БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121рапсода), вокальное или инструментальное произведение, к-рое как бы воссоздаёт исполнение древнегреч. певца-рапсода, а также певца-сказителя нац. эпоса др. стран. Для Р. характерны свобода формы, слагающейся из сменяющих друг друга разнохарактерных, порой остро контрастных эпизодов, использование народно-песенных тем, эпич. дух. Особую популярность приобрели фп. Р., созданные Ф. Листом [15 "Венгерских рапсодий" (1846-85), "Испанская рапсодия", 1863]. В этих Р. использованы подлинные нар. темы (венг. цыган и испанские). Несколько фп. Р. написал И. Брамс (опусы 79 и 119). Создавались также Р. для оркестра ("Славянские рапсодии" Дворжака, "Испанская рапсодия" Равеля), для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки и оркестра- "Норвежская рапсодия" Лало, для фп. с оркестром - "Украинская рапсодия" Ляпунова, "Рапсодия в блюзовых тонах" Гершвина, "Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова) и для др. составов. Р. писали и сов. композиторы ("Албанская рапсодия" Караева для оркестра).

Лит.: Мейен Е., Рапсодия, М., 1960; Salmen W., Geschichte der Rhapsodie, Z.- Freiburg in Breisgau, 1966.

РАПСОДЫ (греч. rhapsodoi, от rhapto - сшиваю, слагаю и ode - песнь), древнегреческие странствующие исполнители эпич. поэм. В отличие от аэдов, Р. декламировали нараспев, без муз. сопровождения уже закреплённый в устной или письм. традиции текст эпич, поэм, особенно Гомера. В классич. эпоху Др. Греции (5-4 вв. до п. э.) иск-во Р. стало частью театр. иск-ва и просуществовало до начала поздней античности (1 в. н. э.), приняв характер муз. мелодекламации.

Лит.: Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960; Webster Т. В. L., From Mycenae to Homer, L., 1964.

РАПТАНОВ Тимофей Алексеевич [17(30).6.1906, с. Большой Толкай, ныне Похвистневского р-на Куйбышевской обл.,-4.6.1936, г. Ардатов], мордовский советский писатель. Чл. КПСС с 1930. Печатался с 1928. Утвердил жанр повести и явился одним из зачинателей романа в морд. лит-ре. Осн. темы Р.: безрадостная жизнь народа при царизме, бесправие морд. женщины (повесть "Татю", 1933), борьба за укрепление Сов. власти (автобиографич. роман "Под Чихан-горой", 1934).

Соч.: Од пннгень вий, М.- Л., 1934;, Кочказь сочинениях, Саранск, 1948; в рус. пер.- Татю, Саранск, 1954.

Лит.: История мордовской советской литературы, т. 1, Саранск, 1968, с. 231-45; Писатели Советской Мордовии. Биобиблиографический справочник, Саранск, 1970.

РАПТИ, река в Непале и Индии, лев. приток Гхагхры (басс. Ганга). Дл. св. 600 км, пл. басс. ок. 30 тыс. км2. Берёт начало в сев. отрогах гор Сивалик, пересекает их в узком ущелье; ниж. течение в Индо-Гангской равнине. Летние паводки. Используется для орошения. Судоходна ниже г. Горакхпур (Индия).

РАПУНЦЕЛЬ, 1) растения сем. колокольчиковых, чаще всего колокольчик рапунцель, или репчатый (Campanula rapunculus); двулетник, б. ч. с реповидно утолщённым корнем; цветки беловатые, в длинной кисти. Растёт в Европе и Предкавказье по опушкам, лугам, краям полей, у дорог. Корни его используют в пищу подобно редису, молодые листья - как салат. 2) Виды рода валерианелла - Valerianella (сем. валериановых), более известные как полевой салат (V. olitoria, V. eriocarpa, V. dentata). Возделывают преим. в странах Зап. Европы и в США; листья употребляют как салат.

Лит.: Ипатьев А. Н., Овощные растения земного шара, Минск, 1966.

РАПХ, Российская ассоциация пролетарских художников, объединение советских художников. РАПХ создана в Москве в 1931 на основе АХРР, ОМАХРР и ОХС (Общество художников-самоучек). Членами РАПХ были Т. Г. Гапоненко, Ф. Д. Коннов, Я. И. Цирельсон и др. Исходя из вульгарно-социологич. понимания вопросов художеств. творчества, РАПХ развернула борьбу за т. и. чистоту пролетарского искусства: искусственно разделяя сов. художников на "буржуазных" и "пролетарских", она насаждала групповщину и методы грубого администрирования в иск-ве. Издавала журнал "За пролетарское искусство" (1931-32). РАПХ ликвидирована в 1932.

РАРИТЕТ (нем. Raritat, от лат. raritas - редкость), исключительно редкая, ценная вещь; диковина.

РАРЫТКИН, горный хребет в Магаданской обл. РСФСР в междуречье pp. Анадырь и Великая. Дл. ок. 200 км. Выс. до 1067 м. Сложен андезитами и глинистыми сланцами. На ниж. части склонов и в долинах заросли кустарников ольхи и кедрового стланика, выше - лишайниковые и каменистые тундры.

РАСА, см. Расы человека.

РАСА (от франц. race - род, порода) в биологии, группа организмов, обособившаяся в экологич. или, иногда, в географич. отношении внутри вида или подвида. Особи, составляющие Р., имеют сходные морфо-физиологич. и экологич. особенности, связаны районом распространения, составляющим часть ареала вида или подвида. Часто разные Р. встречаются в одном и том же месте, но отличаются по условиям существования (экологич. Р.). Так, у мн. растений появляются Р. альпийского типа, ксероморфного, теневого. Пример подобных Р. у животных - сезонные Р. ракообразных. Мн. Р. паразитов различаются функциональной приспособленностью (специализацией) к определённым хозяевам - растениям и животным ("Р. по хозяину"). В ихтиологии термином "Р." обозначают местные популяции (стада) рыб. Иногда географич. Р. отождествляют с подвидом. Термин "Р." используется также применительно к породам домашних животных.

РАСА (санскр., букв.- вкус), одна из осн. категорий древнеиндийской поэтики. В широком смысле означает эстетич. наслаждение, восприятие. В трактате "Натьяшастра" (приблизительно 2-4 вв.) сформулировано учение о путях достижения эстетич. наслаждения в процессе театр. представления. "Натьяшастра" определяет эротич., комич., гневную, героич., горестную Р., а также Р. страха, отвращения и удивления. Философ Абхинавагупта (10-11 вв.) в трактате "Абхинавабхарати" сформулировал учение Р., согласно к-рому Р. соотносятся с осн. эмоциональными комплексами, находящимися в подсознании у каждого человека. Обычно эти комплексы обнаруживают себя как простые чувства (любовь, гнев, горе и т. д.), но под влиянием эстетич. объекта, не способного вызвать эгоистич. желания и эмоции, они трансформируются в Р., доставляющие только наслаждение. Непременным условием возникновения Р., по Абхинавагупте, является невольное отождествление эстетич. субъекта (читателя или зрителя) с эстетич. объектом (героями поэмы, драмы и т. д.), отчего эстетич. объект воспринимается вне связи с конкретными личностями и событиями. Оси. средством возбуждения Р. признаётся дхвани. Концепция "дхвани-раса" стала кардинальной доктриной ср.-век. инд. поэтики.

Лит.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1, М., 1962; Гринцер П. А., Теория эстетического восприятия ("раса") в древнеиндийской поэтике, "Вопросы литературы", 1966, № 2; Анандавардхана. Дхваньялока ("Свет дхвани"). Пер. с санскрита, введение и комментарий Ю. М. Алихановой, М., 1974; Gnоli R., The aesthetic experiens according to Abhinavagupta, Roma, 1956. П. А. Гринцер.

РАС-ГАРИБ, город в АРЕ, на побережье Суэцкого зал. Красного м. Ок. 14 тыс. жит. (1960). Близ Р.-Г.- добыча нефти.

РАС-ДАШАН, наиболее высокая вершина в горах Семиен на Эфиопском нагорье. Вые. 4620 м. Сложена вулканич. породами.

РАСЕЙНЯЙ, город, центр Расейнского р-на Литов. ССР. Расположен на шоссе Каунас - Клайпеда, в 20 км от ж.-д. станции Видукле и в 187 км к С.-З. от Вильнюса. Леспромхоз, маслодельный з-д, произ-во швейных изделий, кирпича.

РАСИЗМ, совокупность антинаучных концепций, основу к-рых составляют положения о физич. и психич. неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей Р. характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из к-рых первые якобы являются единств. создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.

Представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельч. обществе, где они служили для обоснования социальных различий между рабовладельцами и рабами. В средние века утверждения о "кровных" различиях между "знатью" и "чернью" призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16-18 вв.), когда европ. гос-ва впервые захватили колонии, Р. служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, мн. народов Юж. Азии, Австралии и Океании.

В сер. 19 в. появились первые обобщающие "труды" по Р. В соч. "Опыт о неравенстве человеческих рас" Ж. А. Гобино объявил "высшей" расой светловолосых и голубоглазых арийцев, к-рых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее "чистом" виде среди аристократии германских народов. Теория Гобино, осн. на неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем мн. расистских концепций. В США Д. Нотт и Д. Глиддон в кн. "Типы человечества" (1865) с позиции полигенизма пытались доказать расовую неполноценность негров. В дальнейшем расистские идеи тесно пер