БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121рываемого и освящаемого церковью.

Массовый характер движение Р. приобрело после церк. собора 1666-67, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъёмом в стране антифеод. борьбы; движение Р. достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами Р. стали представители низшего духовенства, порвавшие с гос. церковью, а церк. и светские феодалы отошли от Р. Гл. стороной идеологии Р. и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения "старой веры" и спасения души) от зла, порождённого антихристом. В наиболее фанатичных направлениях Р. возникла практика "огненных крещений" (самосожжений). Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на юж. окраины гос-ва, в Сибирь и далее за границу, основывали там свои общины. Это был массовый уход простых людей от выполнения не только новых церк. обрядов, но и феод. повинностей. Пр-во в 1681 отмечало умножение "церк. противников", особенно в Сибири. Оно при активном содействии православной церкви жестоко преследовало старообрядцев. В 70-80-е гг. 17 в. в идеологии Р. более важное место, чем прежде, стали занимать обличения, вскрывавшие отд. социальные пороки общества. Нек-рые же идеологи Р., в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозёрском остроге, перешли к оправданию активных антифеод. выступлений, объявляя нар. восстания небесным возмездием царской и церк. власти за их действия. Часть сторонников "старой веры" приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670-71. Соловецкое восстание 1668-76, возникшее как движение в защиту "старой веры", переросло в крупное антифеод. выступление против гос. власти. Значительной была роль сторонников "старой веры" в Московском восстании 1682 и др. антифеодальных выступлениях.

В кон. 17 - нач. 18 вв. после поражения антифеод. восстаний произошёл спад движения. Этому способствовала и политика, проводимая пр-вом Петра I, ослабившая преследования староверов, но установившая для них повышенное налоговое обложение. С 18 в. в идеологии Р. исчезают обличения социальных пороков действительности и усиливаются её консервативные стороны. Провозглашение Е. И. Пугачёвым лозунга борьбы за "старую веру" способствовало вовлечению масс в антифеод. крест. войну. Последователи Р.- старообрядцы (см. Старообрядчество) разделились на несколько толков и согласий - поповщину, беспоповщину и др.

Лит.: Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906; Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891; Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898; его же, История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; его же, Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909; Каптерев Н. Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев Посад, 1909 - 1912; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915]; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.- Л., 1931; Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1 - 3, Тамбов - СПБ, 1887 - 1900. В. С. Шульгин.

"РАСКОЛ ВЕЛИКИЙ", см. "Великий раскол".

РАСКОЛЬНИКИ, старообрядцы, участники религиозно-общественного движения, возникшего в России в сер. 17 в. См. Раскол.

РАСКОПКИ археологические, см. Археологические раскопки.

РАСКРЕПОВКА, небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза и пр. Р. применяется гл. обр. для членения или пластического обогащения фасада здания.

Раскреповка (указана стрелкой ) карниза арки Константина в Риме. 315.

РАСКРЫТИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ (матем.), нахождение предела (когда он существует) неопределённого выражения.

РАС-ЛАНУФ, город, нефтеэкспортный порт в Ливии, на побережье зал. Сидра Средиземного м. (грузооборот 16,6 млн. т в 1973). Нефть по трубопроводу подаётся с месторождений Джало, Беда, Хофра, Амаль и др.

РАСМУССЕН (Rasmussen) Кнуд Йохан Виктор (7.6.1879, Якобсхавн, Гренландия,- 21.12.1933, Копенгаген), датский этнограф и исследователь Гренландии и арктич. Америки. Участвовал (начиная с 1902) в различных экспедициях по изучению Гренландии, исследовал её сев. часть. В 1910 на сев.-зап. берегу Гренландии, у мыса Йорк, организовал станцию в Туле, ставшую опорным пунктом и базой его семи т. н. экспедиций Туле (1912-33). В 1921-24 со своим отрядом проехал на собаках от Гудзонова зал. до Берингова м. (18 тыс. км). Р. и его спутники собрали большой материал по этнографии, антропологии, фольклору и языку эскимосов.

Соч.: Under Nordenvindens svebe, Kbh., 1906; Min Rejsedagbog; skildringer fra den fоrste Thule-Ekspedition, 4 udg., Kbh. - Kristiania, 1935; в рус. пер.- Великий санный путь, Л., 1935.

РАСОВЕДЕНИЕ, раздел антропологии, изучающий человеческие расы. Совр. Р., опираясь на данные морфологии и физиологии, генетики и молекулярной биологии, рассматривает проблемы классификации рас, их происхождения, расселения по земному шару, развития и взаимодействия в связи с конкретной историей человеческих популяций. Большое место в Р. занимает исследование разграничительных расовых признаков, их наследственности, зависимости от окружающей естеств.-географич. и социально-культурной среды, половых различий, возрастной динамики, географич. вариаций и эпохальных изменений. Важнейшими расовыми признаками являются форма волос (извилистость и жёсткость), степень развития третичного волосяного покрова, окраска кожи, волос и радужины глаз (см. Пигментация), абсолютные размеры и мн. особенности строения лицевого скелета и мягких частей лица -глазной области, носа и губ. Для выделения более мелких расовых подразделений (локальных рас) учитываются различные размеры мозговой части черепа и их процентные соотношения, или индексы (см. Краниология), а также ср. длина тела (рост). Всё большее значение в Р. приобретает анализ изменчивости различных одонтологических (см. Одонтология), дерматоглифических (см. Дерматоглифика), серологических и др. признаков со сравнительно хорошо изученной генетич. основой. Р. смыкается с этнической антропологией, к-рая, изучая расовый состав народов мира, использует антропологический материал как историч. источник и в свою очередь опирается на данные обществ. наук (археологии, этнографии, языкознания и др.). Результаты расоведческих исследований свидетельствуют о единстве происхождения и биологич. равноценности всех рас, опровергая человеконенавистнические концепции расизма.

Лит. см. при ст. Расы. Н. Н. Чебоксаров.

РАСОВО - АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, течение в бурж. социологии 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. К Р.-а. ш. относят Ж. А. Гобино, Ж. Лапужа (Франция), X. Чемберлена (Великобритания), О. Аммона (Германия), а также Ф. Галътона и К. Пирсона (Великобритания). Представители Р.-а. ш. неправомерно переносили на человеческое общество биологич. законы борьбы за существование и естественного отбора, интерпретировали обществ. развитие в понятиях наследственности, борьбы "высших" и "низших" рас и классов. Концепции Р.-а. ш. служили по существу апологией капиталистич. общества и были тесно связаны с идеологией расизма.

РАСОГЕНЕЗ, происхождение и развитие человеческих рас; см. в ст. Расы.

РАСПАЙ, Распайль (Raspail) Франсуа Венсан (29.1.1794, Карпантра,-7.1. 1878, Париж), французский деятель республиканского и демократического движения, химик и медик. Поселился в Париже в 1816. Опубликовал ряд работ по медицине и химии, предложил методы озоления для гистологич. исследования, выступал против взглядов Ж. Кювье в области палеонтологии. Участник Июльской революции 1830; один из председателей "Общества друзей народа", ред. в 1834-35 респ. газ. "Реформатёр" ("Le Reformatcur"). Неск. раз находился в заключении. В Революции 1848 Р.- в числе руководителей революц. демократии. Возглавил делегацию, добившуюся от Врем. пр-ва провозглашения республики (25 февр. 1848). За участие и руководство демонстрацией 15 мая 1848 против реакц. действий Учредит. собрания был приговорён к заключению, в к-ром пробыл до 1854, а затем находился в изгнании (в Бельгии). Во время президентских выборов 10 дек. 1848 Р. был выдвинут кандидатом от социалистич. клубов Парижа. Амнистированный в 1859, вернулся во Францию в 1863. В 1869 избран в Законодат. корпус как депутат демо-кратич. оппозиции. Чл. палаты депутатов в 1876, Р. выступил с требованием амнистии коммунарам.

РАСПАЛУБКА, часть свода, образованная пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрич. поверхностей. Р. обычно устраиваются при расположении верхней точки проемов выше пяты осн. свода (Р. образуют малые своды, радиус к-рых определяется шириной проёма ).

Pacпалубка (указана стрелками) в Престольной палате Теремного дворца в Московском Кремле (16