БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121удожеств, объединение "Фотосецессион" (1902), редактировал журнал "Camera work" (1902-17) и др. издания, устраивал регулярные выставки, где наряду с фотографиями экспонировались произв. совр. живописи и скульптуры. Для творчества С. наиболее характерны гор. пейзаж и портрет, в к-рых приверженность к репортажному методу сочетается с любовью к тонким эффектам освещения. Илл. см. в ст. Фотоискусство.

Лит.: Norman D., Alfred Stieglitz, an American seer, N. Y., 1973.

СТИГМА (греч. stigma - укол, клеймо, пятно), в Др. Греции метка или клеймо на теле раба или преступника.

СТИГМАРИИ (ботан.), подземные корнеподобные части стволов древовидных плауновидных, существовавших в позднем палеозое. Состояли из толстых дихотомирующих осей (ризофоров, или корненосцев) со спирально сидящими аппендиксами (корнями), оставлявшими рубцы после отпадения. Слои с большим количеством С. нередко образовывались в областях распространения прибрежно-морских зарослей мангрового типа. Присутствие С. в геологич. отложениях служит показателем безморозного климата.

СТИГМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, такое изображение оптическое, каждая точка к-рого соответствует одной точке изображаемого оптич. системой объекта. Строго говоря, подобное соответствие возможно лишь в идеальных оптич. системах при условии, что отсутствуют или устранены все аберрации (см. Аберрации оптических систем) и допустимо пренебречь волновыми свойствами света, в частности дифракцией света. Для реальных оптич. систем понятие С. и. служит полезным и широко используемым приближением (всякая реальная система изображает точку не точкой, а "пятном" или пространств, фигурой хотя и малых, но конечных размеров - см., напр., Разрешающая способность оптических приборов). В случае параксиального пучка лучей осн. аберрацией, нарушающей приближённую "стигматичность" изображения, является лет шмат изм.


СТИГМЫ, 1) дыхальца, дыхательные отверстия, к-рыми открываются на поверхности тела органы дыхания (трахеи и лёгкие) у ряда членистоногих (паукообразные, первичнотрахейные, многоножки и насекомые). У паукообразных обычно 2 пары С., у сольпуг - 3 пары, у большинства клещей - 1 пара. У первичнотрахейных С. в большом количестве разбросаны по всему телу. У многоножек парные С. расположены, как правило, на брюшной стороне всех или только части туловищных сегментов, у насекомых от 1 до 10 пар С.- на грудных и брюшных сегментах. С. насекомых снабжены замыкательным аппаратом и могут закрываться и открываться, регулируя обмен газов. 2) Многочисленные жаберные отверстия в глотке хордовых животных - асцидий. 3) Глазок, или глазное пятно, состоящее из скопления зёрен каротиноидного пигмента и фоторецептора у окрашенных одноклеточных организмов класса жгутиковых', выполняет светочувствит. функцию.

СТИКИН (Stikine), река в Сев. Америке, на С.-З. Канады. Дл. 540 км, пл. бассейна 51,2 тыс. км2. Берёт начало в Скалистых горах (горы Стикин), впадает в Тихий ок. Питание снего-дождевое и ледниковое. Половодье с мая по август. Cp. годовой расход воды 1,1 тыс. м3/сек. Судоходна на 200 км от устья.

СТИЛ (Steele) Ричард (12.3.1672, Дублин,-1.9.1729, Кармартен), английский писатель, журналист. Учился в Оксфордском ун-те. В комедиях "Похороны" (1701), "Лжец-любовник" (1703), "Нежный муж" (1705), "Искренние любовники" (1722) выступал против безнравственности англ, комедии эпохи Реставрации, нередко впадая в сентиментальность и риторику. Вместе с Дж. Аддисоном издавал сатирич. журналы "Татлер" ("Таtler"; 1709-11), "Спектейтор" ("Spectator"; 1711-14) и "Гардиан" ("Guardian"; 1713), подготовившие англ, реалистич. роман 18 в. и бурж. драму. В жанре эссе рисовал быт и нравы совр. Англии.

Соч.: The correspondence, Oxf., 1968; The plays, Oxf., 1971.

Лит.: Елистратова А. А-, Английский роман эпохи Просвещения, M., 1966, с. 31 - 44; С о nn e 1 у W., Sir Richard Steele, Port Washington (N. Y.), [1967]; Har e M. E., Richard Steele and the sentimental comedy, N. Y., 1970.

СТИЛЕТ (итал. stiletto), вид кинжала. Развился из металлич. стиля для письма (отсюда назв.). С. отличался очень тонким и острым клинком. Широкое распространение получил в 15-17 вв. в Италии и др. странах. На вооружении войск не состоял.

СТИЛИЗАЦИЯ (франц. stylisation, от style - стиль) в литературе и искусстве, целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определённой эстетич. и идеологич. позиции в новом художеств, контексте. Применительно к С. в лит-ре сов. исследователь M. M. Бахтин писал, что "...стилизатору важна совокупность приёмов чужой речи именно как выражение особой точки зрения" ("Проблемы поэтики Достоевского", 3 изд., 1972, с. 324). Содержательность С. зависит от функции, в к-рой чужой стиль используется в произведении. С. может служить одним из средств для изображения атмосферы и психологии к.-л. эпохи прошлого (историч. роман), воспроизведения "местного колорита" или выражения нар. сознания (фольклорная С. у романтиков, в сказках А. С. Пушкина) и т. д. Объектом С. оказываются обычно стилевые системы, удалённые во времени и в пространстве, притом не столько индивидуальные стили, сколько обобщённо воспринимаемые стили целых эпох и нац. культур. Нужно отличать С. от подражания, традиционализма, восприятия наследия как всеобщей нормы, к-рые возникают в те периоды развития иск-ва, когда оно испытывает потребность в авторитетной системе ранее выработанных эстетич. и идеологич. оценок (напр., классицизм). Широкое распространение С. совпадает с возникновением историзма (в предромантич. и романтич. эстетике). В кризисные эпохи С. бывает связана с бегством от современности или от собств. сложности (напр., обращение к "наивным" внеэстетич. формам восприятия мира - примитивизм). Лит. С. родственна таким явлениям, какскоз (имитация речевой манеры персонажа) и пародия (иронич. переосмысление чужого стиля).

С. как намеренное использование в новых целях стилистич. особенностей иск-ва к.-л. историч. эпохи или нар. творчества возникает в пластических иск-вах, музыке, театре, кино вместе со стремлением освоить и поставить себе на службу элементы б. или м. отдалённых культур. С. часто была способом ухода в вымышленный, идеализированный мир прошлого или признаком неудовлетворённости обычным, общепринятым, недовольства традиционными идеологич. и художеств, нормами. С. бывает связана со свободным истолкованием содержания и стиля иск-ва, послужившего прототипом: таковы, напр., С. др.-рус. архитектуры в предреволюц. постройках А. В. Щусева и В. А. Покровского, С. изысканного иск-ва 17 -18 вв. в живописи и графике A. H. Бенуа, К. А. Сомова, С. Ю. Cyдейкина, в балете "Павильон Армиды" H. H. Черепнина либо, напротив, обращение к "грубому", "варварскому" началу, к фольклорной стихии в картинах M. Ф. Ларионова, "Скифской сюите" С. С. Прокофьева, балете "Петрушка" И. Ф. Стравинского. Иногда обращение к 'прошлому оказывается органичным обновлением образной системы ("Классическая симфония" С. С. Прокофьева, "Одиссей и Навзикая" В. А. Серова); во многих случаях С. является важным приёмом книжной графики, театрально-декорационного иск-ва, мультипликац. кино и т. д., помогающим воссоздать атмосферу др. стран и эпох, фольклора разных народов. Декоративно-прикладное иск-во часто обращается к С. старинных или экзотич. образцов мебели, фарфора.

Особую роль сыграла С. в театр, режиссуре нач. 20 в.: она часто использовалась здесь как средство преодолеть бесстильность и обыденность бурж. театра, приобщиться к яркому стилевому единству и органич. "театральности" нар. и старинного театра (балаган и комедия дель арте с их импровизационностью, староиспанский и шекспировский театр и др.). Это приводило, однако, к эстетизации приёма, к созданию статичных масок и утрате жизненной основы стилизуемых театр, систем и побудило режиссёров (В. Э. Мейерхольд в России, Ж. Копо, Ш. Дюллен во Франции) к преодолению прямой С. и к поискам путей жизненно полнокровного творческого освоения наследия.

Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л., 1927; Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса, "Учёные записки ЛГПИ им. Герцена", 1958, т. 127; T р о и ц к и и В. Ю., Стилизация, в художественной промышленности Северной Норвегии Торнхейм.


К ст. Стекло. 1. Ваза. Непрозрачное стекло. 16-14 вв. до R. э. Древний Египет. Британский музей. Лондон. 2. Чаша. Сине-фиолетовое стекло. 11-12 вв. Византия. Сокровищница собора Сан-Марко. Венеция. 3. Амфора. Голубое стекло с наплавленным белым декором. 1 в. Древний Рим. Музей искусства. Толидо (шт. Огайо, США). 4. Флакон. Филигрань. Сер. 16 в. Венеция. Эрмитаж. Ленинград. 5. Ваза для фруктов и салата. Хрусталь, алмазное гранение. Кон. 18 в. Англия или Ирландия Музей Виктории и Альберта. Лондон. 6. Ремер. Гравировка. 1621. Голландия. Государственный музей (Рейксмюсеум). Амстердам. 7. Ваза. Авторы проекта А. Кюне и Йозеф фон Сторк, гравировка К П и ч. 1875. Богемия. Собрание И и Л. Л обмер. Вена. 8. К. Д о р ш Бокал с крышкой. Бесцветное стекло, гравировка. 1712. Нюрнберг. Музей Кестнера. Ганновер. 9. Ф. 3 е м е к. Ваза. Гутное стекло. 1958. ЧССР. 10. Л К. T и фф а н и. Ваза. 1895. США. Музей