БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 и фотохимии; в частности, он установил связь между адсорбцией ионов и стабильностью коллоидных систем; предложил адсорбционную теорию фотографического проявления, выяснил влияние адсорбции на спектры поглощения и сенсибилизирующее действие красителей.

Лит.: Каргин В. А., А. И. Рабинович, "Изв. АН СССР. Отделение химических наук", 1943, № 2.

РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич [р. 11(23).1.1886, Могилёв], советский учёный в области строит. механики, чл.- корр. АН СССР (1946), Герой Социалистич. Труда (1966), ген.-майор-инженер (1943). Окончил в 1918 Моск. высшее технич. уч-ще. Проф. Воен.-инж. академии (с 1932) и Моск. инженсрно-строит. ин-та им. В.В. Куйбышева (с 1933). Осн. труды: разработка кинематич. метода в строит. механике, создание эффективных методов расчёта сложных статически неопределимых систем и теории вантовых ферм, исследования в области динамики сооружений (гл. обр. изучение воздействия динамич. нагрузок на пролётные строения мостов и на др. инженерные сооружения). Автор курсов строит. механики стержневых систем. Награждён 2 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: К теории статически неопределимых ферм, М., 1933; Методы расчета рам, ч. 1-3, М., 1934 - 37; Расчет сооружений на импульсивные воздействия, М., 1970; Вопросы теории статического расчета сооружений с односторонними связями, М., 1975.

РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич [27.2(11.3).1894, Киев,- 4.10.1961, Москва], советский театральный художник, засл. деят. иск-в РСФСР (1936). Учился в Киевском художеств. уч-ще (1906-12) и в студии А. А. Мурашко (1912-15). Работам Р. присущи яркая зрелищность, сочетание условной архитектурно-объёмной декорации с эмоциональной декоративно-насыщенной живописью. Оформлял также кинофильмы, работал в области оформительского и монументального иск-ва.

И. М. Рабинович. Макет единой театральной установки к "Лисистрате" Аристофана. 1923. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва.

Произв.: оформление спектаклей "Фуэнте Овехуна" Лoпe де Вега Карпьо (1919, б. театр Соловцова, Киев), "Колдунья" Гольдфадена (1922, Евр. камерный театр), "Лисистрата" Аристофана (1923, Муз. студия МХАТ), "Евгений Онегин" Чайковского (1933, Большой театр), "Гамлет" Шекспира (1958, Театр им. Евг. Вахтангова) - все в Москве; оформление кинофильмов (с соавторами) "Аэлита" (1924) и "Процесс о трёх миллионах" (1926, оба - реж. Я. Протазанов); мозаичное панно "Слава Советской Армии" (1947, ст. "Бауманская" моск. метрополитена). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Сыркина Ф. Я., И. Рабинович, [М., 1972].

РАБКОР, рабочий корреспондент, рабочий или другой работник (инженер, служащий) пром. предприятия, строительной, транспортной или иной городской организации, добровольно взявший на себя общественную обязанность корреспондировать в газету, на радио, телевидение о делах своего трудового коллектива, о проблемах и событиях жизни своего посёлка, района, города. См. Рабселъкоровское движение.

РАБЛЕ (Rabelais) Франсуа (ок. 1494, близ г. Шинон, Турень, - 9.4. 1553, Париж), французский писатель. Род. в имении отца - юриста и землевладельца. В молодости монах; с 1527, покинув монастырь, изучал право, топографию, археологию, медицину. Доктор медицины с 1537. Вёл жизнь странствующего гуманиста, лектора и врача. В 1532 в качестве продолжения популярного лубочного романа о великанах Р. издал "Пантагрюэля", а затем, на протяжении двадцати лет, ещё три книги романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", встреченного современниками с восторгом. Каждая из частей романа подвергалась запрету за откровенное и дерзкое свободомыслие, автору не раз приходилось скрываться от преследований за границей. Посмертно изданная под именем Р. "Пятая книга Пантагрюэля" (1564) написана неизв. автором - вероятно, с использованием оставшихся после Р. материалов.

Великий роман Р.- подлинная художеств. энциклопедия франц. культуры эпохи Возрождения: её религ. и политич. жизни, филос., педагогич. и науч. мысли, общественного быта и духовных устремлений. Всесторонний и беспощадный смех над отживающим миром сочетается у Р. с безграничной верой в обновление жизни, в научный и социальный прогресс, принимая форму предсказаний грядущих великих открытий и изобретений или форму утопии свободного общества (описание Телемского аббатства). За необузданной фантастикой и с виду хаотичным построением книги, "...наиболее причудливой в мировой литературе" (France A.; CEuvres completes, v. 17, P., 1928, p. 45), ощущается замечательная трезвость и стройность универсального гуманистич. мировоззрения. Сам Р. определяет свой "пантагрюэлизм" (т. е. гуманизм) как "...глубокую и несокрушимую жизнерадостность, перед которой все преходящее бессильно..." ("Гаргантюа и Пантагрюэль", М., 1966, с. 437). Исторически его питает Возрождение, по словам Ф. Энгельса,- "...величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Художественно "пантагрюэлизм" представлен в двух главных образах романа - в короле-великане Пантагрюэле ("Всежаждущем" знаний), вечно невозмутимом перед любыми превратностями фортуны, перед "всем преходящим" (олицетворение идеального будущего человечества), и в его закадычном друге и спутнике, вечно сомневающемся, неугомонном бродяге Панурге (олицетворение реального народа переломной эпохи). На этом как бы символич. союзе ищущей передовой мысли гуманизма с беспокойным и на свой лад тоже ищущим народом, материальной силой прогресса, основан и сюжет последних трёх книг романа (после описания воспитания и молодости отца Пантагрюэля, великана Гаргантюа, в первой книге - знаменитые в истории педагогики главы романа - и детства самого Пантагрюэля во второй); аллегорическое, но прозрачное по своему смыслу путешествие пантагрюэльцев к Оракулу Божественной Бутылки (к Истине) за ответом на комически тревожащий Панурга вопрос - "жениться или не жениться", за ответом на все "больные вопросы". В богатом приключениями морском путешествии они терпят всякого рода невзгоды, посещают разные "острова" со смехотворными обитателями - олицетворениями косности, фанатизма, неразумия,- эти пережитки старого мира служат для "жаждущих" и "ищущих" пантагрюэльцев доказательствами от противного на пути к истине.

В мировой лит-ре Р.- один из величайших гениев комического. Подобно сюжету его романа, продолжению нар. книги, смех Р. по своим источникам и приёмам, как и по своему духу в целом, коренится в нар. творчестве. Жанры фольклора - сказки, фаблио, шутки, поговорки, приёмы гротеска в языке и образотворчестве - всё это вошло в роман. Гл. источник смеха у Р.- материализация духовного во вкусе нар. поэзии, игра на двузначном характере "жажды" у его героев - жажды вина и жажды знаний: отрицание ср.-век. идеала аскетизма и самоограничения, прославление всестороннего, телесного и духовного, удовлетворения потребностей и безграничного развития личности, "...ибо между телом и духом существует согласие нерушимое" ("Гаргантюа и Пантагрюэль", с. 321). Любимый приём комич. иск-ва Р.- утрировка, доведение пороков ("порождений Антифизиса" - Противоприроды) до Ф. Рабле. "Гаргантюа и Пантагрюэль". Гравюра ТТТ. Дюмонтье. 2-я пол. 18 в. фантастически одностороннего, чудовищного и вместе с тем чувственно наглядного, а потому сугубо смехотворного гротеска. В целом глубоко жизнерадостный и многообразный смех Р.- не сатира, к к-рой он часто близок лишь по материалу (пороки), а не по тону, весёлому и веселящему, глумящемуся над злом, но лишённому страха перед ним, как и тревоги за ход жизни и исход комического конфликта. Это многозначный по оттенкам, но всегда бодрый, радостный, "чисто комический" (без свойственных юмору грусти или умиления перед слабостью человеческой) праздничный смех, как на карнавале; в его основе извечное нар. чувство смеха как симптома счастья, довольства, беспечности, здоровья. Но смех, согласно доктору медицины Р., обладает и обратной силой, исцеляющей и возрождающей, рассеивая скорбь, чувство разлада с жизнью, болезненное состояние духа. Смех свидетельствует о здоровом, ясном духовном зрении - и дарует его. "Освобождая от всяких эффектов" (слова Р.), замутняющих наше сознание, смех играет для познания жизни "терапевтическую" роль. Влияние комического у Р. на последующее развитие франц. лит-ры - от Лафонтена и Мольера до Р. Роллана ("Кола Брюньон") - огромно.

Ф. Рабле. "Гаргантюа". Гравюра. 1537.

Ф. Рабле. Портрет французской школы. Ок. 1535.

Соч.: CEuvres completes, texte etabli et annote par J. Boulenger, [P., 1934]; в рус. пер. - Гаргантюа и Пантагрюэль, пер. Н. Любимова, М., 1966.

Лит.: Евнина Е. М., Ф. Рабле, М., 1948; Пинский Л., Смех Рабле, в его кн.: Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Бахтин М., Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; F. Rabelais, Ouvrage public pour le 400 ans de sa mort, Gen., 1953; Тetel M., Rabelais, N. Y., [1967] (лит.); Claude C., Rabelais, [P., 1973]. Л. Е. Пинский.

РАБЛЬ (Rabl) Карл (2.5.1853, Вельс, Верх. Австрия,- 24.12.1917, Лейпциг), австрийский эмбриолог, цитолог и анатом. Образование пол