БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121щие своего слова и "слога", не поддающиеся полной объективации и ускользающие от диктата авторского С.) потребовали для своего "обуздания" невиданно разнообразных словесно-стилистич. конструкций; романное высказывание становится, по определению рус. учёного M. M. Бахтина, точкой приложения диалогически противоречивых стилеобразующих начал. С. поэзии и драматургии испытали решит, влияние многоголосия и многоязычия романной прозы.

Со 2-й пол. и особенно ближе к кон. 19 в. происходит известное "отвердение" индивидуальных С., возникает впечатление их исчерпывающей завершённости, иллюзия полного совпадения жизненного материала и личного угла зрения художника (поздние Л. H. Толстой и А. П. Чехов, в особенности Г. Флобер, И. А. Бунин). В сложной атмосфере кризиса старого реализма и возникновения противостоящих ему течений декадентства и модернизма великие индивидуальные С. вытесняются субъективными манерами (в гегелевском смысле слова), к-рые, будучи лишены самозабвенного интереса и доверия к жизни и озабочены собств. оригинальностью, вместе с тем претендуют на то, чтобы от имени своей группы или школы предложить "безъязыкой" эпохе единственно подходящий надындивидуальный С. Возрождается (в доктринах символизма, а затем футуризма) архаич. идея особого поэтич. языка, к-рый стал бы языком всенародных торжеств и "действ"; однако на деле каждое течение оказывается плодотворным лишь постольку, поскольку ему случается способствовать завязи одного-двух значит, личных С.

Революц. эпоха с её атмосферой стилистич. брожения, переливающегося за грань личных экспериментов, порождает импульс к мобильности, скрещиванию и непрерывной полемике С. Этот процесс ярко демонстрирует сов. лит-ра 20-х гг., когда, напр., стилистич. принцип монтажа фрагментов, как бы мгновенно выхваченных из океана необъятной действительности, используется не только "авангардистами" (Б. Пильняк), но и осваивается большими художниками (очерки M. Горького, "Двенадцать" А. А. Блока), а стремление лит-ры "схватить" ещё экзотические для неё языковые точки зрения сдвинувшихся со своих мест огромных социальных пластов приводит к расцвету такой периферийной повествоват. формы, как сказ.

Реализм 20 в. ассимилирует и подчиняет своей объективной мере продукты стилистич. "взрыва" переломного времени. В сов. лит-ре на новом социальном материале воссоздаётся эпич. повествование классич. типа, включающее в сферу авторского голоса новое бытовое, этнографич., публицистич. разноязычие (M. А. Шолохов). Реалистич. С. в зап. лит-ре избирательно усваивают нек-рые условные принципы модернистских школ (интеллектуалистич. стилизация у T. Манна, "поток сознания"у Э. Хемингуэя и У. Фолкнера, новые формы повествования от первого лица и пр.). Между тем для совр. модернизма характерен не синкретизм, а крайняя поляризация стилистич. тенденций: предельно завершённые конструкции, "снимающие" неисчерпаемость жизни в отвлечённом построении, противостоят принципиально недоконченным, стремящимся пассивно отразить стихийность и хаотич. фрагментарность бытия. Инерция и ответная ломка С. действуют в нынешней разностильной зап. лит-ре с небывалой прежде силой. Резко своеобразные, но мировоззренчески суженные С. болезненно беззащитны перед их вульгаризацией, модой и пародированием. Попытки преодолеть инерцию, страх перед застоем сопутствуют новым С. с момента их возникновения, возбуждая вокруг них атмосферу беспокойной неустойчивости и временности. В обстановке ускоренных жизненных перемен совр. лит-pa стремится найти и стилистически закрепить новые соотношения между индивидуальным и общезначимым в художеств, познании.

Одна из важных черт стилевого развития прозы - постоянное взаимодействие её с "языком улицы" - разговорной речью. В иные эпохи ориентация на устные речевые формы усиливается. Так, в первые пореволюц. годы особенно остро ощущалась необходимость демократизации языка лит-ры. Стремительно обновлялся не только словарный его состав, но и строй фразы, абзаца. К нач. 30-х гг. значит, часть прозы заговорила на языке, резко отличном от того, к-рый строился на длинном, разветвлённом синтаксич. периоде, на неторопливых, обстоят, описаниях, исходивших от автора, уверенного в добросовестном и длит, внимании своего читателя. Повествование велось в энергичном темпе, резко, без опосредствующих звеньев переходя от предмета к предмету, от впечатления к впечатлению. "Короткая фраза", по-разному явившаяся в прозе самых разных писателей 20-х гг., оказала сильное влияние не только на прозу последующих десятилетий, но и на всю систему письменных жанров - на язык газетного очерка, фельетона, науч. статьи. Лингвисты зафиксировали возвращение к этим формам в лит-ре "после известного перерыва, характеризовавшегося в основном господством „спокойной", „гладкой", „правильной" прозы, в 50-60-е годы...". Новые стилевые тенденции оказались связаны с заметным обновлением самой композиционно-повествоват. формы. Привычная форма рассказа "в третьем лице", прочно устоявшаяся в прозе предшествующего периода, отступила назад. Безличного автора сменил живой, участвующий в действии рассказчик; значит, часть "молодой" прозы заговорила от первого лица. Критика видела в этом "стремление к достоверности", желание молодых прозаиков внушить читателю мысль о своём личном участии в происходящем. Характерной чертой одного из заметных стилевых направлений в прозе последующих лет стало расширение прав диалога, в к-ром зазвучали "новые" слова, и в первую очередь - совр. просторечие (В. M. Шукшин). Однако быстро стал заметным разрыв между этими "новыми" голосами, слышными в диалоге, и оставшейся на старых языковых позициях речью собств. авторской. Сближение этих двух потоков - одна из насущных потребностей совр. стилевого развития.

Лит.: Античные теории языка и стиля, М. -Л., 1936; Гегель Г. В. Ф., Манера, стиль и оригинальность, в его кн.: Эстетика, т. 1, M., 1968; Вельфлин Г., Основные понятия истории искусств, пер. с нем., M.- Л., 1930; Кантор A. M., О стилях, M., 1962; Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков, M., 1966; Schapiro M., Style, в сб.: Anthropology today, Chi., 1953, p. 287 - 312; К г о еber A. L., Style and civilizations, N. Y., 1957; J a h n J., Die Problematik der Kunstgeschichtlichen Stilbegriffe, В., 1966; Finch M., Style in art history, Metuchen, 1974; Иванов Вяч., Манера, лицо и стиль, в его сб.: Борозды и межи, M., 1916; С а к у л и н П. H., Теория литературных стилей, M., 1927; Проблемы литературной формы. Сб. ст., Л., 1928; Вер л и M., Общее литературоведение, пер. с нем., M., 1957; Томашевский Б. В., Стилистика и стихосложение..., Л., 1959; Виноградов В. В., Проблема авторства и теория стилей, M., 1961; Тимофеев Л. И., Советская литература. Метод, стиль, поэтика, M., 1964; Чичерин А. В., Идеи и стиль, M., 1965; Теория литературы..., [кн. 3], M., 1965; Лихачёв Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967; Гусев Вл., К соотношению стиля и метода в словесном творчестве, в сб.: Социалистический реализм и проблемы эстетики, в. 1, M., 1967; Соколов A. H., Теория стиля, M., 1968; Поспелов Г. H., Проблемы литературного стиля, M., 1970; Храпченко M. Б., Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы, M., 1970; Аверинц е в С. С., Греческая "литература·" и ближневосточная "словесность", в си.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, M, 1971; Проблемы художественной формы социалистического реализма, т. 1 - 2, M., 1971; Смена литературных стилей..., M., 1974; W а 1 z е 1 О., Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des Dichters, Darmstadt, 1957; S е i dler H., Allgemeine Stilistik, 2 Aufl., Gott., 1963; Staiger E., Die Kunst der Interpretation..., Z., 1955; его же, Stilwandel, Z., 1963; WeI lek R. and Warren А., Theory of literature, 3 e_d., N. Y., 1963; W i 1p e r t G. V о n, Sachworterbuch der Literatur, 3 Aufl., Stuttg., 1961 (обзор истории понятия стиль). Г. А. Недошивин (пластич. иск-ва), A. M. Черных и M. О· Чудакова (лит-pa), A. M. Кантор.

СТИЛЬ языка, 1) разновидность языка (стиль язык а), используемая в к.-л. типичной социальной ситуации - в быту, в семье, в официально-деловой сфере и т. д.- и отличающаяся от др. разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики.

Определение С. зависит от объёма самого понятия "язык", а также от центр, понятия - норма языковая. Если нормой признаётся вообще правильная, неискажённая общенар. речь, то С. определяется как разновидность общенар. языка (тогда С. будет также просторечие). Если же норма понимается более узко - лишь как литературно-правильная речь, то С. определяется как разновидность лит. языка. Соответственно варьируется и классификация С. При первом понимании выделяется центральный - нейтрально-разг. С., по отношению к к-рому остальные С. характеризуются как стилистически "отмеченные", окрашенные; при втором - под нейтральным пластом языка понимается общая часть всех С., с к-рой в различной пропорции соединяются в каждом С. "отмеченные" стилистич. средства.

В совр. развитых нац. языках существуют 3 наиболее крупных С.: нейтрально-разговорный (или, при др. классификации, разговорный), более "высокий" - книжный, более "низкий"