БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121евековье давался пожизненно, часто с правом передачи по наследству (обычно до третьего поколения). Последствия заключения пре-карного договора были различны. Для представителей феод, слоев П. создавал отношения, приближающиеся к бенефицию. Крестьян прекарный договор приводил, хотя и медленным путём, к втягиванию в различные формы феод, зависимости, вплоть до полного закрепощения (неуплата чинша в срок могла привести к окончат. превращению земли прекариста в тяглый надел).

ПРЕКОРДИЛЬЕРЫ, складчато-глыбовые горные хребты на С.-З. Аргентины (пров. Ла-Риоха, Сан-Хуан и Мендоса), между 68° з. д. и Андами. Вые. до 5000 м. Хребты разделены глубокими впадинами. Климат тропический и субтропический, засушливый. На вост. склонах ксе-рофильные леса, на выровненных гребнях сухие степи, на зап. склонах сухие кустарники; во впадинах орошаемое земледелие (садоводство, виноградарство).

ПРЕКОС (франц. ргёсосе, от лат. ргаесох - ранний, скороспелый), порода тонкорунных овец мясо-шёрстного направления продуктивности. Выведена во Франции в кон. 19 в. скрещиванием маток породы рамбулье с баранами лейстерской породы и в Германии скрещиванием нем. мериносов с баранами англ. длинношёрстных пород. Овцы крупные, складок кожи на шее и туловище, как правило, нет. Бараны весят 100-110 кг, нек-рые 115 кг и более. Настриг шерсти с баранов 8-10 кг, максимальный 14 кг, с маток - 3,8-4,2 кг, максимальный 10 кг. Шерсть 58-60-го качества, дл. 7-10 см. Выход мытой шерсти 45-50%. Плодовитость до 150 ягнят на 100 маток. Животные скороспелы, требовательны к условиям кормления и содержания, не приспособлены для разведения в засушливых районах. Распространена порода во Франции, ФРГ, ГДР, СФРЮ, ЧССР, СРР, ПНР, Италии, странах Сев. Африки. В СССР П. завозили в 1926 - 31 из Германии; разводят в центр, районах РСФСР, Башк. АССР, Тэт. АССР, лесостепи и Полесье УССР, БССР и др.

ПРЕКРАСНОЕ, категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетич. ценностью. Как эстетич. ценность П. отличается от нравственных и теоретич. ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие П. носит бескорыстный характер.

Для древнейшего эстетич. сознания П. мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для пифагореизма П. есть гармония, внутренне присущая вещам, источник к-рой усматривался в мистически понимаемых количеств. отношениях. По Гераклиту, "прекраснейший строй мира" и "прекраснейшая гармония" являются результатом единства и борьбы противоположностей. Гераклит говорит также об относительности П.: ч...Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей" (Платон, "Гиппий Больший", 289А). По Сократу, относительность П. обусловлена тем, что чвсе хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено" (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, III, 8,5). Платон проводит чёткое различие между тем, ччтб прекрасно" и тем, ччто такое прекрасное" (Гиппий Больший, 287 Е), т. е. между сущностью П. и его проявлениями. Сущность П. Платон трактует как вечную, безотносительную, божеств. идею, от к-рой зависит существование всех прекрасных явлений (см. чПир", 211 А - В). Человек же, "видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную" ("федр", 249 D).

Отвергая теорию платоновских чидей", Аристотель полагает, что должно быть единым чпрекрасное и бытие прекрасного" ("Метафизика", VII, 6 1031 в). В соответствии с этим Аристотель рассматривает П. как объективное свойство самой действительности, как проявление её закономерностей: "...самые главные формы прекрасного, это - порядок < в пространстве >, соразмерность и определенность..." (там же, XIII, 3, 1078а 34); в живой природе П. связано с целесообразностью (см. "О частях животных", 645а).

Объективно-идеалистич. понимание П. развивается в эстетич. учениях неоплатонизма и христианства. Согласно Плотину, П. в телах возникает благодаря приобщению к высшей красоте, исходящей от Единого (см. чЭннеады", 1, 6, 1-9). Августин писал, что бог сотворил чпре-красные разнообразные формы, блестящие и приятные цвета" ("Исповедь", X, 34). Фома Аквинский, усматривая конечный источник П. в боге, условиями П. считал целостность, или совершенство, должную пропорцию, или созвучие, и ясность (см. "Summa theologiae" I, qu. 39, art. 8).

Мыслители эпохи Возрождения были убеждены в объективности П., к-рое определяется Л. Б. Алъберти как "...строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат..." (чДесять книг о зодчестве", т. 1, М., 1935, с. 178). Для Леонардо да Винчи и других теоретиков и практиков искусства Возрождения гармонически и многосторонне развитый человек - высшая мера П.

Классицизм трактовал П. и его оценку рационалистично и нормативно. В эпоху Просвещения эстетика вычленяется в самостоят. дисциплину (у А. Баумгартена) именно как чнаука о прекрасном". Анализ П. у просветителей связан с их поисками гармонических обществ, связей, преодолевающих противоречия совр. цивилизации. П. рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами, отвлечённым долгом и естеств. влечениями, как "свобода в явлении" (Ф. Шиллер), как единство правды и идеала в иск-ве (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Дидро, считая, что "...восприятие отношений есть основа прекрасного", различает "реально прекрасное" и "прекрасное, которое мы воспринимаем", или "относительно прекрасное" (см. Избр. произв., М., 1951, с. 382, 378). Англ. сенсуалистич. эстетика 18 в. детально исследовала психологию восприятия и переживания П. (Ф. Хатчесон, Г. Хом, Э. Бёрк). Абсолютизация субъективной стороны П. привела к идеалистич. отрицанию его объективности в эстетич. воззрениях Д. Юма и И. Канта. По мнению Канта, чэстетическое свойство" - что, что в представлении об объекте чисто субъективно..." (Соч., т. 5, М., 1966, с. 188) и "...суждение вкуса не познавательное суждение..." (там же, с. 210). Предмет может считаться прекрасным, если отношение к нему будет незаинтересованным, если он без понятия представляется как объект всеобщего чнеобходимого удовольствия" и если он воспринимается как обладающий "формой целесообразности" "без представления о цели" (там же, с. 245, 240). Г. Гегель цри исследовании П. отвергает кантовское "...ошибочное представление о существовании прочной противоположности между субъективным мышлением и объективными предметами..." (Соч., т. 12, М., 1938, с. 61). Для Гегеля П. объективно как "чувственная видимость идеи" (там же, с. 115). Поскольку же в природе идея проявляется лишь смутно, то и П. в ней несовершенно. Только искусство, по Гегелю, способно осуществить необходимое для истинно П. полное соответствие идеи и образа; П. в искусстве и есть идеал. Ценнейшее достижение гегелевской эстетики - диалектич. подход к изучению П. и понимание историч. развития П., хотя и на объективно-идеалистич. основе.

Материалистич. эстетика 18-19 вв. доказывала объективность П., рассматривая его как свойства, качества, отношения самой материальной действительности. "Под красотой я понимаю,-писал Э. Бёрк (Великобритания) в кн. ч Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном",- качество или качества тел, благодаря которым они (тела.- Ред.) вызывают любовь или подобную страсть". Н. Г. Чернышевский выступил против упрощённой трактовки этой объективности у Бёрка, критикуя его за то, что тот принял "прекрасное и возвышенное прямо за качества самих тел, производящих на нас такие впечатления" (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 136). Согласно Чернышевскому, чпрекрасное есть жизнь" и чпрекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям" (там же, с. 10).

В бурж. эстетике кон. 19-20 вв. проблема П. рассматривается с идеалистич. позиций. Согласно субъективно-идеалистич. теории вчувствования (Р. Фишер, Т. Липпс, Верной Ли и др.), П. образуется проецированием на предмет человеческого чувства. По определению Дж. Сантаяны (США) ч...красота есть наслаждение, рассматриваемое как качество вещи" ("Тhе sense of beauty", N. Y., 1955, p. 51). Для Б. Кроче П.- "адекватность выражения" (см. "Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика", ч. 1, М., 1920, с. 106). В эстетике прагматизма П. трактуется как качество "опыта" в идеалистическом его понимании; Дж. Дьюи (США) сводит П. к "обозначению характерной эмоции" ("Art as experience", N. Y., 1934, p. 129). Ряд представителей совр. бурж. эстетики стирает границы между П. и безобразным.

Марксистская эстетика раскрыла закономерную связь между П. и трудовой деятельностью человека, на основе к-рой вообще возникло его эстетич. отношение к миру. К. Маркс отмечает, что "...человек формирует материю также и по законам красоты", поскольку он в практическом созидании предметного мира утверждает себя в своей общественно-человеческой сущности и, в отличие от животного, "производит универсально... будучи свободен от физической потребности...", "...свободно противостоит своему продукту", умеет производить по мерам любого вида и всюду умеет прилагать к предмету соответствующую меру (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних прои