БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121е стран Зап. Европы, Америки и Азии создаются экуменич., межрелигиозные духовные школы, теологические колледжи и университетские богословские ф-ты, привлекающие приверженцев разных христианских вероисповеданий. В религ. обучение привносятся идеи "совместимости теологии с наукой", богословие очищается от отдельных догм, явно противоречащих науке, в нек-рых конфессиях делаются попытки обновления структуры теологич. образования путём включения в них науч. дисциплин. В то же время в ряде конфессий усиливает свои позиции реакционная часть теологов, ведущая религ. обучение населения. Так, в Израиле всё обучение носит реакционный религиозно-мистич. и сионистский характер, даже в гос. общеобразоват. школах в обязательном порядке изучается библейский Старый завет, Тора (закон) и Талмуд. В иудейско-клерикальном духе ведётся преподавание и в теологич. заведениях США, находящихся в распоряжении Совета синагог США.

Совр. Р. о. и о. испытывает глубокий кризис. Всё меньший интерес к религии проявляет молодёжь, духовные уч. заведения ежегодно имеют недобор слушателей, значит. часть выпускников теологич. ф-тов предпочитает не принимать сан священнослужителя, сокращаются контингенты, получающие Р. о. и о.

В СССР в соответствии с декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (1918) преподавание религ. вероучений во всех гос. и общественных уч. заведениях не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии лишь частным образом. В соответствии с законами преподавание религии не проводится в гос. школах Болгарии, Чехословакии, Югославии и ряда др. социалистич. стран. В Польше для желающих религ. обучение осуществляется при костёлах, в Венгрии - преподавание катехизиса ведётся в церк. зданиях и факультативно в общеобразоват. школах.

См. также Духовные учебные заведения, Атеизм, Религия и статьи о различных религиозных системах и конфессиях - Буддизм, Индуизм, Ислам, Иудаизм, Конфуцианство, Синтоизм, Христианство, Католицизм, Православие, Протестантизм, церквах, напр. Евангелические церкви, и сектах, напр. Евангельские христиане, и др.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971; Ленин В, И., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1969; Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви, М., 1961; Никольский Н. М., Избранные произведения по истории религии, М., 1974; Осипов А. А., Путь к духовной свободе, М., 1960; Лафарг П., Религия и капитал, [пер. с франц.], М., 1937; Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, пер. с чеш., М., 1969; Русская православная церковь. Устройство. Положение. Деятельность, М., Московская патриархия, 1958; Поместный собор русской православной церкви, М., Московская патриархия, 1972; Annuario Pontificio per 1'anno 1973, Citta del Vaticano, 1973; Seminaria ecclesiae catolical, Vaticanis, 1963; Taschenbuch der evangelischen Kirche in Deutschland, Stuttg., 1968; Directory of Theological Treining institutions in Europe, Genf, 1971; Yearbook of Amerikan and Canadian churches, 1969, N. Y., 1969. В. Г. Фуров.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ, гугенотские войны, войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й пол. 16 в.; за религ. оболочкой этих войн скрывалась сложная борьба различных социальных сил. В ист. лит-ре датируются Р. в. по-разному: 1562-94, 1562-96, 1562-98 (начальным годом иногда указывается 1559 или 1560). Современники называли Р. в. гражданскими войнами (это назв. часто употребляется и в ист. лит-ре 19-20 вв.). Предпосылками Р. в. являлись социально-экономич. сдвиги во Франции к сер. 16 в.: с одной стороны - обнищание задавленных налогами (возросшими в последние годы Итальянских войн 1494-1559) нар. низов, положение к-рых резко ухудшилось в связи с ростом дороговизны, вызванным "революцией цен" (последняя сильно уменьшила также и доходы дворянства); с другой стороны - всё большее ущемление абсолютизмом политич. власти феод. знати. Социально-экономич. обстановка обусловила широкое участие в Р. в. как плебейства (выступавшего против феод. и зарождавшейся капиталистич. эксплуатации), так и дворянства. Наиболее оппозиционен абсолютизму был верхний слой дворянства - феод. знать. Она выступала, однако, не сомкнутым фронтом, а как две соперничавшие, претендовавшие на власть в гос-ве клики. Во главе католиков стояли герцоги Гизы] кальвинистов возглавляли Бурбоны (принц Л. Конде, затем Генрих Наваррский) и адмирал Г. Колинъи. Лагерь католиков составляла значит. часть дворянства и буржуазии центр. и сев.-вост. провинций. В лагере кальвинистов находилась часть дворянства городов гл. обр. южных и западных окраинных провинций, отстаивавшая свои феод. вольности, сопротивлявшаяся централизации, проводимой абсолютизмом. Кальвинистское дворянство рассчитывало укрепить своё экономич. положение за счёт секуляризации церк. владений. Для большинства дворян религ. вопрос играл второстепенную роль, в ходе Р. в. они иногда меняли своё вероисповедание.

В 1559 во мн. провинциях Франции начались пар. волнения, па Ю. кальвинистское дворянство начало захватывать церк. владения. В 1560 Бурбоны, рассчитывавшие отстранить Гизов от правления страной, составили заговор (его возглавил принц Конде): они намеревались захватить в Амбуазском замке короля Франциска II и в дальнейшем, действуя от его имени, фактически завладеть властью. Однако Амбуазский заговор был раскрыт. После вступления на престол малолетнего короля Карла IX (дек. 1560) регентша Екатерина Медичи и канцлер М. Лопиталь стремились примирить католиков и гугенотов. Эта попытка была сорвана Гизами. 1 марта 1562 отрядом герцога Гиза были убиты в местечке Васси молившиеся кальвинисты; это послужило сигналом к открытым воен. действиям.

До 1572 вожди обоих лагерей стремились захватить короля и править затем от его имени. И те и другие искали помощи вне Франции: гугеноты - у нем. князей, у единоверцев в Нидерландах, Англии, католики - у Испании. За первыми тремя войнами (1562-63, 1567-68, 1568-70) последовал Сен-Жерменский мир (1570), по к-рому гугеноты получили 4 важных города-крепости, право занимать гос. должности, кальвинистское богослужение было разрешено по всему королевству. Усиление гугенотов побудило Гизов и Екатерину Медичи организовать в 1572 массовую резню гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь). События Варфоломеевской ночи привели к возобновлению воен. действий.

В войнах 1572-73, 1574-76 гугеноты преследовали цель сменить династию Валуа. Для этого периода характерен расцвет антиабсолютистской публицистики (см. Монархомахи). К 1576 была образована в юго-зап. провинциях Франции т. н. Гугенотская конфедерация городов и дворянства (фактически гос-во в гос-ве). По королевскому эдикту в Больё (1576) гугеноты получили подтверждение свободы вероисповедания, кроме того, фактич. признания образованной ими конфедерации. Ген. штаты в Блуа (1576) отвергли этот эдикт, что привело к возобновлению войны с гугенотами. Католики создали свою орг-цию - Католическую лигу 1576. После 6-й и 7-й Р. в. (закончившихся миром в Бержераке, 1577, и миром во Фле, 1580) борьба гугенотов с пр-вом прекратилась. Юг в основном остался гугенотским. В 1584 антиабсолютистское движение католич. городов, вызванное ростом налогов, дальнейшим ухудшением экономич. конъюнктуры (в условиях "революции цен"), привело к образованию Парижской лиги. Смерть герцога Анжуйского (брата бездетного короля Генриха III) в 1584, делавшая законным наследником франц. короны главу гугенотов Генриха Наваррского, была воспринята католиками разных социальных слоев как сигнал к действию. На наследование престола претендовал и глава католич. знати Генрих Гиз (Гизы утверждали, что их род ведёт своё начало от Карла Великого). В 1585 произошло объединение Парижской лиги с феод. группировкой Гизов в новую Католическую лигу, под нажимом к-рой Генрих III отменил все эдикты, изданные в пользу гугенотов. Началась 8-я Р. в. (1585-89), т. н. война трёх Генрихов (по именам гл. действующих лиц - Генриха Гиза, Генриха III, Генриха Наваррского). Первоначально Генрих III и Генрих Гиз объединились в борьбе против Генриха Наваррского, возглавив лагерь католиков. Однако Парижская лига (составившая осн. ядро Католич. лиги) боролась не только против гугенотов, но и вела наступление на пр-во. 12-13 мая 1588 в Париже вспыхнуло восстание гор. люда ("день баррикад"), Генрих III бежал в Шартр. Гизы и Католич. лига предъявили королю свои требования. Генрих III пошёл на уступки (в частности, Генрих Гиз был назначен главнокомандующим). В окт. 1588 в Блуа собрались Ген. штаты, большинство депутатов к-рых было на стороне лиги. В дек. 1588 по приказу Генриха III герцог Гиз и его брат кардинал Лотарингский были убиты приближёнными короля. Антироялистское движение в Париже и мн. др. городах достигло высшей точки. Под давлением демократич. крыла Парижской лиги в Париже Генрих III был объявлен низложенным. Это толкнуло его на союз с Генрихом Наваррским (к-рого король провозгласил своим наследником), и они совместно двинули свои войска к Парижу (Р. в. 1589-94 или, согласно др. датировкам, 1589-96, 1589-98). В авг. 1589 монах-доминиканец, подосланный лигой, убил Генриха III. Королём Франции стал Генрих Наваррский,