БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121веносными и лимфатич. сосудами, нервными окончаниями. В ней осуществляются обменные процессы между синовиальной жидкостью и кровью. См. также Состав.

СИНОД (от греч. synodos- собрание), собрание высших духовных лиц в ряде православных и протестантских церквей; высший орган управления православной церковью в России нач. 18 - нач. 20 вв., после 1917 - совещательный орган при патриархе московском и всея Руси. В России был создан в 1721 взамен упразднённого патриаршества. В ведении С. находились дела чисто церк. характера (истолкование церк. догм, распоряжения по церк. обрядности и молитвам); церк.-адм. и хоз. управление (назначение и увольнение церк. должностных лиц, заведование церк. имуществом); дела церк.-полицейского характера (борьба с еретиками и раскольниками, заведование церк. тюрьмами, церк. цензура); суд. дела духовных лиц. С. был высшим органом по нек-рым вопросам семейного права (браки с родственниками, бракоразводные дела).

Члены С. назначались императором из высших духовных лиц. Надзор за деятельностью С. осуществлял обер-грокурор - светское лицо из военных или гражданских чинов. Власть обер-прокурора стала возрастать с конца 18 в. и особенно увеличилась в конце 19 в. при К. П. Победоносцеве. С. как гос. орган упразднён одним из первых декретов Сов. гос-ва. После восстановления в 1917 в рус. православной церкви патриаршества С. воссоздан как чисто церковный орган - совещательный совет из высших иерархов при патриархе. В его состав входят постоянные члены -митрополиты Крутицкий и Коломенский, Киевский, Ленинградский; управляющий делами моск. патриархии, пред. отдела внеш. церк. сношений моск. патриархата; временные члены - епархиальные архиереи, вызываемые поочерёдно для присутствия на одной из сессий С.

В католической церкви в 1960-е гг. учреждён епископский С. Имеются С. во главе с патриархами в нек-рых церквах, находящихся в унии с Ватиканом,-Коптская (АРЕ), Армянская (Ливан), Халдейская (Иран) и др.

"СИНОДИК ОПАЛЬНЫХ ГРОЗНОГО", составлен в 1582-83 по указу Ивана IV Васильевича Грозного с целью поминания в монастырях людей, казнённых в годы его правления. (В "С. о. Г." входит лишь часть убитых опричниками, точное же число жертв террора неизвестно.) "С. о. Г." включает подробные списки лиц, казнённых по делу о заговоре кн. В. А. Старицкого в 1567-71 (примерно 3200 чел. из 3300, записанных в "С. о. Г."), а также списки казнённых в 1564-65 и 1571-75. чС. о. Г." является одним из осн. источников по истории опричнины.

Лит.: Веселовскнй С. Б., Исследования по истории опричнины, М., 1963; С к р ы н н н к о в Р. Г., Опричный террор, Л., 1969. Р. Г. Скрынников.

СИНОДИКИ (позднегреч., ед. ч. synodikоn), 1) название особой церк. службы, составленной в Византии в память победы православной церкви над иконоборчеством в 843. Служба отправлялась один раз в год. Во время неё провозглашалась "вечная память" ревнителям православной церкви и предавались анафеме (проклятию) её враги. 2) Название списков умерших, к-рые подаются в церковь для поминания. С. бывают родовые, церк., монастырские и др. (см. также ''Синодик опальных Грозного''), являются важным историческим источником. 3) В России 2-й пол. 17-18 вв.-лит. памятник, в к-рый входили визант. и рус. сказания, а также переводные повести из "Великого Зерцала" (с 18 в.).

СИНОДИЧЕСКИЙ МЕСЯЦ (от греч. synodos - соединение, сближение), промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны (напр., новолуниями). Продолжительность С. м. непостоянна; ср. значение С. м. составляет 29,530588 ср. солнечных суток, отклонение-в пределах 13ч.

СИНОДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ОБРАЩЕНИЯ, промежуток времени, по истечении к-рого к.-л. планета, двигаясь вокруг Солнца по своей орбите, возвращается при наблюдении с Земли в прежнее положение относительно Солнца. Напр., С. п. о. Венеры является время, протекающее между последовательными одинаковыми её фазами. С. п. о. представляет собой период повторения конфигураций планет. См. также Сидерический период обращения.

СИНОЙКBЗМ (греч. synoikismos, от synoikizo - вместе заселяю), в древних гос-вах (Греции, Риме и др.) процесс слияния неск. прежде самостоятельных поселений или городов в единый полис. В результате С. постепенно ликвидировалась племенная раздробленность, возникали органы центрального управления, усиливалось экономич. единство, укреплялась воен. мощь прежде обособленных племён и общин. Наиболее известен С. 12 общин Аттики, объединившихся под властью Афин (13 - 7 вв. до н.э.).

СИНОЙКИЯ (от греч. synoikia - совместная жизнь) (биол.), одна из форм сожительства животных разных видов -квартирантства, при к-рой квартирант поселяется в жилище хозяина.

СИНОКСАЛЬ, керамич. материал на основе А12О3. Название материала образовано из начальных букв слов "синтез", "оксид", "алюминий". С. применяется гл. обр. как высокотемпературный диэлектрик, напр/ для свечей зажигания. Изделия из С. получают методами керамич. технологии (см. Керамика)/

СИНОЛОГИЯ (от позднелат. Sina - Китай и ...логия), китаеведение, комплекс наук, изучающих историю, экономику, политику, философию, язык, литературу и культуру Китая (о развитии гуманитарных наук в самом Китае см. в ст. Китай, в разделах Общественные науки, Литература). С., как и др. востоковедные дисциплины, на протяжении длит. времени представляла комплексную науку, отд. отрасли к-рой были мало дифференцированы. Начало изучению Китая положили в Зап. Европе в 17 -18 вв. франц. миссионеры (Ж. Премар, Ж. Жербильон, М. Майя и др.). Науч. основы изучения кит. филологии заложил Ж. П. Абель Ремюза, преподававший её в Парижском ун-те с 1814. В России первые работы по Китаю были написаны в 17 в. дипломатами (П. И. Годунов, Н. Г. Спа-фарий), а затем выходцами из Росс. духовной миссии в Пекине (А. Л. Леонтьев, И. К. Россохин). Исключительный вклад в рус. С. своими переводами и исследованиями по истории, этнографии, географии и лингвистике внёс Н. Я. Бичурин. Преподавание кит. яз. в России началось в 1837 (Д. Сивилов), а лит-ры - в 1851 (В. П. Васильев) в Казанском ун-те.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. мировая С. получает заметное развитие, что было связано с активизацией колон. политики держав, с ростом интереса к Китаю и с общим развитием европ. науки. В числе видных китаеведов этого времени англичане - Дж. Легг, переводчик конфуцианского канона, Г. Джайлс, составитель кит.-англ, словаря и истории кит. лит-ры; немцы - Г. фон Габеленц, автор фундаментальной грамматики, В. Грубе, исследователь кит. религий и лит-ры; французы - С. Куврёр, составитель кит.-франц. словаря и переводчик книг конфуцианского канона, С. Жюльен и особенно Э. Шаванн, переводчик и исследователь "Исторических записок" Сыма Цяня. Появились работы по междунар. отношениям Китая (англ. учёный Морс и др.); развивалась японская С, В России развитию китаеведения способствовало учреждение кафедр кит. и маньчжурского языков в Казанском ун-те (1837), Петербургском ун-те (1855), Рус. геогр. об-ва (1845), Вост. отделения Рус. археол. об-ва (1851).

Во 2-й пол. 19 в. в России появилась целая группа крупных китаеведов: В. П. Васильев - автор трудов по истории Сев.-Вост. Китая и буддизму, первых в мире "Очерков истории китайской литературы"; П. И. Кафаров - исследователь истории Китая и Монголии, буддизма, составитель (совм. с П. С. Поповым) первого большого кит.-рус. словаря; И. И. Захаров -автор труда по истории агр. отношений Китая, маньчжурист; С. М. Георгиевский - автор исследований по древней истории и мифологии Китая, а также по иероглифич. письменности; П. С. Попов - переводчик "Лунь юя" и "Мэнцзы"; А. О. Ивановский - автор мн. работ по истории, нумизматике, этнографии и литературе Китая. Эти традиции продолжали их ученики - китаеведы 20 в.: А. И. Иванов - переводчик "Хань Фэйцзы", Н. В. Кюнер - исследователь истории материальной и духовной культуры Китая, А. В. Рудаков - автор труда о восстании ихэтуаней и по истории кит. культуры и др.

Новая эпоха мировой истории, начавшаяся с победой Окт. революции 1917 в России, растущее влияние идей марксизма-ленинизма и острота идеологич. борьбы определили и новый этап в развитии двух направлений (бурж. и марксистского) в мировой С. после 1917.

В Зап. Европе, США и Японии развитие С. подталкивалось требованиями правящих кругов империалистич. гос-в. Расширение китаеведческих исследований стимулировалось также борьбой народов Востока и крахом европоцентристских теорий. В 20-30-е гг. на Западе создан ряд новых ин-тов, науч. центров, об-в по изучению Китая. До 2-й мировой войны 1939-45 создаются фундаментальные труды по истории, идеологии Китая. В числе их авторов П. Пельо, А. Кордье, М. Гране, А. Масперо, П. Демьевиль (Франция); О. Франке, А. Форке, Р. Вильхельм, Э. Хениш, Ф. Хирт (Германия); Дж. Туччи (Италия); Я. Дёйвендак (Голландия); X. Крил, Л. Гудрич, А. Хуммель (США); Ю. Андерсон (Швеция). Б. Карлгрен (Швеция) реконструировал среднекит. и древнекит. фонетику, заложил основы лингвистич. критики классич. текстов. Значит. вклад в изучение и перевод кит. лит-ры внесли А. Уэйли (Великобритания), Э. фон Цах (Австрия), Ж. Маргулиес (Франция). Появляются исс