БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 ч. 2/5 в пром-сти (172 тыс. чел. в 1973).


Городское управление. С.- город республиканского подчинения, адм. центр Софийского округа. Орган гос. власти в С.- городской Нар. совет, избираемый на 2,5 года гражданами, достигшими 18 лет. Городской Нар. совет избирает свой Исполком, действующий в период между сессиями Совета. В р-нах С. избираются на 2,5 года районные Нар. советы.


Историческая справка. С. под назв. Сердика (Serdica) возникла в 1 в. н. э. после завоевания римлянами области фракийцев-сердов; была важным адм. и торг, пунктом балканских владений Рим. (затем Визант.) империи. В 441- 447 разрушена гуннами. Восстановлена при Юстиниане (император в 527-565). В 809 вошла в состав Первого болг. царства (681 -1018) под назв. Средец. В 1018-1194 под властью Византии. В 1078 произошло восстание жителей города против визант. власти. С кон. 14 в. стала наз. С. (по церкви св. Софии, построенной в 5-6 вв.). В 1382 захвачена турками. В С. находилась резиденция румелийского бейлербея. В 16-18 вв. С.- крупнейший после Константинополя торг.-ремесл. и культурный центр Балканского п-ова. С кон. 18 - нач. 19 вв.- один из гл. центров нац.-освободит, движения болг. народа. 23 дек. 1877 (4 янв. 1878), в ходе русско-турецкой войны 1877-78, С. освобождена от тур. ига рус. армией. С 1879- столица Болгарии. В 1905-07 под влиянием революции в России в С. происходили крупные выступления болг. рабочих и студентов. В февр. 1915 здесь состоялся общебалканский антивоен. митинг, организованный Болг. рабочей с.-д. партией (тесных социалистов). 25-27 мая 1919 в С. проходил 1-й съезд компартии Болгарии. В годы 2-й мировой войны 1939-45 С.- центр антифаш. вооруж. борьбы болг. народа. Трудящиеся С. сыграли важную роль в Сентябрьском народном вооружённом восстании 1944. 9 сент. 1944 в С. было сформировано первое нар.-демократич. пр-во Отечеств, фронта, а 15 сент, 1946 Болгария была провозглашена Народной Республикой.


Экономика. С.- гл. индустр. центр страны, выпускающий ок. 15% общеболг. пром. продукции. Софийский пром. центр-гл. часть крупного Софийско-Перникского индустр. р-на, на к-рый приходится ок. 25% всей пром. продукции Болгарии. В С. преобладают отрасли тяжёлой промышленности (ок. 2/з пром. продукции С.): металлургия (Кремиковский комбинат чёрной металлургии и комбинат по прокату цветных металлов), на долю к-рой приходится 1/5 промышленной продукции, машиностроение (св. 1/4продукции), наиболее важные отрасли - приборостроение, произ-во электронно-вычислит. техники, подъёмно-транспортного оборудования, станкостроение, хим. (вместе с резиновой; 1/10 продукции), текст, и пищевкусовая пром-сть. В С.- осн. часть производства полиграфич. продукции страны. До С. доведён газопровод из Сов. Союза. Пром. предприятия размещаются б. ч. в сев. и вост. р-нах столицы и примыкают к гл. трансп. зоне С. В центр, части города преобладают торг., адм. и культурные учреждения. Значит, площадь занимают парки, сады, бульвары. С.- крупнейший узел жел. и шосс. магистралей, а также авиалиний. От С. ведётся строительство (1976) автострад "Хемус" (София - Варна) и "Тракия" (София - Бургас). Через С. следуют междунар. ж.-д. и автомоб. магистрали Будапешт - Белград - София - Стамбул. В С. проектируется стр-во метрополитена. Окрестности С.- Витоша, Искырское ущелье, водохранилища Искыр и Панчарево, а также др. - являются местами отдыха горожан и районами туризма.

Архитектура. После упорядочения градостроит. структуры в 1888-93 в центр, части С. преобладает радиально-кольце-вая, на периферии - прямоугольная планировка. Сохранились остатки др.-рим. сооружений. Важнейший памятник ср.-век. зодчества - церковь св. Софии (5-6 вв.). В 19 - нач. 20 вв. наряду с многочисл. эклектич. зданиями были возведены постройки, свидетельствующие о стремлении развивать нац. архит. традиции (Минеральные бани, 1907-10, арх. П. Момчилов), монументы в память освобождения Болгарии от тур. ига. Особенно интенсивно С. развивается после 1944 (в 1961 принят ген. план реконструкции и дальнейшего развития С., рассчитанный на 20 лет). Среди современных сооружений: ансамбль центр, площадей с Мавзолеем Г. Димитрова (1949, арх. Г. Овчаров, P. Рибаров), спортивный комплекс "Универсиада" (1961, арх. А. Баров). Монумент в честь Сов. Армии (бронза, камень, 1954, арх. Д. Митов, Л. Нейков, скульпторы И. Фунев и др.; илл. см. т. 3, стр. 483).

Илл. см. на вклейке, табл. XXI, XXII (стр. 128-129), а также т. 3, вклейка к стр. 497 и табл. XXVIII (стр. 512- 513).

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В С. находятся Софийский университет им. Климента Охридского, высшие ин-ты: электротехнич., экономия., химико-технологич., горно-геологич., с.-х., физкультуры, изобразит, иск-ва, театрального иск-ва, Болг. гос. консерватория и др. Научные учреждения: Болг. АН, 117 н.-и. ин-тов, 10 центров по науке и подготовке кадров. Крупнейшие библиотеки: б-ка АН, Народная б-ка им. Кирилла и Мефодия, б-ка Софийского университета. Крупнейшие музеи: Нац. художеств, галерея (болг., зап.-европ. и рус. иск-во), Нар. археологич. музей, Музей революц. движения в Болгарии, Этнографический музей, Музей болгаро-советской дружбы, Музей истории С., Центр, музей Г. Димитрова, дома-музеи Д. Благоева, И. Вазова, В. Коларова, А. Стамболийского, H. Вапцарова и др. Имеются театры: Софийская нар. опера, Народный им. И. Вазова, Муз. им. С. Македонского, "Слеза и смех", Нар. армии, Сатирический, Народный, Центр, театр кукол; филармония.

Лит.: П е е в П., Мулешков С., Марин о в X., София, София, 1965; София. [Альбом. Сост. С. Кожухаров], София, 1969; T а ш е в П., София. Архитектурно-градо-устройственно развитие, София, 1972.

СОФОКЛ (Sophokles) (ок. 496-406 до н. э.), древнегреческий драматург. Род. в предместье Афин - Колоне. Избирался на важные гос. должности, был близок к кругу Перикла. По антич. свидетельствам, написал св. 120 драм; первую победу на состязаниях трагич. поэтов одержал в 468. Целиком дошли до нас трагедии "Аякс" (до 442), "Антигона" (ок. 441), "Царь Эдип" (ок. 425), "Филоктет" (409), "Трахинянки" и "Электра" (даты обеих неизвестны), "Эдип в Колоне" (поставлена в 401). От прочих произведений сохранилось много фрагментов.

Мировоззрение С. отражает сложность и противоречивость афинской демократии периода её высшего расцвета. С одной стороны, демократич. идеология, выросшая на основе "...совместной частной собственности активных граждан государства..." (M арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 21), видела свой оплот во всевластии божеств, промысла, в незыблемости традиц. установлений; с другой стороны - в условиях наиболее свободного для того времени развития личности всё настойчивее становилась тенденция к её высвобождению из полисных связей. Испытания, выпадающие на долю человека, не могли найти удовлетворительного объяснения в божеств, воле, и С., озабоченный сохранением полисного единства, не пытался обосновать божеств, управление миром к.-л. этич. соображениями. В то же время его привлекал активный, отвечающий за свои решения человек. В "Аяксе" герой осознаёт несовместимость содеянного им с нравств. кодексом доблестного вождя и в добровольной смерти находит освобождение от позора и бесчестья. В "Царе Эдипе" непреклонное расследование героем тайны своего рождения и прошлого возлагает на него объективную ответственность за невольные преступления, хотя и не даёт основания толковать трагедию в категориях субъективной вины и божеств, возмездия. Цельным, неколебимым в своём решении человеком предстаёт Антигона с её героич. защитой "неписаных" законов от произвола отд. личности, прикрывающейся авторитетом гос-ва. Герои С. свободны от всего второстепенного и слишком личного, в них сильно идеальное начало. Введение третьего актёра позволило С. усилить напряжение в развитии действия, обогатить изображение вовлечённых в него лиц. Несмотря на увеличившийся состав хора (15 человек), объём и значение хоровых партий в трагедиях С. существенно сократились по сравнению с произв. Эсхила.

Сюжеты и образы С. использовались как в последующей антич. (Акций, Сенека), так и в новой европ. лит-ре от эпохи классицизма (Ж. Ротру, П. Корнель) вплоть до 20 в. (Ж. Жироду, Ж. Ануй, Б. Брехт и др.). Глубокий интерес к творчеству С. проявлялся в исследованиях и высказываниях по теории трагедии (Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, бр. Шлегель, Ф. Шиллер, В. Г. Белинский). С сер. 19 в. трагедии С. ставятся в театрах всего мира.

Соч.: Sophocle, Tragedies, t. 1 - 3, Р., 1955-60; в рус. пер.- Драмы. Пер. Ф. Зелинского, т. 1 - 3, M., 1914-15; Трагедии. Пер. С. Шервинского, M., 1958.

Лит.: Радциг С. И., К вопросу о мировоззрении Софокла, "Вестник древней истории", 1957, № 4; L е s k у A., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl-Gott., 1972, S. 169-274. В. Н.Ярхо.

СОФОКУСНЫЕ КРИВЫЕ, конфокальные кривые [от лат. con (cum) - с, вместе и фокус], линии второго порядка, имеющие общие фокусы. Если F и F' - две данные точки плоскости, то через каждую точку плоскости проходит один эллипс и одна гипербола, имеющие F и F' своими фокусами (рис. 1).

Каждый эллипс ортогонален любой софокусной с ним гиперболе, т.