БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121и др. газ.

Одновременно с осветлением идёт гомогенизация - усреднение стекломассы по составу. Неоднородность стекломассы обычно образуется в результате плохого перемешивания компонентов шихты, высокой вязкости расплава, замедленности диффузионных процессов. Гомогенизации способствуют выделяющиеся из стекломассы газовые пузыри, к-рые перемешивают неоднородные микроучастки и облегчают взаимную диффузию, выравнивая концентрацию расплава. Наиболее интенсивно гомогенизация осуществляется при механич. перемешивании (наибольшее распространение эта операция получила в произ-ве оптич. С.).

Последняя стадия стекловарения - охлаждение стекломассы ("студка") до вязкости, необходимой для формования, что соответствует темп-ре 700- 1000 0C. Гл. требование при "студке" - непрерывное медленное снижение темп-ры без изменения состава и давления газовой среды; при нарушении установившегося равновесия газов образуется т. н. вторичная мошка (мелкие пузыри).

Процесс получения нек-рых С. отличается специфическими особенностями. Напр., плавка оптического кварцевого С. в электрических стекловаренных печах ведётся сначала в вакууме, а в конце плавки - в атмосфере инертных газов под давлением. Произ-во каждого типа С. определяется технологической нормалью.

Формование изделий из стекломассы осуществляется механич. способом (прокаткой, прессованием, прессовыдуванием, выдуванием и т. д.) на стеклоформующих машинах. После формования изделия подвергают термич. обработке (отжигу).

В результате отжига (выдержки изделий при темп-ре, близкой к темп-ре размягчения С.) и последующего медленного охлаждения происходит релаксация напряжений, появляющихся в С. при быстром охлаждении. В результате т. н. закалки в С. возникают остаточные напряжения, обеспечивающие его повышенную механич. прочность, термостойкость и специфический (безопасный) характер разрушения в сравнении с обычным С. (закалённые С. применяют для остекления автомобилей, вагонов и т. п. целей).

Историческая справка. В природе существует природное С.- перлит, обсидиан (см. Вулканическое стекло).

Появление искусств. С. обычно связывают с развитием гончарства. При обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, в результате чего на поверхности изделия образовалась стекловидная плёнка-глазурь. Произ-во С. началось в 4-м тыс. до н. э. (Др. Египет, Передняя Азия).

Первоначально получались непрозрачные С., с помощью к-рых имитировали поделочные камни (малахит, бирюзу и т. д.). Постепенно состав С. менялся, количество окислов щелочных металлов с 30% (по массе) уменьшилось до 20%; в С. вводились окислы свинца и олова; для окрашивания стали добавлять соединения марганца и кобальта. Во 2-м тыс. до н. э. в Египте С. варили в глиняных горшочках - тиглях ёмкостью ок. 0,25 л.

Коренные изменения в технологии стеклоделия произошли на рубеже нашей эры, когда были решены две важнейшие проблемы стеклоделия - изготовление прозрачного бесцветного С. и формование изделий выдуванием. Получение прозрачного С. стало возможным в результате усовершенствования стекловаренных печей, что позволило повысить темп-ру варки и надёжно воспроизводить условия хорошего осветления стекломассы. Стеклодувная трубка, изобретённая в 1 в. до н. э., оказалась универсальным инструментом, с помощью к-рого стало возможным создавать простые, доступные всем предметы обихода, напр, посуду. Первым науч. трудом по стеклоделию считают вышедшую во Флоренции в 1612 книгу монаха Антонио Нери, в к-рой были даны указания об использовании окислов свинца, бора и мышьяка для осветления С., приведены составы цветных С. Во 2-й пол. 17 в. нем. алхимик И. Кункель опубликовал соч. "Экспериментальное искусство стеклоделия", он же изобрёл способ получения золотого рубина. В 1615 в Англии стали применять для нагрева стеклоплавильных печей уголь, что повысило температуру в печи. С начала 17 в. во Франции был предложен способ отливки зеркальных С. на медных плитах, с последующей прокаткой; в то же время был открыт метод травления С. смесью плавикового шпата и серной к-ты, освоено произ-во оконного и оптич. С. Существ, роль в создании основ стеклоделия сыграли рус. учёные: M. В. Ломоносов, Э. Г. Лаксман, С. П. Петухов, А. К. Чугунов, Д. И. Менделеев, В. E. Тищенко.

До кон. 19 в. в стеклоделии преобладал ручной труд, и только со 2-й пол. 20 в. произ-во всех видов массового С. (оконное, тарное и др.) было механизировано и автоматизировано, а ручные методы сохранились лишь при изготовлении художеств. С. и нек-рых сортовых изделий (см. также Стекольная промышленность). H. M. Павлушкин.

Художественное С. включает в себя витражи, смальтовые мозаики, сосуды художественные, архит. детали, декоративные композиции, скульптуру (обычно малых форм), светильники, искусств, драгоценности (бижутерия). В древнем мире произ-во С. было особенно развито в Египте (эпоха Птолемеев, 4 - 1 вв. до н. э.), Сирии, Финикии, Китае.

Стеклянный светильник для мечети, покрытый эмалью и золочением (Сирия). Ок. 1309-10. Виктории и Альберта музей. Лондон.

Как правило, в иск-ве древнего мира изделия из С. (небольшие вазочки, чаши, блюдца, бусы, серьги, амулеты, печати) изготовлялись посредством прессования в открытых глиняных формах или путём навивания стекломассы на палочку; такое С. обычно было непрозрачным, а по цвету - зелёным, голубым, бирюзовым. Изобретение способа свободного выдувания С. с помощью трубки, а также повышение темп-ры его варки дали эллинистическим и др.-рим. мастерам возможность получать тонкостенные (иногда двухслойные) более прозрачные и однородные по массе изделия относительно крупных размеров.

С 6 в. центры художеств, стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и смальт. В ср.-век. Зап. Европе эпохи готики важнейшей областью иск-ва, стимулировавшей развитие вкуса к художеств. С., было изготовление витражей. Среди ср.-век. стран мусульм. Востока в 12-14 вв. произ-вом стеклянных изделий с эмалевыми росписями славилась Сирия.

В 15-16 вв. ведущее значение в декоративно-прикладном иск-ве Европы приобрело венецианское стекло. С изобретением в 17 в. более твёрдого кальциевого С. и развитием техники гравировки центр художеств. стеклоделия переместился в Чехию (см. Чешское стекло). С 1770-х гг. (первоначально в Англии) стало широко применяться С., полученное на основе окиси свинца (хрусталь или флинт-гласе), гл. способом обработки к-рого явилось т. н. алмазное гранение, выявляющее способность хрусталя преломлять или отражать свет. Начиная с 18 в. интенсивно развивается а. произ-во искусственных драгоценных камней. На рубеже 19-20 вв. к художеств. С. обращаются специалисты по декоративно-прикладному иск-ву (Э. Галле, О. Даум, Э. Руссо во Франции, Й. Хофман в Австрии, Л. К. Тиффани в США); в их изделиях, нередко отличающихся стремлением к ассоциативному сопоставлению художественных и природных, преим. растительных форм, преобладали черты стиля "модерн". Для совр. художеств. С. характерно необычайное разнообразие техник и стилевых тенденций; увлечение изысканными, подчёркнуто фантастич. конфигурациями и усложнённо-орнаментальной обработкой поверхностей сосуществует с тяготением к аскетически-строгим решениям, выделяющим в качестве важнейших элементов образа простоту форм и прозрачность неукрашенного С.

В Др. Руси стеклоделие получило, значит, развитие уже в домонгольский период (выделка украшений, сосудов, смальты для мозаик). Прерванное татаромонг. нашествием, произ-во художеств. С. возродилось в 17 в., когда в 1635 был основан первый в России стекольный завод. Огромный вклад в произ-во цветного С. (гл. обр. для мозаик, бижутерии и архит. облицовки) внёс M. В. Ломоносов, создавший в 1753 Усть-Рудицкую ф-ку. Важнейшую роль в развитии рус. стеклоделия сыграл Имп. хрустальный и стекольный з-д в Петербурге (заложенный Петром I в нач. 18 в. под Москвой и к сер. 18 в. вместе с Ямбургскими з-дами переведённый в Петербург). В 18 в. были основаны также Гусевской хрустальный завод и Дятьковский хрустальный завод. Для рус. иск-ва 18 в. было характерно гутное С., изготовлявшееся путём свободного выдувания и лепки на небольших купеч. заводах (изделия из такого С., часто тёмные по тону, расписывались эмалевыми красками), и прозрачное светлое С., декорируемое в основном с помощью гравировки и выпускавшееся Имп. заводом и наиболее крупными частными предприятиями; на этих же заводах с сер. 18 в. производилось много изделий из молочного С. По проектам крупнейших зодчих (A. H. Воронихина, Ч. Камерона, M. Ф. Казакова, H. А. Львова, К. И. Росси, T. де Томона) на Имп. заводе выполнялись (в стиле классицизма) детали осветит, арматуры, мебели и архит. декора. С кон. 18 в. здесь же были освоены варка свинцового хрусталя и алмазное гранение, для к-рого в нач. 19 в. типичен особый рисунок, подражающий бриллиантовой огранке (-"русский камень"). К сер. 19 в. в русском художеств. С. возникает увлечение гигантскими размерами изделий (сборные хрустальные канделябры, вазы, детали архит. декора); в кон. 19 в. развивается имитационное направление (подражание камню, фарфору, дереву и мет