БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121аясь нар. возмездия, в дни Владайского восстания 1918 бежал в Германию, где и умер.

РАДОШКОВИЧИ, посёлок гор. типа в Молодечненском р-не Минской обл. БССР, в 10 км от ж.-д. ст. Радошковичи (на линии Вильнюс - Минск). Мебельная, швейная и др. пром-сть.

РАДУ ВЕЛИКИЙ (Radu сel Mare) (г. рожд. неизв.- ум. 1508), валашский господарь (с 1495). Добился централизации гос. аппарата, полного подчинения церкви власти господаря. В 1508 ввёл книгопечатание в Валахии, за что был прозван "Великим". Оставаясь данником Турции, установил дружеские отношения с Молд. княжеством, Польшей и Венгрией.

РАДУГА, оптическое явление в атмосфере, имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде. Наблюдается в тех случаях, когда солнечные лучи освещают завесу дождя, расположенную на противоположной Солнцу стороне неба. Центр дуги Р. находится в направлении прямой, проходящей через солнечный диск н глаз наблюдателя (см. рис.), т. е. в точке, противоположной Солнцу. Дуга Р. представляет собой часть круга, описанного вокруг этой точки радиусом в 42°; последовательность цветов в ней такая же, как в солнечном спектре, причём обычно по наружному краю располагается красный цвет, по внутреннему - фиолетовый. Со стороны внутреннего края иногда бывают видны вторичные цветовые дуги, примыкающие к главной Р. Видимая часть дуги Р. определяется положением Солнца; когда последнее на горизонте, Р. имеет вид полукруга, с повышением Солнца видимая часть дуги уменьшается, и при высоте Солнца в 42° Р. исчезает. Явление, подобное Р., можно наблюдать в брызгах фонтанов, водопадов. Возможно появление лунной Р. и от искусственных источников света. Нередко наблюдается вторая Р. с угловым радиусом ок. 52° и обратным расположением цветов.

[21295d-6.jpg]

Схема определения вершины и центра радуги.

Первая теория Р. была дана Р. Декартом в 1637. Более точная теория была разработана в 1836 англ. астрономом Дж. Эри и в кон. 19 в. развита австр. геофизиком И. М. Пернтером. Эта теория основана на расчёте явлений дифракции и интерференции, сопровождающих встречу солнечных лучей с решёткой, образуемой дождевыми каплями.

Лит.: Миннарт М., Свет и цвет в природе, [пер. с англ.], М., 1958.




2138.htm
РАЗМАХ - разность между наибольшим и наименьшим значениями результатов наблюдений. Пусть X1, . . ., Хп - взаимно независимые случайные величины с функцией распределения F(x) и плотностью вероятности f(x). В этом случае размах Wn определяется как разность между наибольшим и наименьшим значениями среди X1, . . ., Хn; размах Wn представляет собой случайную величину, к-рой соответствует функция распределения:
[2130-6.jpg]

В математической статистике Р., надлежащим образом нормированный, применяется как оценка неизвестного квадратичного отклонения. Напр., если Хk имеют нормальное распределение с параметрами (а, а), то при n = 5 и 10, соответственно, величины 0,4299W5 и 0,3249 W10 будут несмещёнными оценками а. Такие оценки часто используют при статистич. контроле качества, поскольку определение Р. нескольких результатов измерений не требует сложных вычислений.

Лит.: Xальд А., Математическая статистика с техническими приложениями, пер. с англ., М., 1956.

РАЗМЕР музыкальный, метрический размер, тактовый размер, выражение музыкального метра в определённых ритмических единицах.

РАЗМЕР ЕДИНИЦЫ физической величины, количественное содержание величины в единице. Размеры осн. единиц к.-л. системы единиц устанавливаются при их выборе и определяют размеры всех производных единиц данной системы. Так, размер единиц площади и объёма зависит от выбора единицы длины. Для образования ряда единиц различного размера (кратных единиц и дольных единиц) данной величины используются десятичные приставки (см. Международная система единиц). Размеры десятичных кратных и дольных единиц соотносятся как степени десяти, соответствующие приставкам, входящим в наименования единиц. Так, размер миллиметра в 1000 раз меньше размера метра.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ, форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении Р. с. определяется числом слогов (8-сложный стих, 11-сложный стих); в тоническом стихосложении - числом ударений (3-ударный стих, 4-ударный стих); в метрическом стихосложении и силлабо-тоническом стихосложении - числом стоп (3-стопный ямб, 4-стопный дактиль). Обычно различаются понятия метр (определяющий ритмич. строение стиха, напр. ямб), Р. с. (определяющий длину стиха, напр. 4-стопный ямб) и разновидность Р. с. (определяющая дополнит. специфику ритма, напр. 4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями или чередование 4-стопного и 3-стопного ямба). Однако эта терминология ещё не вполне установилась (в частности, термины "метр" и "Р. с." иногда употребляются как синонимы).

Различные Р. с. по-разному соотносятся с членением речи на синтагмы и колоны и, следовательно, с её интонационным строением. Ближе всего совпадают со средним объёмом колона, допускают наиболее естеств. и разнообразные интонации и поэтому наиболее употребительны в рус. поэзии Р. с. с длиной строки в 8-9 слогов (4-стопные хорей и ямб, 3-стопные дактиль, анапест и амфибрахий); более короткие Р. с. звучат отрывисто, более длинные - торжественно и плавно. Эти естеств. особенности во взаимодействии с историко-лит. традициями определяют тяготение отдельных Р. с. к тем или иным жанрам и темам. Так, 6-стопный ямб с парной рифмовкой (александрийский стих) в рус. поэзии 18 в. употреблялся преим. в "высоких" жанрах классицизма (поэма, трагедия, дидактич. послание и др.), в 19 в.- в стихах на антич. темы ("антологическая лирика" А. А. Фета, А. Н. Майкова и др.) и в меньшей степени на гражданские темы ("Элегия" Н. А. Некрасова), а в 20 в. теряет эти области применения и остаётся почти неупотребителен. Так, 4-стопный ямб со сплошными мужскими рифмами употреблялся почти исключительно в стихах, связанных (хотя бы пародически) с романтической традицией ("Шильонский узник" В. А. Жуковского, "Мцыри" М. Ю. Лермонтова, "На Волге" и "Суд" Некрасова, "Мурманские дневники" К. М. Симонова).

В зависимости от популярности различных жанров и освоения различной тематики употребительность разных Р. с. в истории рус. поэзии менялась. В силлабич. поэзии 17-18 вв. господствовали размеры 11- и 13-сложный. В силлаботонич. поэзии 18 в. безраздельно господствовали 6-стопный ямб, 4-стопный ямб, вольный ямб и 4-стопный хорей. В 1-й пол. 19 в. постепенно входят в употребление 5-стопный ямб и трёхсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест, сначала чаще 4-стопные, потом 3-стопные). Во 2-й пол. 19 в. складываются относительно устойчивые пропорции употребления Р. с. в рус. лирике: около четверти всех стихотворений пишется 4-стопным ямбом, четверть - остальными ямбич. Р. с., четверть - хореями, четверть - 3-сложными размерами. В 20 в. в употребление входят несиллабо-тонич. размеры - дольник (3- и 4-иктный), акцентный стих (3- и 4-ударный) и др.; в остальном пропорции групп Р. с. остаются теми же, хотя отдельные Р. с. к настоящему времени почти сходят со сцены (вольный ямб, 6-стопный ямб), а иные, наоборот, усиленно развиваются (5-стопный хорей). Лит. см. при ст. Стихосложение.

М. Л. Гаспаров.

РАЗМЕРНОСТЕЙ АНАЛИЗ, метод установления связи между физ. величинами, существенными для изучаемого явления, основанный на рассмотрении размерностей этих величин.

В основе Р. а. лежит требование, согласно к-рому уравнение, выражающее искомую связь, должно оставаться справедливым при любом изменении единиц входящих в него величин. Это требование совпадает с требованием равенства размерностей в левой и правой частях уравнения. Формула размерности физ. величины имеет вид:
[2130-7.jpg]

где [N] - символ размерности вторичной величины (обычно берётся в прямые скобки); L, М, Т, . . .- символы величин, принятых за основные (соответственно длины, массы, времени и т. д.); l, т, t, . . .- целые или дробные, положительные или отрицательные вещественные числа. Показатели степени в формуле (1), т. е. числа l, т, t, наз. показателями размерности или размерностью производной величины [N]. Так, формула размерности для ускорения (символ а) записывается в виде [a]=L Т-2, для силы- [F]=LMT-2. Понятие размерности распространяется и на осн. величины. Принимают, что размерность осн. величины в отношении самой себя равна единице и что от др. величин она не зависит; тогда формула размерности оси. величины совпадает с её символом. Если единица производной величины не изменяется при изменении к.-л. из осн. единиц, то такая величина обладает нулевой размерностью по отношению к соответствующей основной. Так, ускорение обладает нулевой размерностью по отношению к массе. Величины, в размерность к-рых все осп. величины входят в степени, равной нулю, наз. безразмерными. Выбор числа физ. величин, принимаемых за основные, и самих этих величин в принципе произволен, но практич. соображения приводят к нек-рому ограничению свободы в выборе основных величин и их единиц.

В СГС системе единиц за основные в