БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121ьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Р. характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисл. зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период стр-ва дворцов М. И. Воронцова (1749-57) и С. Г. Строганова (1752-54; илл. см. т. 14, табл. XX, стр. 320-321) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Р. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Р. необычайную пластичность. Р. широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг гл. композиц. узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Р. перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-57; илл. см. т. 3, стр. 13 и т. 7, табл. LII, стр. 544-545) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала гл. пространств. координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб к-рых нарастает к центру - Большому залу и Картинной гал., подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-зап. конец здания. Ритмич. разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжеств. облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Р.- Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Петербурге, к-рые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе гор. ансамбли.

В.В. Растрелли. Модель Смольного монастыря. Середина 18 в. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР. Ленинград.

Лит.: Виппер Б. Р., В. В. Растрелли, в кн.: История русского искусства, т. 5, М., 1960; Денисов Ю., Петров А., Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л., 1963.

РАСТРОВЫЕ ОПТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, класс оптич. систем, включающих растр, т. е. совокупность большого числа мелких оптич. элементов (малых отверстий, линзочек, решёток, призм, зеркал и пр.), расположенных . на общей поверхности и действующих как единое оптич. устройство. Каждый малый элемент Р. о. с. участвует в создании лишь одного элемента, формируемого системой изображения. Р. о. с. отличаются друг от друга параметрами элементов, способом их укладки на общей поверхности и формой этой поверхности, к-рая может быть плоской, конич., цилиндрич., сферич. и т. д. Применяются также многоплоскостные Р. о. с. и пространственные Р. о. с. (их элементы сложно размещены в пространстве).

По типу растра различают нерегулярные и регулярные Р. о. с. Последние могут быть: линейными, с элементами растра в виде параллельных линий; радиальными, элементы к-рых лучами расходятся из общего центра; кольцевыми, в к-рых элементы расположены в виде концентрич. зон; сотовыми; рядовыми, элементы к-рых размещены в шахматном порядке.

На практике чаще всего используют Р. о. с. с постоянным периодом следования элементов на общей плоскости (т. н. растры постоянного шага).

К осн. свойствам Р. о. с. откосятся: фокусирующее (свет от точечного источника собирается растром в точку, линию или нек-рую пространств. зону); множащее, к-рое позволяет осуществить многократное повторение одних и тех же изображений; анализирующее, к-рое заключается в разложении изображения на отд. элементарные изображения (рис. 1); интегрирующее, к-рое обеспечивает восстановление целостного (часто - объёмного) изображения объекта из его элементарных изобралсений (рис. 2). Нормальное воспроизведение оптич. изображения с помощью Р. о. с. возможно путём его двукратного преобразования - анализирования с последующим синтезированием (интегрированием) из полученных элементов. Это можно, напр., осуществить в простейшей Р. о. с.: сочетании растра с диффузно отражающим экраном, к-рое обеспечивает вначале прямое, а затем обратное прохождение лучей (анализ, а затем синтез пространств. изображения). От свойств экрана, помещённого в фокальной плоскости растра, в значит. мере зависят особенности Р. о. с. Комбинируя различные типы растров и экранов, можно получить огромное разнообразие Р. о. с.


Рис. 1. Анализирующее свойство растровой оптической системы (в данном случае - растра с расположенным в его фокальной плоскости экраном): растр разбивает изображение объекта на дискретный ряд элементарных изображений.

Рис. 2. При обратном ходе лучей света от каждого элементарного изображения, полученного в результате анализирования, через многие смежные элементы растра возникает множество подобных друг другу пространственных изображений объекта (интегрирующее, или синтезирующее, свойство растровой оптической системы).

Р. о. с. применяют для мн. целей, в т. ч. и тех, осуществления к-рых можно добиться с помощью обычных оптич. систем, но к-рые проще и легче достигаются средствами растровой оптики. В то же время Р. о. с. позволяют решать задачи, недоступные для традиционных оптич. методов. Они употребляются в полиграфии (на анализирующем свойстве Р. о. с. основаны автотипия, глубокая печать, фототипия), в текстильной пром-сти, в измерит. технике (т. н. растровый мерительный инструмент). Но наиболее широко распространены Р. о. с. в прикладной оптике. Их используют для киносъёмки, в т. ч. высокоскоростной киносъёмки, в цветной фотографии и цветном телевидении. С помощью Р. о. с. воспроизводят стереоскопическое изображение, наблюдаемое без спец. индивидуального вспомогат. устройства - стереоскопа. С этой целью применяют т. н. линзово-растровую плёнку и растровые экраны для стереопроекции (см. Интегральное стереокино, Стереоскопическое кино) и стереоскопического телевидения. Множащее свойство Р. о. с. позволяет осуществить беспараллаксное (см. Параллакс) размножение оптич. изображений. Благодаря их интегрирующему свойству стало возможным восстановление объёмного изображения объекта методом интегральной фотографии (см. Липмановская фотография). Известны и мн. др. Р. о. с. спец. назначения.

Лит.: Валюс Н. А., Растровые оптические приборы, М., 1966. Ю. А. Дудников.

РАСТРОВЫЙ ЭКРАН, экран направленного светоотражсния, используемый для нормальной кинопроекции, проекции диапозитивов и кинофильмов при дневном освещении, а также для стереоскопич. проекции. В Р. э., предназначенных для получения плоского изображения, растровую структуру (см. Растр) имеет сама отражающая поверхность. Для получения стереоскопич. изображения растр располагают на нек-ром расстоянии от отражающей поверхности; это позволяет зрительно воспринимать два различных изображения - левым и правым глазом. Среди Р. э. последнего типа наиболее совершенны экраны с радиальным линзовым растром, обладающие наибольшей светосилой. См. Стереоскопическое кино, Интегральное стереокино.

РАСТУШКА, растушёвка, один из основных инструментов для рисования соусом; применяется также в техниках карандашного рисунка, угля, пастели и др. Р. имеет вид короткой палочки (из бумаги или замши) с конусообразными концами и служит для растирания в пятно штрихов, нанесённых на бумагу, картон, холст.

РАСТЯЖЕНИЕ, дисторсия (от лат. distortio - искривление, скручивание), повреждение мягких тканей (мышц, связок, сухожилий, нервов) под влиянием силы, растягивающей их, но не нарушающей анатомич. целостности ткани. Р. возникает при резких движениях, превышающих нормальный объём подвижности в суставе (напр., при подворачивании фиксированной стопы, метании снаряда у спортсменов и т. п.). Чаще других происходит Р. связок голеностопного и коленного суставов. В основе Р. лежит не удлинение связки, т. к. это - ткань с очень малым запасом эластичности, а надрывы отдельных её волокон с развитием кровоизлияния в толще тканей. Степень Р. бывает различной - от лёгкой болезненности в течение 1-2 сут до тяжёлого Р., граничащего с разрывом -связки, когда отёк, кровоизлияние и болезненность могут продолжаться 2-3 недели. Движения в суставе при Р. ограничены. Р. нервных стволов (иногда возникает при вывихах в суставах) временно нарушает проводимость по нерву с выпадением двигат. и чувствит. функций. При всех видах и степенях Р. проводится рентгенография для исключения перелома кости. Лечение: при лёгких Р. применяют тугое бинтование, покой в течение 1-3 сут; в тяжёлых случаях - гипсовая лонгета для обездвижения сустава на 3 недели, затем - физиотерапия и леч. гимнастика. в. Ф. Пожариский.

РАСТЯЖЕНИЕ в сопротивлении материалов, см. Растяжение-сжатие.

РАСТЯЖЕНИЕ-СЖАТИЕ в сопротивлении материалов, вид деформации стержня под действием сил, равнодействующая к-рых нормальна поперечному сечению стержня и проходит через его центр тяжести. Р.-с. наз. также линейное (одноосное) напряжённое состояние - один из гл. видов напряжённого состояния элементарного параллелепипеда. Р.-с. может быть вызвано как силами, приложенными к концам стержня, так и силами, распределёнными по его объёму (собственным весом стержня, силами инерции и др.). Кроме одноосного, существуют двух- и трёхосное Р.-с.
<