БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121ольшое нар.-хоз. значение имеет внедрение технологии комплексной безотходной переработки сырья (особенно на предприятиях химич., целлюлозно-бумажной и горно-обогатительной пром-сти). Перспективны методы физико-химич. очистки (коагулирование, отстаивание, фильтрация) в качестве самостоят, способов очистки или в сочетании с биологич. очисткой, а также методы т. н. дополнит, обработки (сорбция, ионообмен, гиперфильтрация, удаление азотистых веществ и фосфатов и др.), обеспечивающей весьма высокую степень очистки С. в. перед спуском их в водоёмы или при использовании С. в. в системах оборотного водоснабжения пром. предприятий. Эффективны методы термич. обезвреживания и переработки высококонцентрированных стоков во вторичное сырьё, а также способ закачки стоков в глубокие, надёжно изолированные подземные горизонты.

Имеющиеся в С. в. (преим. бытовых) в значит, количестве вещества, содержащие азот, калий, фосфор, кальций и др. элементы, являются ценными удобрениями для с.-х. культур, в связи с чем С. в. используются для орошения с.-х. земель (см. Поля орошения). Целесообразно обезвреживание С. в. на станциях биологич. очистки производить с подачей очищенных С. в. на поля. Осадки С. в. после соответств. обработки (сбраживание, сушка) обычно используют в качестве удобрений.

Лит.: Канализация, 4 изд., M., 1969; Kiнализация промышленных предприятий, M., 1969. 3. А. Орловский

СТОШ, Ств ош (Stosz, Stwosz) Вит (ок. 1455, Хорб, Вюртемберг, -1533, Нюрнберг), польская транскрипция имени нем. скульптора, живописца и гравёра Ф. Штоса, ознаменовавшего своим творчеством переход от средневековья к Возрождению в немецком и польском искусстве.


СТОШКУС Альгимантас Владо (р. 24.5. 1925, Каунас), советский мастер витража, засл. деят. иск-в Литов. CCP (1965). Учился в Каунасском ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1944 - 50) у С. Ушинскаса. Преподаёт в Художеств, ин-те Литов. CCP в Вильнюсе (с 1951). Работает преим. в технике колотого или литого стекла, монтируемого на цементе или железобетоне. Для творчества С. характерны тяготение к многоплановости композиц. построений и острая экспрессия цвета. Произведения: "Земля-мать" (1960-61, Гал. витража и скульптуры, Каунас), "Отдых" (1965, Дом творчества им. К. А. Коровина, Гурзуф) - все колотое цветное стекло, скреплённое пластифицированным цементом; витраж для Ленинского мемориала в Ульяновске (1969-70, колотое и литое цветное стекло, скреплённое железобетоном). Илл. см. т. 5, стр. 128.


СТОИМИH Владимир Яковлевич [16(28). 12.1826, Петербург,-4(16). 11. 1888, там же], русский педагог, историк рус. лит-ры. Родился в купеческой семье. Окончив Петерб. ун-т (1850), преподавал словесность в гимназии. Как видный педагог-просветитель 60-х гг. 19 в. выступал против сословной системы воспитания, за неразрывность обучения и воспитания. Главную задачу школы видел в осуществлении общего образования, в формировании будущих граждан, ратовал за объединение усилий семьи и школы в воспитании.

Особенно много сделал С. в области разработки целостной системы методики преподавания лит-ры в школе. Выдвинул принцип историзма в изучении лит-ры, отстаивал необходимость углублённой работы над текстом художеств, произведения, анализа его в единстве формы и содержания. Создал новый тип учебного пособия для учителей, включающего методику, теорию и конкретный анализ художеств, произведений. Осн. взгляды по вопросам педагогики и методики преподавания лит-ры С. изложил в работах: "Развитие педагогических идей в России в 18 столетии" (1857-58), "Наша семья и её исторические судьбы" (1884), "О преподавании русской литературы" (1864), "Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы" (1869) и др. С. принадлежит ряд работ по истории рус. лит-ры, статьи о А. Д. Кантемире, А. П. Сумарокове, А. В. Кольцове и др., а также монографии о А. С. Пушкине и А. С. Шишкове.

Соч.: Педагогические сочинения, 3 изд., СПБ, 1911; Избр. педагогические сочинения, M., 1954.

Лит.: Сорокин В. И., Значение Стоюнина для современной методики литературы, "Литература в школе", 1947, JM" 2, P о т к ов и ч Я. А., Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки, M., 1959. Л. С. Якушина.

СТОЯ, стоа (греч. stoia, stoa) в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с 1-2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. С. нередко украшались статуями и живописью.

Стоя Аттала II на афинской агоре. 153- 138 до н. э. Реконструкция.


СТОЯДИНОВИЧ (Ого)адиновип) Милан (4.8.1888, Чачак,-24.10.1961, Буэнос-Айрес), политич. и гос. деятель королевской Югославии. Окончил Белградский ун-т (1910). В 1922-26, 1934-35 министр финансов, в 1935-39 премьер-министр и министр иностранных дел Югославии. Во внутр. политике проводил линию на укрепление антинар. режима и фашизацию страны. В 1935 создал и возглавил партию Югосл. радикальный союз. Последние годы проживал в Аргентине.

"СТОЯНИЕ НА УГРЕ 1480", "Угорщина", воен. действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим кн. Иваном III в 1480. В 1476 Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный "выход", к-рый собирался с рус. земель со времён Батыя. Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымом, лишь в 1480 начал активные действия. Ему удалось договориться с польск.-литов. королём Казимиром о воен. помощи. Зап. границы Рус. гос-ва в нач. 1480 подверглись нападениям Ливонского ордена. В янв. 1480 против Ивана III восстали его братья Борис и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 организовал разведку прав, берега р. Оки, а осенью выступил с осн. силами. Боярская верхушка Рус. гос-ва раскололась на две группы: одна ("сребролюбцев богатых и брюхатых") во главе с окольничим И. В. Ощерой и Г. А. Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, к-рые требовали от великого князя решит, действий. 8 окт. 1480 Ахмат, стремясь обойти р. Оку с 3. (т. к. в Коломне, Серпухове и Тарусе стояли полки Ивана III) и соединиться с Казимиром, подошёл к притоку р. Оки- р. Угре. Его встретила русская рать сына Ивана III Ивана Молодого и брата великого князя Андрея Меньшого. Попытка Ахмата форсировать Угру с ходу была отражена в 4-дневном сражении. Ахмат отступил, по-видимому, к Воротынску, где стал ожидать подхода Казимира. Иван III расположился в Кременце, прикрыв центральные рус. районы от литовцев и монголо-татар, и с целью выиграть время начал переговоры с ханом. 30 сент.- 3 окт. 1480 он сумел договориться со своими мятежными братьями, и 20 окт. полки Бориса и Андрея Большого пришли в Кременец. 26 окт. замёрзла р. Угра. Ахмат, узнав о прибытии войск братьев Ивана III и не получая известий из Литвы, не решился наступать. Казимир же был занят ликвидацией внутр. неурядиц и борьбой с Крымом. Прождав до 11 ноября, монг.-тат. войско, испытывая недостаток в провианте и страдая от начавшейся эпидемии и сильных морозов, повернуло на юг. 6 янв. 1481 Ахмат был убит в столкновении с войском тюменского хана Ибака. В Большой Орде началась междоусобица. "Угорщина" положила конец монг.-тат. игу. Рус. гос-во стало суверенным не только фактически, но и формально.

Лит.: Базилевич К. В., Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в., M., 1952.

В. А. Кучкин.


СТОЯНИЕ ПЛАНЕТЫ, остановка планеты в её видимом движении относительно звёзд; происходит при смене прямого движения планеты на попятное и наоборот.


СТОЯНКА, поселение эпох палеолита, неолита и бронзы. Термин "С." возник в 19 в. для обозначения поселений временного характера, стойбищ, к-рые создавались первобытными людьми во время сезонной охоты, рыбной ловли. Впоследствии этим термином стали обозначать также поселения оседлых охотничье-рыболовч. племён, при раскопках к-рых находят очаги, остатки жилищ и т. п.

СТОЯНОВ Веселии (7.4.1902, Шумен,- 29.6.1969, София), болгарский композитор, пианист, педагог, нар. арт. НРБ (1962), Герой Социалистич. Труда НРБ (1969). Член Болг. коммунистич. партии. Окончил Гос. муз. академию в Софии (1926) и Академию музыки и сценич. иск-ва в Вене (1930). С 1937 преподавал (с 1945 проф.) в Гос. муз. академии (с 1954 - Болг. консерватория; в 1943- 1945 и 1956-62 ректор). Директор Софийской нар. оперы (1953-54). Автор первой болг. комич. оперы "Женское царство" (1935); комедийно-гротесковое начало присуще также опере "Хитрый Пётр" (1952), симф. сюите "Бай Ганьо" (1941) и др. Среди соч.- историч. опера "Саламбо" (1940), 2 симфонии, кантаты, в т. ч. "Баллада о невесте" (поев, борьбе с фашизмом, 1968); концерты с оркестром, струнные квартеты, массовые песни и др. Использовал нац. муз. фольклор. Димитровская пр. (1951).

Лит.. Стръшенов Б., Веселии Стоянов, София, 1962; Стоянова Д., Семейството на музиканта, София, 1975. И. Везнев.


СТОЯНОВ Захарий (1850, по др. данным, 1851, с. Медвен, Сливенский окр.,- 2.9.1889, Париж), болгарский писатель, общественный деятель. Участник нац.-осво