БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 коэффициента наследуемости в последующих поколениях.

В практике племенной работы подбор может быть также индивидуальным, групповым, индивидуально-групповым, в птицеводстве - и семейно-групповым. Индивидуальный требует обоснованного подбора для каждой матки такого производителя (оценённого по потомству и испытанного на сочетаемость), от спаривания с к-рым ожидается потомство желательных качеств. При групповом подборе к группе сходных маток определённого класса и племенной ценности подбирают группу производителей обычно более высокого класса. Индивидуально-групповой характеризуется тем, что маточное поголовье разбивают на неск. групп, каждая из к-рых состоит из животных, сходных по конституции, продуктивности, происхождению и т. д. Для маток каждой группы подбирают самца более высокого класса. При семейно-групповом подборе в группу специально отобранных высокопродуктивных кур-несушек пускают неск. петухов-братьев, полученных от оценённого по потомству петуха-отца.

Осн. условия, влияющие на результаты П. в ж.: целеустремлённость подбора; превосходство производителей над матками; предотвращение необоснованных родственных спариваний; исправление в потомстве недостатков; получение промежуточного типа; создание новой комбинации признаков путём гетерогенного подбора; превращение достоинств особо выдающихся животных в групповые качества при помощи разведения по линиям, работы с семействами и некоторые др. При П. в ж. не ограничиваются получением только первого поколения. Лишь цепь целеустремлённых подборов на протяжении ряда поколений позволяет достичь сдвигов в желательном направлении.

Лит.: Кравченко Н. А., Племенной подбор, 2 изд., М., 1957; Борисенко Е. Я., Разведение сельскохозяйственных животных, 4 изд., М., 1967. Е. Я. Борисенко.

ПОДБОРЩИК, рабочий орган с.-х. машины для подбора скошенных и уложенных в валки стеблей с.-х. культур, трав, сена, а также опавшего хлопка. Может быть самостоятельным механизмом, монтируемым на различных машинах (чаще всего на зерноуборочных комбайнах), или рабочим органом, встроенным в машину (П.-копнитель, П.-стого-образователь, П. хлопка и др.). П., монтируемый на зерноуборочном комбайне, приводится в действие от двигателя последнего; П., встроенный в машину, агре-гатируемую с трактором, - от вала отбора мощности трактора. Различают барабанные, полотенно-транспортёрные и транс-портёрно-щёточные П.

Барабанный П. (рис. 1) имеет подбирающий механизм с прячущимися пружинными пальцами, закрытый ци-линдрич. кожухом из пластин, между к-рыми оставлены промежутки для прохода пальцев. Пальцы, выходя из кожуха в нижней его части, подбирают стебли из валков и сбрасывают их на кожух, а затем постепенно входят в него, освобождая путь для движения стеблей к транспортирующему устройству. П. этого типа может быть сменным навесным (на зерноуборочный комбайн) либо встроенным в машину (П.- копнитель, П.- сто-гообразователь и др.).

Рис. 1. Подборщик барабанного типа: 1 - приводной вал; 2 и 5 - опорные-башмаки; 3 - пружинные пальцы; 4-цилиндрический кожух; 6 - шнековый транспортёр жатки комбайна.

Рис.2. Технологическая схема работы подборщика хлопка: 1 - обтекатель; 2 - сметающая щётка; 3 -подбирающий аппарат; 4 и 5 - ведомый и ведущий шкивы подбирающего аппарата; 6 - приёмно-подающий барабан; 7 - обогатитель; 8 - транспортёр подачи вороха в бункер; 9 - гребёнка для выделения из вороха травы н веток; 10 -бункер; 11 - гидроцилиндр для опрокидывания и разгрузки бункера; 12 - отбойники, сбрасывающие ветки и примеси на транспортёр подбирающего аппарата; 13 - гидроцилиндр для опускания и подъёма подбирающего аппарата.

Полотенно - транспортёрный П. изготовляют в виде сменного навесного оборудования на зерноуборочный комбайн. Подбирающий механизм этого П. состоит из 2 транспортёров из прорезиненных полотен с продольными ремнями и подбирающими пружинными пальцами. Во время движения полотен пальцы поднимают стебли из валка и сбрасывают их на шнековый транспортёр жатки комбайна. Подобные П., несколько отличающиеся конструктивным оформлением, применяют и за рубежом.

Транспортёрно-щёточным подбирающим рабочим органом; (рис. 2) оборудован П. хлопка. Одновременно с подбором опавшего на землю хлопка машина очищает его от примесей. Для полноты подбора хлопка П. имеет обтекатели, которые отклоняют кусты хлопчатника в стороны. Щётки выгребают из-под кустов хлопок и сметают его в междурядье, под транспортёры подбирающего аппарата. Ремни транспортёров, захватывают хлопок и сбрасывают его-на приёмно-подающий барабан, с поверхности к-рого земля и крупные примеси ссыпаются на поле. Таким образом осуществляется предварительная очистка, хлопкового вороха. Ремни обогатителя, расположенного над приёмно-подающим барабаном, захватывают очищенный ворох и подают его на транспортёр, к-рый сбрасывает ворох в бункер.

ПОДБУЖ, посёлок гор. типа в Дрого-бычском р-не Львовской обл. УССР, в 21 км от ж.-д. узла Самбор. Кирпичный з-д, кожгалантерейный цех Дрого-бычской ф-ки бытовых изделий; хлебо-комбинат.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ, разграничение компетенции между различными органами гос. власти и управления, определяющее сферу деятельности каждого из них (напр., в СССР разграничение компетенции судов и арбитража, гос. и товарищеских судов).

ПОДВЕСКА транспортных машин, система механизмов и деталей соединения опорных элементов (колёс, катков, лыж) с корпусом машины, предназначенная для снижения динамич. нагрузок и обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы при движении, служащая также для повышения тяговых качеств машины. Различают жёсткие, полужёсткие и мягкие П. При жёсткой П., применяемой на гусеничных подъёмных кранах, экскаваторах, торфяных комбайнах и т. п. машинах, транспортная скорость к-рых не превышает 3-4 км/ч, оси опорных катков крепятся непосредственно к остову без к.-л. промежуточных подвижных элементов. При полужёсткой П., устанавливаемой на большинстве типов тракторов, опорные катки смонтированы на спец. рамах (гусеничных тележках), к-рые обычно соединены с остовом сзади шарнирно, спереди - упругим элементом (напр., рессорой) либо через упругие элементы спереди и сзади. М я г к а я П. (эластичная, упругая), к-рой оборудуют автомобили и др. быстроходные машины, а также нек-рые тракторы, имеет большой запас потенциальной энергии, т. е. большой ход и достаточно большую жёсткость.

Автомобильная П. по конструкции бывает зависимой и независимой. В зависимой П. жёсткая балка (передняя ось, картер заднего моста) связывает упругие элементы с колёсами. В независимой П. имеется спец. направляющий аппарат (качающиеся рычаги, стойки) для каждого упругого элемента, связывающего подвешенную часть автомобиля с колесом. Поэтому правое и левое колёса одной оси имеют самостоят, вертикальные перемещения.

П. может быть рессорной, пружинной, торсионной, пневматической. Рессоры обычно применяются в зависимой П. грузовых автомобилей, а также в задней П. нек-рых легковых. Упругие элементы в виде пружин и торсионов используются в независимой передней П. легковых автомобилей. В пневматич. П., применяемой на автобусах (ЛАЗ-695 и др.), упругими элементами являются заполненные сжатым воздухом баллоны, давление в к-рых поддерживается регулятором, увеличивающим подачу сжатого воздуха из пневматич. системы при повышении нагрузки на баллон, что обеспечивает сохранение постоянного дорожного просвета. Для уменьшения амплитуды колебаний и их быстрого гашения в П. предусмотрены амортизаторы - демпферы; ход П. ограничивается резиновыми буферами. С целью ограничения кренов на поворотах и поперечных раскачиваний кузова при движении П. нек-рых машин снабжаются стабилизаторами.

П. ж.-д. подвижного состава (локомотивов, вагонов), чаще называемая рессорным подвешиванием, включает в себя упругие элементы -рессоры (подвесные, эллиптические, воздушные, резиновые), пружины (винтовые, кольцевые, тарельчатые и др.) и гасители колебаний - гидравлич. и фрикционные демпферы. В зависимости от требуемой степени смягчения усилий, действующих на кузов локомотива или вагона от его ходовых частей, П. может быть одно-, двух-, трёхступенчатой.

И. Г. Герцкис, А, А. Сабинин, Б. Н. Покровский.

ПОДВЕСНАЯ ДОРОГА, сооружение для транспортирования грузов и пассажиров по подвесному канатному или монорельсовому пути, расположенному выше уровня земли на опорах. См. Канатная дорога, Монорельсовая дорога.

ПОДВЕСНОЙ КОНВЕЙЕР, установка непрерывного действия для внутрицехового перемещения различных (преим. тарных и штучных) грузов. Состоит из замкнутого в пространстве подвесного однорельсового пути, ходовых тележек (кареток) с грузовыми подвесками (крючьями, захватами, площадками и пр.) натяжного устройства и тягового органа (цепи, реже стального каната), скреплённого с тележками и приводимого в движение одним или неск. приводными устройствами. См. Конвейер.

ПОДВЕТРЕННЫЕ ОСТРОВА, Южно-Антильские острова (голл. Eilanden onder de wind, исп. Islas Sotavento), юж. часть цепи М. Антильских о-вов в Карибском м., к 3. от 64° з. д. Состоят из островов: Аруба, Кюрасао, Бонайре (принадлежат Нидерландам), Аве