич. деятельности человека, его обществ. отношений (социальные корни Р.). Р. есть продукт ограниченности практич. и духовного овладения миром на первоначальных стадиях человеческой истории. В первобытных религ. верованиях запечатлено фантастич. сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом рeлиг. восприятия становятся именно те природные явления, с к-рыми человек связан в своей повседневной практич. деятельности, к-рые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её "таинственными" силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями Р. были магия, тотемизм, ведовство, погребальный культ, шаманизм; более поздние формы доклассовой Р.- тайные союзы, культ вождей и др.

Первоначально объектом религ. отношения был реально существующий предмет, наделяемый свeрхчувств. свойствами,- фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувств. свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоят. существа-"духов"; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу "душу" (анимизм), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным Р. пришли Р. классового общества. По мере социального расслоения общества складывалась иерархия и в мире "духов". С развитием земледелия всё более важную роль стали играть "духи" растительного мира, культ умирающих и воскресающих богов, ритуалы, связанные с сезонными явлениями в природе (проводы зимы и т. п.). С развитием патриархальной семьи родовой культ предков превратился в культ предков семьи, культ домашних богов. Получили развитие эсотерические (тайные) верования и культы, были закреплены мифы (см. Мифология) - сначала в устной традиции, затем появились письм. памятники Р.- священные книги. С разделением общества на классы и зарождением государственности возникли политеистич. (см. Политеизм) Р. раннего классового общества: ведическая религия Др. Индии, япон. синтоизм, Р. Др. Египта, Ирана (маздеизм), Р. греков, римлян и др. Выделилась особая социальная прослойка проф. жрецов (см. Жречество) и служителей культа, истории, предшественниками к-рых в первобытной Р. были колдуны, знахари, заклинатели, гадатели, шаманы. Развилась система жертвоприношений, усложнился и приобрёл большую социальную значимость культ, появились предназначенные для жертвоприношений и богослужений святилища (храмы), возникла система религиозного обучения и образования. Р. стала одним из институтов классового общества, защищавшим привилегии и власть эксплуататорской верхушки. С появлением проф. жречества Р. всё чаще стала использоваться в целях сознательного обмана масс.

В племенных культах доклассового общества боги выступали прежде всего как олицетворение сил природы, а также моральных предписаний. В Р. рабовладельч. общества боги начинают олицетворять в первую очередь социальную власть. "Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога... Так возник монотеизм..." (там же, с. 329).

В Р. раннего классового общества сохранялись и многие традиц. культы, возникшие в родовом обществе: тотемистически окрашенные культы животных и растений, культ предков и разного рода духов, демонов, фетишей, разрабатывалась богатая мифология. По своему характеру это - племенные, а в дальнейшем национально-гос. Р., в к-рых вероисповедная связь между людьми совпадает с этнич. и политич. связями (таковы, напр., существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, Р.- буддизм (6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в.) и ислам (7 в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политич. связей. Одной из важнейших отличит. особенностей таких мировых Р., как христианство и ислам, является монотеизм. Характерный для христ. монотеизма своего рода культ "абстрактного человека" (см. там же) обусловлен отношениями товарного производства и связан с таким пониманием человека, в к-ром реальные социальные характеристики человека, социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и др. различия отбрасываются и "преодолевается" как несущественные с точки зрения главного отношения, определяющего сущность человека,- отношения к богу. Вера в бога здесь связана с принижением "мирского", она ориентирует человека не на социальные преобразования, а на "спасение" от мирских уз, па уход от мирской суеты как идеал достойной человека жизни. Складываются новые формы религ. организации и религ. отношений - церковь, духовенство (клир) и миряне; п