БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121
К ст. Стекло. Стекло России:1. Бутыль с росписью эмалевыми красками. Нач. 18 в. 2. Бутыль "Медведь". Гутное стекло. Кон. 17 - нач. 18 BB Украина З.Кубок Гравировка. 1-я четв. 18 в. Завод в Ямбурге. 4. Штоф. Гравировка. 1727-30-е гг. Завод в Ямбурге Эрмитаж. Ленинград. 5. Рюмки. Хрусталь. Сер. 19 в. Завод M. Ф. Орлова, в. Кухля. Зеленое стекло. 1730. 7. Мастер А. П. Вершинин. Стакан с двойными стенками. Нач. 19 в. Завод Бахметевых. 8. Тарелка. Гранение, гравировка по оригиналу Ф. П. Толстого. 2-я четв. 19 в 9. Ваза из двухслойного стекла (рубинового стекла и бесцветного хрусталя) и золочёной бронзы; алмазная грань. 1-я пол. 19 в. 10. Рюмочка, графин, бокал. Цветное стекло с росписью золотом. 1780. (8 - 10 - Императорский стекольный завод, Петербург; 1-2, 6-7 - Исторический музей, Москва; 3, 8-10 - Русский музей, Ленинград.)

К ст. Стекло. Советское стекло: 1. Б. Л. Смирнов. Прибор для вина. Хрусталь. 1961. 2. E. M. Щапова. Комплект для вина "Нектар". Бесцветное стекло, роспись золотом и люстровыми красками. Нач. 1970-х гг. Завод "Красный май". 3. A. M. Остроумов. Декоративные вазы "Аметист" и "Сатурн". Хрусталь. 1963. 4. В. В. К о р н е е в. Декоративный бокал "Русалка". Хрусталь, гравировка. Гусевской хрустальный завод. 5. E. В. Я н о в с к а я. Прибор для компота. Стекло с воздушными пузырьками. 1960. б. Г. А. Антонова. Ансамбль декоративных ваз. 1968. 7. Б. A. E р ём и н. Ваза для цветов. Техника кракле. 8. В. А. Филатов. Десертный набор "Кружево мая". Хрусталь, алмазная грань, гравировка. 1971. 9. В. И. Мухина. Сидящая девушка. Моделированная скульптура. 1950-е гг. 10. Л. О. Ю р г е н. Декоративная ваза. Техника "путаная нить", гутенская работа мастера Б. A. Epёмина. 11. А. А. А с т в а ц а т у р ь я н. Ваза "Полёт". Цветной и бесцветный хрусталь, широкая грань. 1972. (1, 3, 5, 7, 9-11 - Ленинградский завод художественного стекла.)

К ст. Стенные росписи. 1. "Музыканты". Ок. 470 до в. э. T. н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне - в Национальном музее в Тарквинии 2. "Акробаты с быком". 16 в до н. э Кносский дворец. Ныне - в Археологическом музее в Ираклионе. (Крит). 3. "Летящий Индра" Кон. 5 в. н. э. Пещерный храм № 17. Аджанта (Индия) 4. "Снятие со креста". Кон. 12 в. Крипта собора. Аквилея (Италия). 5. "Музыкантши". 15 в. до н. э. Гробница Нахта. Фивы. б. Джотто. "Возвращение Иоакима к пастухам". 1304 - 06 Капелла дель Арена. Падуя. 7. "Ангелы". 12 в. Дмитриевский собор. Владимир

8. Микеланджело Буонарроти. "Сотворение светил". 1508-12. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан.

9. Мантенья. "Встреча Лудовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага". 1474. ",Камера дельи Спози" в замке

Сан-Джорджо. Милан.

К ст. Стенные росписи. 1. Рафаэль. "Диспута" ("Спор о причастии") 1509-11. Станца делла Сеньятура. Ватикан. 2. Гверчино. "Аврора". 1621. Плафон казино виллы Лудовиэи. Рим. 3. Д ж. Б. T ь е п о л о. "Антоний и Клеопатра". Ок. 1750. Палаццо Лабиа. Венеция. 4. Д. С и к е и р о с. "Освобождение Мексики". 1941-42. Школа "Мексика". Чильян (Чили). 5. Ф. X о д л е р. "Выступление йенских студентов в 1813". 1908-09. Университет. Йена. в. X. Эрни. "Эйнштейн". 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария). 7. Ф. Гойя. "Чудо св. Антония". 1798. Купол церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Мадрид. 8. В. А. Фаворский. "Детский сад". 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва. 9. E. E. Лансере. "Строительство Москвы". 1933-34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала,

Москва.

К ст. Стейвлен T. 1. "Радости лета". 2. "Без копейки". 3. "Хорошее общество (У мусорного ящика)". 4. "Освободительница". 1903. 5. "Выход из тюрьмы". 1915. в. "Рассыльная под дождем". Цветной офорт. 1898. 7. "Улица". Плакат издательства Ш. Верно. Цветная литография. 1896. 8. "Кошки". Цветная литография. (1-5 - литография; 1-3, 8 - 1894.)


К ст. Стокгольм. 1. Дворец Оксеншерна 1650. Архитектор Ж де Ла Балле 2. Королевский дворец. 1697-1760. Архитекторы H. Тессин Младший и др. 3. Северный музей 1887-1907. Архитектор И Г. Класон 4. Ратуша. 1911-23. Архитектор P. Эстберг. 5. "Миллесгорден" (музей скульптора К. Миллеса). 6. Научно-исследовательский комплекс Веннер-Грен-Сентер. 1959-61. Архитекторы С. Линдстрём, А. Бюден. 7. Торговый центр в районе Бреденг. 8. Квартал Грёндаль. 1944-46. Архитекторы С. Бакстрём, Л. Рейниус. 9. Район Веллингбю. 1953-66. Архитектор С. Маркелиус.


К ст. Стокгольм. 1. Стокгольм. Вид центральной части города. На переднем плане - Старый город; на заднем плане - оз. Меларен. 2. Район Шлюссен. 3. Концертный зал на площади Хёторгет. 4. Улица Кунгсгатан. 5. Город-спутник Фарста. 6. Дворец Дротнингхольм близ Стокгольма.

сб.: Слово и образ, M., 1964; M ей е рхольд В. Э., О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, 1891 - 1917, M., 1968. С. M. Александров (лит-ра), T. M. Родина (театр), A. M. Кантор,


СТИЛИЗАЦИЯ в изобразительных искусствах, декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. С.- закономерный метод ритмич. организации целого в декоративном искусстве, где особенно важно подчинение каждого изобразительного элемента общему ансамблю. Наиболее характерна С. для орнамента, в к-ром благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В истории дизайна важную роль сыграла С. объёмной формы (напр., "обтекаемые" формы пром. изделий 1930-40-х гг.). В станковое искусство С. вносит черты декоративности.


СТИЛИСТИКА, раздел языкознания, в к-ром изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах обществ, жизни. Предметом С. является язык в широком смысле слова (включая и речь как форму существования языка), но от др. областей языкознания С. отличает особая точка зрения на этот предмет, к-рая определяется её обращённостью к проблеме "язык и общество", к вопросам социолингвистики. С. исследует способы выражения той дополнит, (стилистич.) информации, которая сопутствует осн. предметному содержанию речи. В связи с этим одним из главных объектов С. признаётся система синонимич. средств и возможностей языка на всех его уровнях. С. изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка. Этими вопросами занимается историческая С., к-рая стремится установить не только изменение того или иного стиля или стилистич. окраски элементов языка, но прежде всего историю самой стилистич. системы, становление, формирование и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия. С. отличает свой принцип группировки языкового материала, к-рый может не совпадать с делением на лексику, фразеологию, морфологию, синтаксис. Разумеется, в С. могут изучаться и описываться стилистич. свойства отд. уровней языка, но при этом исследователь имеет в виду стилистич. систему языка в целом. С. совр. лит. языка занимается не столько определением стилистич. свойств языкового материала, поскольку они воспринимаются носителями лит. языка непосредственно, интуитивно, без спец. анализа текстов или высказываний, сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала. При стилистическом изучении предшествующих этапов развития языка исследование идёт от анализа текстов, их состава и строения - к определению стилистич. свойств языковых явлений. При этом возрастает роль статистич. приёмов изучения текстов.

Особый раздел С. составляет С.х удожественной лит-ры (художеств, речи). Её специфика определяется своеобразием самого объекта. Поскольку язык лит-ры, став явлением иск-ва, не перестаёт быть языком в обычном смысле этого слова, а художеств, функции фактов языка в лит-ре определяются, в частности, их стилистич. свойствами, то естественно, что С. художеств, речи остаётся в пределах С. языка как лингвистич. дисциплины, использует те же понятия и категории, однако не ограничивается ими при выявлении эстетич. функции языка в лит-ре. С. художеств, лит-ры выясняет способы художеств, применения языка, совмещения в нём эстетич. и коммуникативной функций, и как язык становится в лит-ре произведением иск-ва. Выявляются особенности художеств, текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистич. пластов языка в художеств, речи, принципы отбора языковых средств, их трансформации в художеств, лит-ре, способы актуализации таких сторон языка, к-рые в практич. речи не существенны, и т. д. Одной из задач ист. С. в этом плане является анализ отношения языка художеств, лит-ры к общелит. и народно-разг. языку на разных этапах развития языка и лит-ры. Это даёт возможность наметить связи между историей лит. языка и историей лит-ры, дополнить собственно языковыми характеристиками такие понятия, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В то же время С. художеств, речи стремится выявить эстетич. фу