БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121емой жидкости, что обеспечивает подъём жидкости с большой глубины, охлаждение узлов насоса и в ряде случаев подъём жидкости с растворённым в ней газом.

Различают штанговые и бесштанговые П. н. В штанговых П. н. привод осуществляется от автономного двигателя, находящегося над поверхностью жидкости, через механич. связь (штангу). Бесштанговые П. н. выполняются в одном агрегате с двигателем. Привод бесштанговых П. н. осуществляется гл. обр. от электрич. двигателей, реже - от гидравлических. Каналом для подвода энергии к двигателям, также погружённым ниже уровня жидкости, служит спущенный в скважину специальный электрический кабель.

Погружной насосный агрегат, состоящий из многоступенчатого центробежного насоса и электродвигателя, впервые был разработан в России А. С. Арутюновым в нач. 20 в., бесштанговый П. н. с гидроприводом предложен в СССР в 30-е гг. М. И. Марцишевским. Пром. применение получили штанговые поршневые, бесштанговые центробежные, одновинтовые, диафрагменные с электрич. приводом и поршневые П. н., гл. обр. с гидрав-лич. приводом. П. н. конструируют с небольшими (по диаметру) габаритами (63-400 мм), что позволяет эксплуатировать их в скважинах с малым поперечным сечением. Длина мощных насосных агрегатов может достигать неск. десятков м, а производительность - 1000 мэ/ч, напор - до 4500 м.

Области применения П. н.: добыча нефти (см. Глубиннонасосная эксплуатация), с.-х. и пром. водоснабжение. В СССР наибольшее распространение получили центробежные погружные электронасосы для добычи нефти и для водоподъёма. За рубежом применяют также поршневые П. н. с гидравлич. приводом.

Лит.: Богданов А. А., Погружные центробежные электронасосы для добычи нефти, М., 1968; Балденко Д. Ф., Бидман М. Г., Одновинтовые насосы в СССР и за рубежом, М., 1972; Казак А. С., Р о с и н И. И., Ч и ч е р о в Л. Г., Погружные бесштанговые насосы для добычи нефти, М., 1973. Д. Ф. Балденко

ПОГРУЗОЧНАЯ МАШИНА, то же, что погрузчик.

ПОГРУЗОЧНАЯ МАШИНА горная, предназначена для погрузки полезных ископаемых и породы в транспортные средства в подземных условиях. Получили распространение в забоях при проведении горных выработок и при добыч-ных работах. П. м. различают по способу захвата насыпного груза, типу рабочего органа, способу передачи груза в транспортные средства.

Погрузочные машины: 1 - ковшовая с прямой погрузкой; 2 - ковшовая с боковой разгрузкой; 3 - ковшовая со ступенчатой погрузкой; 4 - машина с парными нагребающими лапами.

Технические характеристики некоторых погрузочных машин, изготовляемых в СССР

Модель

Рабочий
орган

Производи-
тельность, м3/мин

Габариты, мм

Ход

машины

Масса,

т



длина

ширина

высота



макс.

транспортная



ППН-1с

Ковш ёмкостью
0,25 м3

0,8

2270

1320

2250

1600

Рельсовый

3,5



ППН-2

Ковш ёмкостью 0,32 м3

1,0

2250

1320

2350

1600

То же

4,7



ППМ-4

То же

1,1

7430

1400

2250

1725

"

9,0



ППН-2г

"

1,0

2600

1450

2550

1600

Гусеничный

4,8



ППН-4г

Ковш ёмкостью 0,8 м3

2,0

3800

2000

3000

2000

То же

1,3



2ПНБ-2

Нагребающие лапы

2,0

7800

1400

2600

1460

"

11,8



ПНБ-Зк

То же

3,0

8500

2000

2800

1900

"

29,6




При нижнем захвате материал зачерпывается ковшом (рис.), к-рый при опрокидывании назад разгружается в транспортные средства (машины с прямой погрузкой), высыпается на передаточный конвейер (машины со ступенчатой погрузкой), разгружается опрокидыванием вперёд или в сторону. Боковой захват осуществляется погрузочным органом, представляющим собой наклонную приёмную платформу с парными нагребающими рычагами-лапами или с двумя барами и цепями с консольными скребками; верхний захват - гребком, смонтированным на рукояти, к-рый опускается на горную массу и нагребает её на передаточный конвейер.

П. м. имеют колёсно-рельсовый, гусеничный и пневмошинный ход; пневма-тич., электрич. и электрогидравлич. или автономный дизельный привод, снабжённый газоочистительной аппаратурой. Конструкции нек-рых П. м. предусматривают возможность установки на них съёмного оборудования (манипуляторов с перфораторами для бурения шпуров, малогабаритных лебёдок для такелажных работ и др.).

При добычных работах П. м. используются в комплексе с самоходным забойным оборудованием на пневмоколёс-ном ходу. В забойный комплекс, кроме П. м., входят буровые каретки, вагоны и самосвалы, бульдозеры, зарядчики шпуров и вспомогательные машины (для установки анкерной крепи, оборки кровли, подвоза оборудования, материалов и людей).

Характеристики нек-рых моделей П. м., изготавливаемых в СССР, приведены в табл.

Зарубежные фирмы "Эймко" (США), "Атлас-Копко" (Швеция), "Зальцгиттер" (ФРГ) и др. изготавливают П. м. с ковшами ёмкостью от 0,1 до 1,15 м3, массой от 1,8 до 25 т с суммарной мощностью двигателей 10-120 кет, производительностью от 0,3 до 6 м31мин. Фирмой "Джой" (США) выпускаются машины с парными нагребающими лапами на гусеничном ходу, которые применяют в угольных шахтах и рудниках.

В СССР разрабатываются новые рабочие органы П. м. (вибрационные, парные нагребающие лапы с верхним расположением), аппаратура для дистанционного и автоматич. управления.

Лит.: Кальницкий Я. Б., А б-рамсонХ. И., Родионов Г. В., Подземная механизированная погрузка, М.,

1961; Механизация транспортных и погрузочных работ при добыче и складировании горнохимического сырья, М., 1972; Погрузочные, погрузочно-доставочные, транспортные машины и буровое оборудование за ру6ежом, ч. 1-2, М., 1973. М. П. Мочалин.

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНАЯ МАШИНА, подъёмно-транспортная машина периодического (цикличного) или непрерывного действия, предназначенная для выполнения операций на погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, укладочных работах с насыпными и штучными грузами. В конструкцию П.-р. м. часто входят самостоятельные грузоподъёмные, транспортирующие машины или их узлы. В зависимости от рода выполняемых операций П.-р. м. могут быть стационарными, передвижными, самоходными, на колёсном или гусеничном ходу. Привод П.-р. м. может иметь двигатель внутр. сгорания или электрич. двигатель, энергия от к-рых через меха-нич. или гидравлич. передачи поступает к рабочим органам и ходовым частям. П.-р. м. делятся на 2 осн. группы: погрузчики, производящие гл. обр. погрузочные операции, но часто используемые и для транспортирования грузов, и разгрузчики, к-рые, как правило, только разгружают сыпучие грузы. Термин "П.-р. м." употребляют и в более широком смысле, распространяя его на все машины, к-рые могут применяться при погрузочно-разгрузочных работах: подъёмные краны, переносные и передвижные конвейеры, экскаваторы, скреперы и т. п.

Разновидность П.-р. м.- погрузочно-транспортный агрегат, применяемый при подземной разработке руд.

Лит.: Вайнсон А. А., Подъемно-транспортные машины, 2 изд., М., 1964; Погрузочно-разгрузочные машины и складское оборудование промышленных предприятий, М., 1970; Векслер В. М., Муха Т. И., Проектирование и расчёт перегрузочных машин. Погрузчики и виброразгрузчики Л., 1971. Е. М. Стариков.

ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНЫЙ АГРЕГАТ, совмещает операции погрузки и транспортирования полезного ископаемого или породы к пункту разгрузки. П.-т. а. применяют на подземных рудниках при проведении горных выработок и транспортировании руд из очистных забоев, при строительстве подземных сооружений, а также на открытых горных и строит, земляных работах.

По типу аккумулирующей ёмкости различают П.-т. а. с грузонесущими ковшом или кузовом. П.-т. а. с грузонесущим кузовом имеет механизм зачерпывания, ходовую часть, аккумулирующую ёмкость (кузов), приводные двигатели, передаточные механизмы и органы управления. П.-т. а. с грузонесущим ковшом транспортируют горную массу в приподнятом ковше до места назначения, но могут разгружать её и в самосвалы. Большинство П.-т. а. имеет пневмоколёсный ход с шинами повышенной надёжности для тяжёлых условий подземных работ; оборудуются пневматич., электрич. и дизельными приводами с газоочистительной