БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121нга, Верх. Ангара, Баргузин, Турка и др. Климат континентальный; на наветренных склонах местами выпадает до 1200 мм осадков в год. Преобладает тайга, местами темнохвойная. Схему орографии см. т. 9, стр. 257.

Лит. см. при ст. Забайкалье.

ПРИБАЛТИЙСКАЯ ГРЭС, крупная тепловая электростанция Эст. ССР. Расположена вблизи г. Нарвы. Строительство начато в 1956; в 1959 вошла в строй (последний агрегат пущен в 1965). Установленная мощность станции 1624 Мвт (12 турбоагрегатов, из к-рых 8 мощностью по 100 Мвт, 4 - по 200 Мвт, 2 - по 12 Мвт). Водоснабжение прямоточное из водохранилища Нарвской ГЭС. Топливом служат сланцы Эстонского месторождения. Входит в объединённую энергосистему Северо-Запада. Электроэнергия передаётся линиями электропередачи напряжением 110, 220, 300 кв.

ПРИБАЛТИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, объединяет сеть жат. дорог Эст. ССР, Латв. ССР, Литов. ССР и Калининградской обл. РСФСР. Эксплуатац. длина дороги 6230 км (1974). Управление дороги в г. Рига. Жел. дороги, появившиеся на этой территории более 100 лет назад, вначале предназначались для связи Петербурга с Зап. Европой и Центр, р-нов Европ. части с крупными портами России на Балтийском море (Таллин, Рига, Лиепая, Вентспилс). В 1873 были сданы в эксплуатацию участки Дау-гавпилс - Радвилишкис, Елгава - Мажейкяй, Науя-Вильня - Минск. В том же году было закончено строительство значительной части Ландваро-во (ныне Лентварис)-Роменской железной дороги (от ст. Ландварово до ст. Бобруйск). Этим было положено начало соединению разрозненных линий в единую ж.-д. сеть. В период господства бурж. диктатуры в Эстонии, Латвии и Литве были нарушены исторически сложившиеся связи России с этими портами, что привело к резкому уменьшению грузооборота жел. дорог. После окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 жел. дороги не только были полностью восстановлены после разрушения, но и реконструированы. Небольшие по протяжённости, но тесно взаимосвязанные жел. дороги Эстонии, Латвии и Литвы были объединены (1963) в единую П. ж. д. Она имеет 7 отделений: Рижское, Дау-гавпилсское, Елгавское, Эстонское, Вильнюсское, Шяуляйское и Калининградское. Граничит с Октябрьской ж. д. по станциям Нарва, Печоры-Псковские, Пыталово, Зилупе; с Белорусской ж. д.- по станциям Бигосово, Пабраде, Гудогай, Стасилай, Поречье, а также с жел. дорогами Польши.

В связи с быстрым развитием нар. х-ва сов. прибалтийских республик в послевоенное время грузооборот дороги возрос во много раз, составив в 1973 38,9 млрд. т-км (1,3%общесоюзного); пассажирооборот - 8,5 млрд. пасс.-км. Такой рост перевозок потребовал технич. перевооружения П. ж. д.: значительно усилено путевое х-во, мн. участки дороги оборудованы полуавтоматич. и автоматич. блокировкой и диспетчерской централизацией, электрифицированы пригородные линии.

К 1974 на долю тепловозной тяги приходилось около 90% всего грузооборота, а пасс. перевозки полностью выполняются с помощью тепловозной и электровозной тяги. Узкоколейный участок П. ж. д. Таллин - Пярну перестроен на широкую колею, внедряется электрич. централизация стрелок и сигналов. Возросла пропускная способность крупных станций дороги: Шкыротава, Даугавпилс, Таллин, Тарту, Вильнюс, Калининград. Построена новая сортировочная станция Панеряй. В 1973 уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ составил ок. 82%. П. ж. д. имеет важное общесоюзное значение, т. к. обслуживает 5 крупных торг. мор. портов, 2 нефте-перевалочные базы и 8 рыболовецких портов (среди них - Калининград, Клайпеда, Лиепая, Вентспилс, Пярну, Рига, Таллин, Хаапсалу, Пальдиски и др.), а также курорты, расположенные на Рижском взморье и в Калининградской обл. Примерно 1/2 пассажирооборота дороги приходится на пригородные перевозки. Награждена орденом Октябрьской Революции (1971). Е. Д. Хануков.

ПРИБАЛТИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, схема

ПРИБАЛТИЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944, стратегическая наступательная операция войск 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских, Ленинградского фронтов и сил Краснознамённого Балтийского флота в сент.-окт. 1944 по разгрому нем.-фаш. войск на терр. Сов. Прибалтики во время Великой Отечеств, войны 1941-45. П. о. включает 4 фронтовые и межфронтовые операции: Рижскую, Таллинскую, Моон-зундскую и Мемельскую. В ходе летнего наступления 1944 сов. войска в июле -авг. освободили небольшую часть Эст. ССР, значит, часть Латв. ССР и большую часть Литов. ССР, выйдя к началу сентября на линию: западнее Нарвы, Чудское оз., Тарту, восточнее Валги, западнее Гулбене, Крустпилс, Бауска, Елгава, западнее Шяуляя, Расейняй. В Прибалтике оборонялись нем.-фаш. войска группы армий "Север" (команд, ген.-полк. Ф. Шёрнер) в составе армейской группы "Нарва", 16-й и 18-й армий, а также 3-й танк, армии из состава группы армий "Центр" при поддержке 1-го и 6-го возд. флотов (всего 56 дивизий и 3 бригады, св. 700 тыс. чел., ок. 7 тыс. орудий и миномётов, св. 1200 танков и штурмовых орудий, 400 боевых самолётов). Противник имел прочную многополосную оборону на всю глубину от линии фронта до побережья Балтийского м.

Замысел сов. Верховного Главнокомандования (Верх. главнокомандующий И. В. Сталин) заключался в нанесении мощных ударов по сходящимся направлениям на Ригу силами 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов и силами Ленинградского фронта совместно с Балтийским флотом на таллинском направлении с целью расчленить оборону противника, окружить и уничтожить его группировки по частям и полностью освободить Прибалтику. Сов. войска насчитывали: 900 тыс. чел., ок. 17 500 орудий и миномётов 76-мм калибра и выше, 3000 танков и самоходно-арт. установок, св. 2500 боевых самолётов (кроме того, к операции привлекалась авиация Балтийского флота и авиация Дальнего действия). Общее руководство операциями Прибалтийских фронтов осуществлял представитель Ставки Верх. Главнокомандования Маршал Советского Союза А. М. Василевский.

14 сент. войска Прибалтийских фронтов: 3-го (команд. ген. армии И. И. Масленников), 2-го (команд. ген. армии А. И. Ерёменко) и 1-го (команд, ген. армии И. X. Баграмян) начали Рижскую наступательную операцию. Войска 3-го и 2-го Прибалтийских фронтов в первые три дня вели бои лишь в пределах главной полосы обороны противника. Войска 1-го Прибалтийского фронта успешно прорвали оборону врага и к исходу третьего дня наступления продвинулись с боями до 50 км, угрожая перерезать коммуникации, ведущие в Восточную Пруссию. Враг был вынужден начать отвод группы "Нарва" из Эстонии и левого фланга 18-й армии из района оз. Выртсъярв с целью усиления группировки под Ригой. Стремясь облегчить положение своих войск южнее Риги, противник 16 сент. нанёс два сильных контрудара в районе юго-западнее Добеле и из района сев.-западнее Балдоне, но успеха не добился. 17 сент. войска Ленинградского фронта (команд. Маршал Сов. Союза Л. А. Говоров) при поддержке сил флота начали Таллинскую операцию 1944, прорвали оборону врага и 22 сент. освободили Таллин. Войска 3-го Прибалтийского фронта 23 сент. перешли к преследованию 18-й армии врага, поспешно отходившей на рубеж "Сигулда", подготовленный в 60-80 км вокруг Риги. 22 сент. преодолел оборону противника и 2-й Прибалт. фронт. 27 сент. войска обоих фронтов были остановлены противником на рубеже "Сигулда". К 26 сент. войска Ленингр. фронта освободили всю терр. Эстонии, кроме Моонзундских о-вов. На этом этапе стратегической операции советским войскам не удалось отсечь группу армий "Север" от Вост. Пруссии. Противник смог сосредоточить в районе Риги крупную группировку (св. 30 дивизий) за счёт отвода 18-й армии и оперативной группы "НАрва". На мемельском направлении на участке от Ауце до Немана в это время находилось не более 8 дивизий 3-й танк. армии, вошедшей 21 сент. в состав группы армий "Север". Исходя из изменившейся обстановки, Ставка Верх. Главнокомандования 24 сент. приняла решение о переносе направления главного удара на мемель-ское направление, с тем чтобы отсечь группу армий "Север" и разгромить её. Началась перегруппировка войск 1-го Прибалтийского фронта в район Шяуляя. Войска 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов также должны были перегруппировать свои силы для возобновления наступления на Ригу. 5 окт. войска 1-го Прибалтийского фронта при содействии 39-й армии 3-го Белорусского фронта начали Мемельскую операцию и прорвали оборону противника. Развивая наступление в глубину, 10 окт. подвижные силы фронта прорвались на побережье Балтийского м. севернее и южнее Мемеля (Клайпеды) и блокировали город-порт с суши; другая группировка войск фронта вышла на границу с Вост. Пруссией у Таураге. 39-я армия 3-го Белорусского фронта к 22 окт. отбросила врага за р. Неман от Тильзита до Юрбурга. План нем.-фаш. командования по отводу войск группы армий "Север" в Вост. Пруссию был сорван, она была отрезана от группы армий "Центр" и вынуждена начать отход от Риги на Курляндский п-ов. Войска 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов в ночь с 5 на 6 окт. возобновили наступление на Ригу и в ходе преследования отходящего противника к 10 окт. вышли на внешний оборонительный обвод, 12 окт. завязались бои за город. 13 окт. войска 3-го Прибалтийского фронта освободили правобережную часть города, а 15 окт. войска 2-го Прибалтийского фронта - левобережную. 16 окт. 3-й Пр