БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121еплелись с социальным дарвинизмом, представители к-рого переносили учение Ч. Дарвина о естеств. отборе и борьбе за существование на человеческое общество (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, X. Чемберлен и О. Аммон в Германии, М. Грант в США и др.).

В своих построениях социал-дарвинисты широко использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследств. свойств господствующих классов по сравнению с трудящимися, полезности искусств. подбора брачных пар для улучшения расы и необходимости принудительной стерилизации лиц, к-рые будут признаны "генетически неполноценными". Все эти человеконенавистнические утверждения получили особенно широкое распространение в эпоху империализма в Великобритании, Германии и США.

После 1-й мировой войны 1914-18 гл. обр. в Германии в реакц. кругах приобрёл популярность "нордический миф" о превосходстве над всеми др. расами сев.. или нордийской, расы (см. Нордизм) высокорослых длинноголовых блондинов, якобы связанной генетически с народами, говорящими на герм. языках. Этот вариант Р., восходящий к концепциям Гобино и Лапужа, пропагандировался в сочинениях мн. нем. лжеучёных, откровенно поддержавших нацизм (X. Гюнтер и др.). Однако ввиду несоответствия внешности большинства нацистов (начиная с Гитлера) нордийскому расовому типу идеологи нем. фашизма всё чаще стали говорить не о длинноголовых высокорослых блондинах, а о "северной расовой душе" или просто "высшей расе", в к-рую включались также итал. фашисты и япон. милитаристы.

В годы гитлеровской диктатуры в Германии Р., ставший офиц. идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физ. уничтожения мн. миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и слав. странах), заключения в концлагеря, пыток и казней антифашистов в самой Германии. Подобная же "расистская практика" проводилась япои. милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итал. фашистами в Эфиопии, Албании, Греции.

Разгром фашизма нанёс Р. и его кровавой практике сокрушит. удар, в полной мере вскрыл человеконенавистническую сущность мифа о "высшей германской расе".

После 2-й мировой войны 1939-45 сторонники Р. пытаются использовать тесты умств. способностей (см. Коэффициент интеллектуальности) разных расовых групп с целью "доказать" их психич. неравноценность (амер. психологи Г. Гарретт, О. Шай, Н. Дженсон и др.). В действительности результаты тестов предопределяются не расовой принадлежностью исследуемых, но их социальным положением, условиями труда и быта (напр., работа О. Клайнеберга "Раса и психология", 1956).

Р. используется в совр. капиталистич. странах (особенно в ЮАР, Родезии) для оправдания расовой дискриминации, сегрегации, а во мн. случаях и геноцида. В США усиливается борьба с теорией и практикой Р. как негров и индейцев, так и прогрессивных слоев белых американцев.

В ЮАР и Родезии существуют законы и активно осуществляются запретительные и репрессивные меры, препятствующие общению и заключению браков между белыми, с одной стороны, чёрными и цветными - с другой. Политика сегрегации и апартхейда, проводимая в этих странах, сопровождается кровавыми инцидентами, убийствами, жестокими преследованиями противников Р. Из 22 млн. чел. населения ЮАР (1970) только белые (3,8 млн., ок. 20% населения) являются полноправными гражданами, остальные же - африканцы, "цветные" (метисы) и выходцы из Азии (гл. обр. индийцы) - подвергаются юридически закреплённой дискриминации во всех сферах труда и быта. Аналогичное положение характерно и для Родезии, где Р. объявлен офиц. идеологией, призванной увековечить господство европ. меньшинства (менее 300 тыс. чел.) над африканским большинством (св. 4 млн. чел.). Во мн. других странах различные разновидности Р. используются для обоснования всевозможных националистич. концепций, разжигания вражды между народами. До краха фаш. диктатуры в Португалии (1974) расовой дискриминации подвергалось коренное афр. население Анголы, Мозамбика и Гвинеи-Бисау. Антинауч. миф о существовании единой мировой евр. нации взят на вооружение сионизмом.

В Канаде расовой дискриминации подвергаются эскимосы, индейцы и выходцы из Африки, в Австралии - сохранившиеся в этой части света (ок. 80 тыс. чел.) аборигены. В Великобритании после 2-й мировой войны 1939-45 усилилась дискриминация "цветных" иммигрантов из стран Британского содружества, число к-рых в 1974 составляло св. 1,5 млн. чел. Смыкаясь с идеологами империализма, маоисты для обоснования своей великодержавной политики пропагандируют теорию о расовом единстве народов Азии и исключительности Китая, якобы призванного быть гегемоном мировой истории.

Общественно-политич. и науч. борьба со всеми разновидностями Р. развернулась, как только стали появляться расистские сочинения. Активное участие в ней приняли передовые обществ. деятели, писатели и учёные всех стран. Фактич. материалы, накопленные различными обществ. и естеств. науками, антропологией, этнографией и др. дисциплинами, изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность Р. Все морфологич. и физиологич. признаки, по к-рым выделяются расы, малосущественны для общей биологич. эволюции и историч. развития человечества.

Историч. опыт свидетельствует, что социально-экономич. и культурный прогресс обусловлен не расовым составом населения, а социальным строем. Практика строительства социализма и коммунизма в СССР, народы к-рого расово крайне неоднородны, доказывает полную необоснованность концепции о существовании "высших" и "низших" рас и о расовой обусловленности историч. процесса. Против Р. свидетельствуют также экономич. и культурные успехи др. социалистич. государств Европы, ДРВ, КНДР, Кубы, развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки, население к-рых принадлежит к разным расам и всевозможным смешанным и переходным группам между ними.

По решению 21-й сессии Ген. Ассамблеи ООН в память жертв расстрела в 1960 в Шарпевиле и др. городах ЮАР мирных демонстраций африканцев ежегодно 21 марта проводится междунар. день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. Созванные ЮНЕСКО совещания экспертов-специалистов в Москве (1964) и Париже (1967) осудили все виды Р. 25-я сессия Ген. Ассамблеи ООН приняла резолюцию, в к-рой подтверждает "твердую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества" [Документ A(RLS) 2646 (XXV), 4,ХII,1970]. 1971 был объявлен Междунар. годом согласованных действий против всех видов расовой дискриминации, а 1974-84 - десятилетием максимально эффективной борьбы с Р. Борьба с Р.- неотъемлемая часть политич. и идеологич. борьбы между миром капитализма и миром социализма, между эксплуататорскими классами и трудящимися, между империалистами и народами, недавно завоевавшими гос. самостоятельность.

Лит.: Наука о расах и расизм. Сб. ст., М.- Л., 1938; Англо-американская этнография на службе империализма. Сб. ст., М., 1951; Рог и некий Я. Я., Левин М. Г., Расизм и его социальные корни, в кн.: Антропология, М., 1963; Против расизма. [Сб. ст.], М., 1966; Документы обличают расизм, М., 1968; "Нет!" - расизму, М., 1969; Народы против расизма, М., 1970; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., Общественное развитие человечества и расы, в их кн.: Народы, расы, культуры, М., 1971; Расы и народы, в. 1 - 5, М., 1971 - 74; Уинстон Г., Объединить усилия в борьбе с расизмом, "Проблемы мира и социализма", 1974, № 5; Reces and peoples. Contemporary ethnic and racial problems, Moscow, 1974. H. Н. Чебоксаров.

РАСИН (Racine) Жан (21.12.1639, Ферте-Милон, графство Валуа, ныне деп. Эн,- 21.4.1699, Париж), французский драматург, чл. Франц. академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов (см. Янсенизм), в школах к-рых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия "Фиваида, или Братья-враги" пост. и изд. в 1664. Единств. комедия Р. "Сутяги" (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает франц. суд. Новую страницу в историю франц. драматургии и театра вписала трагедия "Андромаха" (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после П. Корнеля, Р. создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравст. проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека.

Тонкий и точный психологизм раскрывает драму внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Р. душевный мир женщин - ведущих персонажей его произведений.

Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутр. логике чувств героев. Поэтому характеры и слово приобретают у Р. особенно большое значение, тогда как внеш. действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трёх единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в её рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собств. воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини Р., напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить