БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121е в различных областях применения весьма разнообразны. Поэтому их часто классифицируют в каждой области по-разному. Однако можно выделить большую группу защитных Р. э., предназначенных для отключения или изменения режима работы производств. и др. агрегатов в случаях, когда режим становится опасным для них, группы управляющих и контрольных Р. э. автоматич. систем, а также логические Р. э., выполняющие функции логич. преобразователей в вычислит. и управляющих машинах, дискретных управляющих устройствах и т. п.

Р. э. наиболее широко применяют в технике автоматич. управления и технике связи; с их помощью можно: управлять большими мощностями на выходах устройств (систем), используя весьма малые по величине воздействия на входах; выполнять логич. операции; путём сочетания различных Р. э. легко образовывать сложные многофункциональные релейные устройства (содержащие десятки и сотни тыс. Р. э.). Многие технич. устройства и системы (вычислит. и управляющие машины дискретного действия, дискретные телемеханич. устройства, управляющие системы автоматич. телефонии, системы передачи дискретной информации, устройства релейной защиты и др.) целиком или в значит. степени базируются на использовании Р. э.

Лит.: Терминология реле, М., 1958; Сотсков Б. С., Основы расчета и проектирования электромеханических элементов автоматических и телемеханических устройств, М.- Л., 1965; Агейкин Д. И., Костина Е. Н., Кузнецова Н. Н., Датчики систем автоматического контроля и регулирования, М., 1959; Васильева Н. П., Гашковец И. С., Логические элементы в промышленной автоматике, М.- Л., 1962; Шорыгин А. П., Электрохимические элементы (общие свойства и классификация), в кн.: Энциклопедия измерений, контроля и автоматизации, в. 8, М., 1967; Цыпкин Я. З., Релейные автоматические системы, М., 1974. М. А. Гаврилов.

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ, система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях и религиозное обучение населения. Р. о. и о. используется церквами и миссионерами для распространения религии среди неверующих и иноверцев, вербовки прозелитов. Возникновение и развитие Р. о. и о. связаны с историей формирования религии в древних гос-вах Востока (Вавилония, Египет и др.), с усложнением богословских систем, знание к-рых требовало спец. обучения священнослужителей и систематич. истолкования религ. учения населению. С возникновением буддизма (6-5 вв. до н. э.) обучение населения религии начало проводиться в монастырских школах. В христианстве (1 в. н. э.) теология стала предметом изучения в катехизич. и общеобразоват. школах Александрии (Египет), Иерусалима, Рима и др. городов

Римской империи и Византии. Наибольшее развитие Р. о. и о. получило в эпоху феодализма, когда монополия на образование находилась в руках церкви, а само образование приняло преим. богословский характер. Теология была осн. предметом и светской, в т. ч. высшей, школы, возникшей в ср. века. В последующем, в связи с развитием светской школы, начавшимся в период Реформации (1-я пол. 16 в.) и бурж. революций, произошло известное вытеснение Р. о. и о. из сферы духовной жизни общества. Однако профессиональная подготовка духовенства, специалистов-теологов и религ. обучение населения осуществляются во многих странах и во 2-й пол. 20 в.

Основное в Р. о. и о.- изучение т. н. священных, канонич. книг: в буддизме - Типитака и др., в исламе - Коран, в христианстве-Библия, в иудаизме - библейский Ветхий завет и Талмуд. В них излагаются учения Яхве, Будды, Иисуса Христа, Мухаммеда (Магомета) и др., считающихся основателями религии, или их последователей, учеников (апостолов) и пророков; система догматов определённого вероучения, выработанных и утверждённых высшими церковными инстанциями (соборами, папскими энцикликами и т. п.).

Совр. Р. о. и о. в классово антагонистич. обществе, для к-рого религия составляет важную часть идеологии, тесно связано со всей структурой нар. образования - во многих звеньях его преподавание религии предусмотрено уч. программами. Церковь имеет, кроме того, и мощную сеть собственных уч. заведений, занимающихся религ. обучением; в числе их: 1) духовные уч. заведения, готовящие профессиональных служителей религ. культов и богословов; 2) конфессиональные (созданные по вероисповедному признаку) учебные заведения церковноприходского типа (находятся в ведении местного духовенства), дающие не профессиональные, но систематизированные знания в области определённого вероучения, напр. в буддизме - монастырские школы, в мусульманском культе - мектебы. (куттабы) и коранические школы при мечетях, в христианстве - катехизические школы при храмах, костёлах; 3) общеобразоват. начальные, средние и высшие школы, принадлежащие определённой религ. организации, где наряду с другими предметами изучается теология. В целях обучения религии используются молитвенные помещения (мечети, храмы, синагоги и т. п.), а также частные, в основном конфессиональные, воскресные, вечерние, заочные школы и курсы, средства массового общения и информации (радио, телевидение, периодич. печать и т. д.), кинофильмы с религ. содержанием, богословская лит-ра.

Организация, структура и содержание Р. о. и о. определяются историческими, национально-религ. особенностями, положением соответствующей конфессии в обществе, законами о культах. Так, во Франции, Мексике, Уругвае и нек-рых др. странах преподавание религии в гос. уч. заведениях запрещено. В США церковь формально отделена от гос-ва, но изучение религии в общеобразоват. школах проходит факультативно (для желающих в специально отведённые часы). Кроме того, в США функционирует обширная сеть частных уч. заведений, школ при церквах, а также школ, принадлежащих религ. орг-циям (или финансируемых ими), в к-рых изучение религии включается в уч. программу.

В широких масштабах осуществляется буддийское Р.о. и о. В большинстве стран Вост. и Юго-Восточной Азии, где традиционно распространён буддизм, изучение религии включено в программы общеобразоват. школ всех уровней. В буддийских ун-тах - в г. Наланда (Индия), Видьодая и Видьяланкара в г. Коломбо (Шри-Ланка), учебном и н.-и. ин-те в г. Мандалай (Бирма), буддийском ун-те в г. Киото (Япония) и др.- наряду с философией и теологией буддизма изучаются буддийские логика, этика, иск-во и медицина, история буддизма, проблемы совр. буддологии. В ряде ун-тов в программу включены также история осн. разновидностей буддизма, в частности хинаяны и махаяны. В нек-рые ун-ты наряду с монашествующей поступает и светская молодёжь. Выпускники используются в качестве специалистов-религиоведов и преподавателей по различным отраслям буддологии.

В арабских и нек-рых странах Ближнего и Ср. Востока, в Индонезии и др., где распространён ислам, Р. о. и о. является составной частью системы общего нар. образования. Религиозные дисциплины входят в программы всех типов уч. заведений. Действует ок. 30 мусульманских ун-тов и ф-тов мусульманской теологии и права (шариата), организованных в нек-рых гос. ун-тах Алжира, Египта, Индии, Индонезии, Ирака, Марокко, Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии и др. Университетский теологич. курс включает теологические, нек-рые общеобразоват. дисциплины и араб. язык. Крупнейшие исламские ун-ты: аль-Азхар, Александрийский, Каирский (Египет), Алжирский, Али-гархский, Аллахабадский, Делийский (Индия), Исламский ун-т Индонезии, Карачский ун-т и Ин-т исламоведения (Пакистан), Тегеранский (Иран), Хартумский (Судан) и др.

Теологич. образование дают и мусульманские духовные уч. заведения в СССР, но в их программы входят не только религиозные, но и светские дисциплины: араб. лит-pa и её история, язык и лит-ра, история древнего мира, ср. веков, обществоведение, междунар. право, политэкономия, основы философии и др.

В зарубежных медресе и особенно в университетской среде ведётся проповедь ортодоксального ислама, к-рый ставится выше всех других верований и идеологий не только как религия, но и как универсальная идеология, нац. политика и культура. Вместе с тем развиваются и нек-рые прогрессивные тенденции: преодолеваются узкий конфессионализм Р. о. и о., замкнутость, растёт признание ценности изучения светских дисциплин. Выпускники медресе и теологич. ф-тов ун-тов не только становятся служителями культа, но используются на гос., общественно-политич. и науч. работе.

Совр. христианское теологич. образование развивается на базе вероучений трёх основных конфессий: католицизма, православия, протестантизма. В системе римско-католич. церкви насчитывается 53 католич. ун-та, 49 университетских теологич. ф-тов и ин-тов. Старейшие понтификальные (папские) ун-ты: Саламанкский (осн. в 13 в., Испания), Грегорианский, Латеранский, Урбанианский (15-17 вв., Италия), Лувенский (15 в., Бельгия). В 13-17 вв. были созданы и католич. высшие школы: во Фран-

ции - коллеж Сорбонна (как богословская школа ликвидирована в 1792, с 1875 существует Парижский католич. ин-т), в Австрии - Венский (14 в.), Грацский (16 в.), Инсбрукский (17 в.) ун-ты, в Германии - Тюбингснский ун-т (15 в.), в Перу - ун-т Сан-Маркое (16 в., Лима) и др., в сост