БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121- фамильярно-просторечный. Благодаря этому один и тот же предмет может быть назван и описан в различных стилевых регистрах (ср. "жизнь" - "бытие" - "житьё"), что открывает широкие возможности перед художеств, речью. В каждом из осн. С. возможны более частные, но уже менее чёткие подразделения: в книжном - науч., газетно-публицистич., официально-деловой и др.; в фамильярно-просторечном - собственно разговорно-фамильярный, просторечный, студенч. жаргон и т. д. Каждый С. закреплён традицией за типовой обществ, ситуацией: книжный - за ситуацией офиц. общения, нейтрально-разг.- за ситуацией повседневного служебного, бытового общения, фамильярно-просторечный- за ситуацией интимно-бытового и семейного общения. Все С. и подразделения наз. иногда в сов. лингвистике функциональными С. Нек-рые исследователи рассматривают художеств, речь как один из функщюн. С.-С. художеств, лит-ры в целом.

От собственно стилевых делений языка следует отличать различия эмоционально-экспрессивной окраски языковых средств (нередко также наз. "стилистическими"), к-рые могут быть представлены в пределах одного и того же С. и выражаются в таких оценках, как "высокое, возвышенное", "торжеств.", "нейтральное", "сниженное", а также "грубое", "иронич." и т. п. Исторически "возвышенное" тяготеет к книжному, а "сниженное", "грубое" - к фамильярно-просторечному С.

С. могут быть лишь там, где языковая система предоставляет возможность выбора языковых средств, и поэтому являются категорией исторической; они возникают вместе с понятием нормы. Три осн. С. имеют три различных ист. источника. Книжный С. обычно восходит в значит, части к лит.-письменному языку предшествующей эпохи, нередко иному, чем повседневный язык осн. части населения, напр, в России к старославянскому языку, во Франции, Италии, Испании - к латинскому, в республиках Cp. Азии - к древнеуйгурскому. Нейтрально-разг. С. восходит к общему языку народа; фамильярно-просторечный С. в значит, части - к городскому просторечию.

Нац. особенности происхождения и лит. обработки С. сказываются на разном понимании "нейтралг-ности". Так, во франц. яз. нейтральный С. сдвинут в сторону книжной речи, в рус. яз., по сравнению с французским,- в сторону разг. просторечия, т. к. норма франц. лит.

языка складывалась в эпоху классицизма (17 в.), а рус. лит. языка - в эпоху становления реализма (эпоху Пушкина) при различном отношении к демократич. элементам языка. Ломка стилевых ограничений нередко выступает в истории как признак нового лит.-художеств, и идейного направления.

Трёхчастное деление С. существовало уже в Др. Риме, но отождествлялось там с жанром лит-ры и проводилось лишь в пределах книжно-письм. речи посредством ассоциаций с различными предметами действительности (напр., "воин", "конь", "меч" - для "высокого" С., "земледелец", "вол", "плуг" - для среднего, "ленивый пастух", "овца", "палка" - для "низкого"). Одна и та же действительность, как правило, не могла быть описана в разных стилевых регистрах.

Изучение С. (см. Стилистика) на протяжении античности и средневековья входило в круг риторики и поэтики. В 17-18 вв. оно составило предмет "теории трёх стилей", повсеместно принятой в Европе (ср. учение M. В. Ломоносова в России). В совр. значении термин "С." появляется в европ. языках в 1-й трети 19 в. в связи с общими идеями историзма, к сер. 19 в. термин "С." утвердился (Г. Спенсер, X. Штейнталь). С возникновением семиотики было установлено, что категория С. играет важную роль не только в лит-ре, но везде, где применяется язык, BT. ч. в науке (M. Фуко и др.).

2) Манера говорить или писать, способ языкового поведения человека в той или иной обществ. среде или ситуации (стиль речи). Поскольку С. языка- обобщение особенностей речи типичной социальной ситуации, а С. речи - выбор говорящим или пишущим наличных средств из С. языка, то С. языка и С. речи - одно и то же явление (стиль), только рассматриваемое стилистикой с разных сторон.

3) Вторичный уровень всякой языковой системы, в т. ч. искусственного языка, возникающий при предпочтительном выборе к.-л. из её средств для определённой цели - информативной, оценочной, предписывающей и т. д.- в рамках одного из трёх модусов употребления языка: семантического, синтаксического, прагматического (см. Семиотика).

Лит.: Жирмунский В. M-, Национальный язык н социальные диалекты, Л., 1936; Виноградов В. В., Очерки по истории русского литературного языка XVII - XIX вв., 2 изд., M., 1938; Степанов Ю. С., Французская стилистика, M., 1965; Будагов P. А., Литературные языки и языковые стили, M., 1967; В о мп е р с к и и В. П., Стилистическое учение M. В. Ломоносова н теория трех стилей, M., [197O]; Guiraud P., La stylistique, 6 ed., Р., 1970; F о и с а и 1 t M., Les mots et les choses, P., 1971; Morris Ch., Writings on the general theory of signs, The Hague - P., 1971. См. также лит. при ст. Стилистика. Ю. С. Степанов.


"СТИЛЬ", "Де Стейл" (голл. De Stijl - стиль), авангардистское объединение голл. архитекторов и художников. Оформилось в 1917 в Лейдене на основе одноим. журнала (1917-28); распалось в 1931. Выдвигало теорию неопластицизма - идею отказа от изобразит., обществ, и познават. задач пск-ва и обращения к "чистой", максимально обобщённой форме. В живописи эта теория приводила к т. н. геом. разновидности абстрактного искусства (П. Мондриан, организатор и теоретик "С." - T. ван Дусбюрг,

Б. ван дер Лек и др.), архитектуре - к господству строгой матем. метрики, аскетич. чёткости объёмно-пространств. композиции (а_рхит. проекты ван Дусбюрга, работы Я. ??. П. Ауда, Г. Ритвелда и др.). отчасти - к принципам функционализма.

Лит.: Модернизм, [2 изд.], M., 1973, с. 130 - 38; J a f f e H. L. С., De Stijl. 1917 - 1931. The Dutch contribution to modern art, Amst., 1956.


СТИЛЬБ (от греч. stilbo - сверкаю, сияю), единица яркости в СГС системе единиц. Обозначения: рус. сб., между-нар. sb. C. равен яркости равномерно светящейся плоской поверхности пл. 1 см2 в перпендикулярном к ней направлении при силе света 1 кандела (свеча). Соотношение с единицей СИ: 1 сб = 104 кд/м2. Единица С. практически вышла из употребления.


СТИЛЬБЕН, транс-1,2-д и фенил-этилен, C6H5 - CH = CH - C6H5, углеводород жирноароматического ряда (г4МС-1,2-дифенилэтилен обычно наз. изостильбеном); бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в обычных органич. растворителях, нерастворимые в воде; tпл 124 0C, tкип306-307 0C. Кристаллы С. используют в сцинтилляционных счётчиках, нек-рые его производные - как лекарств, препараты (напр., диэтилстилъбэстрол), отбеливатели оптические, азокрасители.


СТИМУЛ (от лат. stimulus, букв.- остроконечная палка, к-рой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения. В психологии понятие С. характерно прежде всего для тех направлений, где при анализе поведения принимается схема "С.- реакция" (классическая психофизика и особенно бихевиоризм; см. также необихевиоризм). Термин "С." сохраняется также в нек-рых психологич. концепциях, к-рые по существу преодолевают схему "С.-реакция". Так, напр., в вюрцбургской школе в качестве С. рассматривается задача или "сознание цели". Термин "С." при этом имеет скорее уже метафорич. характер. Ещё более далёк от первоначального значения термин "С." в культурно-историч. концепции Л. С. Выготского, где проводится функциональное различие между "С.-объектами", на к-рые направляется действие, и "С.-средствами", с помощью к-рых это действие осуществляется. В качестве последних, по Выготскому, выступают уже знаки.

В социально-психологич. исследованиях иногда различаются мотивы как внутренние и С. как внешние побуждения к деятельности (см. "Человек и его работа". [Сб.], 1967, с. 38-39).

В. И. Максименко.


СТИМУЛЯТОРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (позднелат. stimulator, от лат. stimulo - колю, беспокою, возбуждаю, поощряю), группа фармакологических веществ, повышающих возбудимость и восстанавливающих функции центр, нервной системы, находящейся в состоянии угнетения, улучшающих умственную и физич. работоспособность, настроение и самочувствие. По характеру фармакологич. эффекта различают 3 осн. группы С. н. д. Психостимуляторы активируют психич. деятельность; их применяют для повышения психич. и физич. работоспособности в случае её снижения (напр., кофеин, фенамин). Антидепрессанты устраняют состояние психич. депрессии и поэтому находят применение при лечении нервно-психич. заболеваний, сопровождающихся отрицат. эмоциями, подавленным настроением, отсутствием инициативы (трициклич. соединения - имизин, амитриптилин, азафен, фторацизин; ингибиторы моноаминоксидазы - ипразид, ниаламид, трансамин). Аналептики (оживляющие) повышают возбудимость центров дыхания и кровообращения (коразол, кордиамин, ангидрид угольной кислоты, стрихнин, камфора, бемегрид, цититон); их используют при различных тяжёлых заболеваниях и терминальных состояниях для возбуждения соответств. центров головного мозга, а также рефлекторной деятельности спинного мозга. С. н. д. вызывают положит, эффекты только при ослаблении определённых функций центр,