БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121торских предложений приходится ок. 50% всей суммы экономии, получаемой за счёт достижений науки и техники; в абсолютном выражении экономич. эффект от рационализации и изобретательства в 1972 составил 3,2 млрд. марок. В ЧССР разработана и выполняется программа комплексной социалистич. рационализации производства. Р. п. неразрывно связана с процессом интеграции социалистической экономической и опирается на возможности социалистич. междунар. разделения труда, междунар. специализации и кооперирования произ-ва, расширения и углубления научно-технич. сотрудничества.

Лит.: Ленин В. И., "Научная" система выжимания пота, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23; его же, Система Тейлора - порабощение человека машиной, там же, т. 24; его ж е, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 3, 8 изд., М., 1970, с. 362-414; там же, т. 4, М., 1970, с. 12 - 74, 405 - 72; там же, т. 5, М., 1971, с. 127 - 73, 333 - 97; там же, т. 8, М., 1972, с. 172-325, 523-52; там же, т. 9, М., 1972, с. 168-85; там же, т. 10, М., 1972, с. 198-215.

Б. К. Злобин.

РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme, от лат. ratkmalis - разумный, ratio - разум), филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин "Р." используется для обозначения и характеристики филос. концепций с 19 в. Исторически рационалистич. традиция восходит к др.- греч. философии: напр., ещё Парменид, различавший знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (достигнутоев результате чувств. восприятия), усматривал в разуме критерий истины.

Как целостная система гносеологич. воззрений Р. начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность ср.-век. схоластике и религ. догматизму классич. Р. 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естеств. порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Т. о., принципы Р. разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Р. у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.

Рафаэль. "Сикстинская мадонна". 1515-19. Дрезденская картинная галерея.

Я. ван Рёйсдал. "Болото". Эрмитаж. Ленинград.

Р. 17-18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из филос. источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для франц. материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистич. сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений Р.

Обосновывая безусловную достоверность науч. принципов и положений математики и естествознания, Р. пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познават. деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму Р. утверждал, что науч. знание, обладающее этими логич. свойствами, достижимо посредством разума, к-рый выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, напр., к осн. тезису сенсуализма "нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях" (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: "кроме самого разума", т. е. способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувств. восприятие), но и всеобщее, необходимое.

Обращение к разуму как единств. источнику науч. знания привело Р. к идеалистич. заключению о существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение Р. роли чувств. восприятия, в форме к-рого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания.

И. Кант, пытавшийся примирить идеи Р. и сенсуализма, полагал, что "всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме..." (Соч., т. 3, М., 1964, с. 340). Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности (см. Априори) не только понятийных форм (как это было в классич. Р.), но и форм созерцания - пространства и времени. Но кантовский Р. сохраняет свою силу лишь ценой принятия позиции агностицизма; он распространяется только на мир явлений, но не на "вещь в себе", объективную реальность.

В философии Г. Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абс. идея, или абс. разум, а процесс познания был превращен в самопознание разума, к-рый постигает в мире своё собств. содержание. Поэтому развитие объективного мира предстаёт у Гегеля как чисто логич., рациональный процесс, а его Р. приобретает характер панлогизма.

В бурж. философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого разума была утрачена (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающей становится критика классич. Р. с его идеалами могущества разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. Эта критика ведётся как с позиций иррационализма (напр., во фрейдизме, к-рый отстаивает ведущую роль нерациональных, подсознательных компонентов, в интуитивизме и экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного Р., связанного уже не столько с логич. проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных оснований и границ Р. (напр., в концепциях М. Вебера, К. Манхейма).

Ограниченность и односторонность Р. были преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и Р. стало возможным на принципиально новых основах, разрабатываемых в теории познания диалектич. материализма. Осн. условием решения этой проблемы явился анализ процесса познания в органич. связи с практич. деятельностью по преобразованию действительности. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 152-53).

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд,, т. 3; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Декарт Р., Рассуждение о методе. Избр. философские произведения, М., 1950; Лейбниц Г., Новые опыты о человеческом разуме, М., 1936; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 5; Girgensohn К., Der Rationalismus des Abendlandes, Greifswald, 1921; Сassirer E., Die Philosophic ,der Aufklarung, Tubingen, 1932; Santillana G. de, Zilsel E., The development of rationalism and empiricism, Chi., 1941. Б. С. Грязное.

РАЦИОНАЛИЗМ в архитектуре, совокупность архит. направлений 1-й пол. 20 в., программно осваивавших достижения совр. науки и техники. В широком смысле Р. иногда отождествляют с понятием "современная архитектура" (см. Архитектура). Основы Р. закладывались ещё в конце 19 в. (творчество Л. Г. Салливена в США, X. П. Берлаге в Нидерландах, А. Лоза в Австрии, мастеров немецкого Веркбунда в Германии, О. Перре во Франции). Становлению Р. в нач. 1920-х гг. во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журн. "Эспри нуво" во главе с Ле Корбюзье во Франции, руководимой В. Гропиусом архит. школой "Баухаyз" в Германии (функционализм). Развитие Р. охватывает в основном 20-50-е гг. Сторонники Р. организовали Международные конгрессы современной архитектуры (1928-59); его градостроит. идеи были зафиксированы в т. н. Афинской хартии (1933), а общие архит. концепции в 50-е гг. привели к созданию т. н. международного (интернационального) стиля (творчество Л. Миса ван дер Роэ и мн. др. архитекторов). Причинами кризиса Р. в конце 50-х гг. стали присущие его представителям известный догматизм архит. мышления и социально-реформистский утопизм.

Рационалистами называли себя архитекторы объединения Аснова (Н. А. Ладовский, К. С. Мельников и др.), выдвигавшие на первый план психо-физиол. особенности восприятия архит. формы и стремившиеся найти рациональные начала в образном аспекте архитектуры.

Лит.: Хазанова В. Э., Советская архитектура первых лет Октября. 1917 - 1925 гг., М., 1970; Banham R., Theory and design in the first machine age, L., [1960]; Соllins P., Changing ideals in modern architecture. 1750-1950, L., [1965].

РАЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, функция, получающаяся в результате конечного числа арифметич. операций (сложения, умножения и деления) над переменным х и произвольными числами. Р. ф. имеет вид:
[2137-11.jpg]

где aо, a1, ..., аn и bo, b1, ..., bm(ao не равно 0, bo не равно 0) - постоянные, а n и m - неотрицательные целые числа. Р. ф. определена и непрерывна для всех значений х, кроме тех, к-рые являются корнями знаменателя Q(x). Если E - корень кратности k знаменателя Q(x) и одновременно корень кратности r (r>=k) числителя Р(х), то R(x) имеет в точке E устранимый разрыв; если же r