БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121с, Лос-Рокес, Орчила, Блан-килья и Лос-Эрманос (принадлежат Венесуэле). Пл. ок. 1200 км2(вые. до 372 м). Более крупные острова сложены в основании метаморфич. и кристаллич. породами, перекрытыми вулканич. и осадочными породами (гл. обр. известняками); мелкие острова низменные, коралловые. Климат субэкваториальный, с коротким дождливым сезоном; осадков 500-600 мм в год. Сухие леса и кустарники. Нас. 230 тыс. чел. (1972), гл. обр. негры и мулаты. Возделывают сорго, бататы, бананы; разводят овец и коз. Наиболее крупный город - порт Виллемстад на о. Кюрасао. На этом острове и о. Аруба - заводы по переработке венесуэльской нефти. Близ о-вов Лос-Рокес и Орчила - добыча жемчуга. Назв. П. о. объясняется подветренным положением островов по отношению к сев.-вост. пассату. Е. Н. Лукашова.

ПОДВИД (subspecies), таксономическая категория животных и растений, рангом ниже, чем вид. П.- совокупность географически (реже экологически или гео-хронологически) обособленных популяций вида, в к-рых все или большинство особей отличаются одним или неск. (морфологическими) признаками от особей др. популяций того же вида. Назв. П. образуется добавлением третьего слова (эпитета) к видовому названию. Напр., среднеазиат. лисица - Vulpes vulpes fla-vescens - один из П. обыкновенной лисицы - Vulpes vulpes. В ботанике, а иногда и в зоологии между видовым эпитетом и назв. П. пишут - subsp. (или ssp.).

ПОДВИЖНАЯ НАГРУЗКА в строительной механике, нагрузка, место приложения и направление действия к-рой могут изменяться в процессе эксплуатации сооружения (напр., вес поезда или автомобиля, движущегося по пролётному строению моста).

ПОДВИЖНОЙ КОНТРАПУНКТ, вид полифонич. изложения, характеризующийся перемещением голосов. Различают вертикально-подвижной контрапункт (напр., голос, бывший верхним, становится нижним), горизонтально-подвижной контрапункт (голос вступает по отношению к др. голосу раньше или позже, чем при первом проведении) и вдвойне-подвижной контрапункт (сочетание вертикально-подвижного и горизонтально-подвижного контрапункта). См. Полифония.

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ железнодорожный и автомобильный, транспортные средства любых категорий, приспособленные для передвижения по рельсовым путям или автомобильным дорогам; определяется в пределах отрасли, экономич. р-на, страны и т. п. По роду работы П. с. делится на пассажирский, грузовой и спец. назначения. К железнодорожному П. с. относятся локомотивы, моторные самодвижущиеся вагоны (см. Моторвагонный подвижной состав), поезда метрополитенов, дизель-поезда, вагоны, трамваи и др. К железнодорожному П. с. специального назначения относятся машины для ремонта и содержания ж.-д. пути -путеукладчики, снегоуборщики, путерих-товщики и т. п., подъёмные краны на ж.-д. ходу, дрезины и др. средства. П. с. жел. дорог характеризуется грузоподъёмностью, назначением вагонов, числом осей, видом тяги (тепловозная или электрическая), мощностью локомотивов. К автомобильному П. с. относятся легковые автомобили и грузовые автомобили всех категорий, прицепы и полуприцепы, автобусы и автомобили спец. назначения (пожарные, санитарные, ремонтные и т. п.). Автомоб. П. с. характеризуется грузоподъёмностью (грузовой П. с.) или пассажировместимостью, количеством осей (в т. ч. ведущих), видом двигателя (дизельный или карбюраторный) и т. д. Понятие П. с. отражает качественную характеристику трансп. средств. Их количественная характеристика определяется понятиями автомобильный парк, вагонный парк, локомотивный парк.

Лит.: Подвижной состав и тяговое хозяйство железных дорог, М., 1971; Кленников В. М., Ильин Н. М., Автомобиль, 4 изд., М., 1973. Н. И. Шинкарёв.

ПОДВИЖНОСТЬ ИОНОВ И ЭЛЕКТРОНОВ, 1)в газе и низкотемпературной плазме - отношение средней скорости и направленного (в результате действия электрич. поля) движения электронов или ионов к напряжённости электрического поля Е: м = и/Е. Зависимость и от Я в принципе даётся решением кинетического уравнения Больимана. Однако не только решение, но даже точное написание этого уравнения связано со значит, трудностями, обусловленными разнообразием элементарных процессов, в к-рых участвуют ионы и электроны. Поэтому обычно П. и. и э. теоретически рассчитывают приближённо, вводя упрощающие допущения. Подвижность ионов (ми) и электронов (мэл) исследуют раздельно, т. к. элементарные процессы, определяющие движение тех и других, различны. Для электронов существенно, что вследствие малости их массы они при упругих столкновениях теряют лишь незначпт. часть энергии. Поэтому даже в слабых полях появление у них направленного движения (накладывающегося на тепловое - хаотическое) приводит к тому, что их средняя энергия намного превышает энергию тяжёлых нейтральных атомов и молекул.
[2007-2.jpg]

Рис. 1. Зависимость скорости и направленного (по электрическому полю Е) движения электронов в различных газах от отношения Е/р, где р - приведённое к 0 °С давление газа.

Теоретически П. и. и э. впервые проанализировал в 1903 П. Ланже-вен. Впоследствии были развиты более строгие и сложные теории, описывающие зависимость и от Е. Первым измерил мэл англ, физик Дж. Таунсенд, изучая диффузию пучка электронов, движущихся в электрич. поле, и смещение этого пучка в магнитном поле. Наиболее точные данные о зависимости и от E приведены на рис. 1. Приближённые значения мэл получают при измерении концентрации и подвижности электронов (а также Е) в положительном столбе электрического разряда в газе.

Подвижность ионов, движущихся в постороннем газе, удовлетворительно описывается теорией Ланжевена, согласно к-рой в одном и том лее газе она зависит только от массы иона (рис. 2). Осн. процесс, определяющий м ионов в их собств. газе, - перезарядка ионов.

Рис. 2. Зависимость подвижности ионов м от их массы Mi.

Пройдя длину свободного пробега перезарядки, ион обменивается зарядом с нейтральной частицей, а вновь возникший ион -"стартует" с начальной скоростью, близкой к тепловой (т. н. "эстафетный" механизм движения ионов). В сильных полях при этом и ж ~ (Е/р)1/2, где р - давление газа, приведённое к 0 °С. Развитие этой теории позволило учесть и собственное тепловое движение нейтральных атомов (молекул). В предельно слабых полях теория предсказывает, а эксперимент подтверждает л и-н е и н у ю зависимость и ионов от Е. П. и. и э. связана с коэфф. диффузии D формулой Эйнштейна: D/м. = kT/e, где Т - абс. темп-pa заряженных частиц в предположении, что они подчиняются Максвелла распределению (в смеси разных заряженных и нейтральных частиц их средние энергии и, следовательно, темп-ры могут быть различны - свойство "неизотермичности" такой смеси);
[2007-3.jpg]

темп-ры, диэлектрической проницаемости, вязкости и концентрации раствора. Л. А. Сена.

ПОДВИЖНОСТЬ НОСИТЕЛЕЙ ТОКА в твёрдом теле, отношение скорости направленного движения электронов проводимости и дырок (дрейфовой скорости Одр), вызванного электрич. полем, к напряжённости
Е этого поля:
[2007-4.jpg]

У разных типов носителей в одном и том же веществе ц различны, а в анизотропных кристаллах различны у каждого типа носителей для разных направлений поля Е. Величина ц определяется процессами рассеяния электронов в кристалле. Рассеяние происходит на заряженных и нейтральных примесных частицах и дефектах кристаллической решётки, а также на тепловых колебаниях кристаллической решётки (ф о н о н а х). Испуская или поглощая фонон, носитель изменяет свой квазиимпульс и, следовательно, скорость. Поэтому ц сильно изменяется при изменении темп-ры. При Т>~300 К преобладает рассеяние на фононах, с понижением темп-ры вероятность этого процесса падает и доминирующим становится рассеяние на заряженных примесях или дефектах, вероятность к-рого растёт с уменьшением энергии носителей.

Средняя дрейфовая скорость vдpнабирается за интервал времени t между двумя последовательными актами рассеяния (время свободного пробега) и равна:
[2007-5.jpg]

не совпадать по фазе с напряженностью поля Я и П. н. т. зависит от частоты поля. См. также статьи Металлы, Полупроводники, Твёрдое тело.

Лит.: Б л а т т Ф.-Д ж., Теория подвижности электронов в твёрдых телах, пер. с англ., М.- Л., 1963; И о ф ф е А. Ф., Физика полупроводников, [2 изд.], М.-Л., 1957.

Э. М. Эпиппейн.

ПОДВИЖНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (физиол.). то же, что лабильность.

ПОДВИЖНЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ (ПЗО), один из видов огня наземной артиллерии, применяемый обычно в обороне с целью отражения наступления пехоты и танков противника. Заключается в создании огневой завесы большой плотности на нескольких, как правило, наблюдаемых рубежах, расположенных на важнейших направлениях движения противника. Расстояние между рубежами 400-600 м и более. Удаление ближайшего рубежа ПЗО от своих войск 200-400 м, а для реактивной артиллерии не менее 1000 м. Ширина участка ПЗО назначается из расчёта 50 м на орудие (миномёт). Огонь открывается в момент подхода головных танков противника к намеченному рубежу и ведётся до выхода осн. массы танков из зоны разрывов снарядов, после чего переносится на следующий рубеж. ПЗО широко применялся в Великой Отечеств, в