БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121ительность форм сочетаются с идеальной обобщённостью образа. В период эллинизма (см. Эллинистическая культура) гражданств. пафос и архитектонич. ясность классич. С. сменяются драматич. патетикой, бурными контрастами света и тени; образ обретает заметно большую степень индивидуализации. Реализм др.-рим. С. особенно полно раскрылся в иск-ве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествоват. сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на пл. Капитолия в Риме; илл. см. т. 1, стр. 73, т. 19, табл. VI, стр. 32-33).

Христианская религия как осн. форма миросозерцания во многом определила характер европ. С. ср. веков. Как необходимое звено С. входит в архит. ткань романских соборов, подчиняясь суровой торжественности их тектонич. строя (см. Романский стиль). В иск-ве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастич. существ, а порой и реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, С. играет особенно заметную роль. Она как бы "очеловечивает" архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. В Др. Руси высокого уровня достигло иск-во рельефа (киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских храмов). В ср. века С. получила широкое развитие в странах Ср. и Д. Востока; особенно велико мировое художеств. значение С. Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки.

В 13-16 вв. зап.-европ. С., постепенно освобождаясь от религ.-мистич. содержания, переходит к более непосредств. изображению жизни. Раньше, чем в С. других стран, во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. новые, реалистич. тенденции проявились в С. Италии (Никколо Пизано и др. скульпторы Проторенессанса). В 15 -16 вв. итал. С., опираясь на антич. традицию, всё больше тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (см. Возрождение). Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донателло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др.). Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. е. относительно независимых от архитектуры) статуй, в решении проблем памятника в гор. ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронз. литья, чеканки, используется в С. техника майолики. Одной из вершин иск-ва Возрождения явились скульпт. произведения Микеланджело, полные титанич. мощи и напряжённого драматизма. Преимуществ. интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторов Возрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и Т. Рименшнейдер (Германия).

В С. барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжеств. пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции: С. буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков. В эпоху барокко создаются также многочисл. парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители С. барокко - Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.).

Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии зап.-европ. С. 2-й пол. 18-1-й трети 19 вв., в к-рой наряду с историч., мифологич. и аллегорич. темами большое значение приобрели портретные задачи (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, А. Какова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании).

В рус. С. с нач. 18 в. совершается переход от ср.-век. религ. форм к светским; развиваясь в русле общеевроп. стилей -барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражд. идеалов с осознанием новооткрытой пластич. красоты реального мира. Величественным символом определившихся в петровскую эпоху новых историч. устремлений России стал пам. Петру I в Петербурге работы Э. М. Фальконе (илл. см. т. 14, табл. XXII, стр. 320-321). Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной С., деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в 1-й пол. 18 в. (Б. К. Растрелли и др.). Во 2-й пол. 18-1-й пол. 19 вв. складываетсяакадемич. школа рус. С., к-рую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотич. пафос, величавость и классич. ясность образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова. Тесная связь с архитектурой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщённость образного строя типичны для С. классицизма. В 1830-40-е гг. в рус. С. всё больше проступает стремление к историч. конкретности образа (Б. И. Орловский), к жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

Во 2-й пол. 19 в. в рус. и зап.-европ. С. находит отражение общий процесс демократизации иск-ва. Классицизму, к-рый теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистич. движение (см. Реализм) с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам обществ. морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.). Реалистич. рус. С. 2-й пол. 19 в. развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над историч. судьбами родины отличает и скульпт. творчество М. М. Антокольского. В С. утверждаются сюжеты, взятые из совр. жизни, крест. тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере).

В реалистич. иск-ве 2-й пол. 19 в. уход многих мастеров от прогрессивных общественных идей стал одной из причин упадка монументально-декоративной С. Другими его причинами были исторически неизбежная в условиях развитого капитализма утрата С. возможности выражать общезначимые идеалы, нарушение стилистич. связей С. с архитектурой, распространение натуралистич. течений. Попытки преодоления кризиса типичны для С. кон. 19 - нач. 20 вв. В поисках устойчивых духовных и эсте-тич. жизненных ценностей она развивалась разнообразными путями (импрессионизм, неоклассицизм, экспрессионизм и т. д.).

Мощное воздействие на все нац. школы оказывает глубоко проникающее в жизнь и в законы реалистич. пластики творчество О. Родена, А. Майоля, Э. А. Бурделя во Франции, Э. Барлаха в Германии, И. Мештровича в Хорватии. Выражением прогрессивных тенденций рус. С. этого периода становится иск-во С. М. Волнухина, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, С. Т. Конёнкова, А. Т. Матвеева, Н. А. Андреева. Вместе с обновлением содержания меняется и художеств. язык С., повышается значение пластически-выразит. формы.

В условиях кризиса бурж. культуры в 20 в. развитие С. принимает противоречивый характер и зачастую связано с различными модернистскими течениями и формалистическими экспериментами кубизма (А. П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. Габо, А. Певзнер), сюрреализма (X. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Колдер) и т. п. Модернистские тенденции в С., нарывающие с нац. реалистич. традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко - к созданию декларативно антигуманистич. образов.

Модернистским течениям последовательно противостоит сов. С., развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе к-рого были созданы первые революц. памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произв. монументальной С. В памятниках, сооружённых в 20-30-х гг. (В. И. Ленину, скульптор С. А. Евсеев, илл. см. т. 14, табл. XXIV, стр. 320 -321, и С. М. Кирову, скульптор Н. В. Томский,- в Ленинграде; К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров, илл. см. т." 16, табл. IX, стр. 96, и Н. Э. Бауману, скульптор Б. Д. Королёв,-в Москве; Т. Г. Шевченко в Харькове, скульптор М. Г. Манизер, илл. см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288-289), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные обществ. здания, станции метрополитена, всесоюзные и междунар. выставки ("Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной; илл. см. т. 17, табл. XIII, стр. 144), ярко проявилось социалистич. миропонимание, реализовались принципы народности и партийности сов. иск-ва. Центральными в С. 20-30-х гг. становятся тема революции ("Октябрь" А. Т. Матвеева; илл. см. т. 4, табл. III, стр. 48-49), образ участника революц. событий, строителя социализма. В станковой С. большое место занимают портрет ("Лениниана" Н. А. Андреева; работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.), а также изображение человека-борца ("Булыжник -оружие пролетариата" И. Д. Шадра; илл. см. т. 4, табл. III, стр. 48-49), воина ("Часовой" Л. В. Шервуда; илл. см. т. 22, табл. XXX, стр. 304-305), рабочего ("Металлург" Г. И. Мотовилова; илл. см. т. 17, стр. 62). Ра