БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121вшихся подножиями; включает действующие вулканы Прево (1360 м), кальдеру Заварицкого и Горящую Сопку. Значительны недавно действовавшие вулканы Мильна (1539 м) и Уратман с обширной кальдерой, занятой бухтой Бррутона. На склонах - ольховый и берёзовый стланики, у берегов - океанич. луга с примесью низкорослого курильского бамбука. На острове - населённый пункт Китобойный.

СИМФЕРОПОЛЬ, город, центр Крымской обл. УССР. Расположен на р. Салгир. Ж.-д. ст. Узел шосс. дорог. Аэропорт. 280 тыс. жит. в 1975 (в 1939 -143 тыс.; в 1959 - 186 тыс.; в 1970 -249 тыс.).

На месте С. в 3 в. до н. э.- 4 в. н. э. находилась столица Скифского гос-ва Неаполь Скифский, затем тат. крепость Керменчик. В 15 в. возникло тат. поселение Акмечеть, на месте к-рого в 1784 основан С.- как адм. центр Таврической обл. (в 1787-96 и с 1802 - губерния). В 19 в. местный торг. центр. В 1874 через С. прошла ж. д. Лозовая-Севастополь. В 1900 возникла с.-д. орг-ция. Советская власть установлена 13(26) янв. 1918. Был захвачен иностр. интервентами и белогвардейцами, освобождён 13 нояб. 1920. В 1921-45-столица Крымской АССР. В период Великой Отечеств. войны 1941-45 оккупирован нем.-фаш. войсками (с 1 нояб. 1941 по 13 апр. 1944). В С. действовали подпольные партийно-комсомольские орг-ции (секретарь подпольного горкома партии И. А. Козлов). После войны С. восстановлен, реконструированы и расширены пром. предприятия. С. превратился в крупный пром. центр. Главные отрасли пром-сти - пищевая (консервная, винодельческая, эфирномасличная, мясо-молочная, таб.), лёгкая (трикотажная, хл.-бум., ткацкая, швейная, кож.-обув.). Важное значение имеют машиностроение и металлообработка (з-ды: по выпуску оборудования для пищ. пром-сти, по произ-ву телевизоров, запасных деталей для с.-х. машин, авторем. и др.); хим. пром-сть (з-ды: по произ-ву изделий из пластмасс, бытовой химии). Произ во стройматериалов. Близ С.- водохранилище; ГРЭС им. В. И. Ленина.

В послевоенные годы создан общественный центр с парком, застроены жил. р-ны (в т. ч. по проспекту Ю. Гагарина, 1957-65, арх. В. П. Мелик-Парсаданов), выстроены ж.-д. вокзал (1953, арх. А. Н. Душкин и др.), Дворец пионеров и школьников (1971, арх. Б. Д. Ябчаник, Е. В. Кондрацкий). Пам. В. И. Ленину (бронза, гранит, 1967, скульптор В. Г. Стамов). В С. 3 высших уч. заведения (в т. ч. Симферопольский университет), 9 ср. спец. уч. заведений (в т. ч. техникумы ж.-д. транспорта, пищ. пром-сти, автотранспортный, общественного питания и др.). 3 театра (укр. муз.-драматич., русский драматич., кукол). Краеведческий, художественный музеи. Туристская база. Троллейбусное сообщение с Юж. берегом Крыма.

Симферополь. Железнодорожный вокзал. 1953. Архитектор А. Н. Душкин.

Симферополь. Центральный универмаг.

Лит.: Баев Е., Симферополь. Очерк-путеводитель, Симферополь, 1967; Симферополь. (Фотоальбом. Автор текста Г. Михайленко, фото Н. Плаксина], К., 1968; [Думнов Д. Ф., сост.], Симферополь. Путеводитель-справочник, Симферополь, 1973.

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.Фрунзе, организован в 1972 на базе Крымского пед. ин-та, осн. в 1925 при реорганизации Таврического (Крымского) ун-та (1918-25). В вузе работали А. А. Байков, В. И. Вернадский, Б. Д. Греков, А. Ф. Иоффе, Н. М. Крылов, Г. Ф. Морозов, В. А. Обручев, В. И. Палладии, И. Е. Таим; учились И. В. Курчатов, К. И. Щёлкин и др. В составе ун-та (1975): ф-ты - физич., математич., естеств. наук, географич., историч., филологич., романо-герм. филологии, физич. воспитания; вечернее, заочное и подготовит. отделения, 43 кафедры, вычислит. центр, зоологич. музей, уч. геобиостанция; в б-ке св. 700 тыс. ед. хранения. В 1974/75 уч. г. обучалось 5,7 тыс. студентов, работало св. 300 преподавателей, в т. ч. 22 профессора и доктора наук, 165 доцентов и кандидатов наук.

СИМФИЛЫ (Symphyla), класс мелких (до 8 мм) членистоногих из группы многоножек. Тело белое или желтоватое. На голове пара четковидных усиков и 3 пары ротовых органов. Глаз нет. Туловище с 12 парами ног; у оснований ног 3-12-й пар имеются выпячивающиеся перепончатые мешочки, через стенки к-рых происходит всасывание воды. Дыхательная система (трахеи) открывается 1 парой дыхалец на голове. Способ оплодотворения С. своеобразен: самец откладывает на стенки ходов в почве сперматофоры; самка подбирает их ротовыми органами (при этом сперма проникает в спец. полости в челюстях), затем захватывает челюстями яйцо, выходящее у неё из отверстия на 3 сегменте туловища (в это время яйцо оплодотворяется спермой), и прикрепляет его к субстрату. Из яиц выходят личинки с неполным числом туловищных сегментов (6-7). С. развиваются и живут в почве, подстилке, под камнями и т. п. Питаются гниющими растительными остатками. Иногда в теплицах вредят нежным корешкам всходов. Ок. 120 видов. Распространены на всех континентах, кроме Антарктиды; встречаются повсеместно. В СССР фауна С. недостаточно изучена. Назв. одного из сем.С. - сколопендреллы - ранее распространяли на всех С.

СИМФОНИЕТТА (итал. sinfonietta, уменьшит, от sinfonia), маленькая симфония.

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА, музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. К С. м. относят и сочинения, в к-рых привлекаются хор, певцы-солисты, но инструментальное начало господствует; понятие "С. м." распространяют и на произведения для солирующего инструмента или инструментов и оркестра (см. Концерт). Жанры С. м. разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произв., так и миниатюры. Важнейшие жанры -симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфонич. поэма, фантазия. К С. м. могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы - симфонич. картины, интермеццо. Привлечение симфонич. оркестра - высшего, наиболее развитого инструментального состава - определяет большие возможности С. м. в воплощении самого значительного и богатого содержания. Лишь условно к С. м. относят произведения, возникшие до появления симфонич. оркестра и предназначавшиеся для исполнения др. оркестровыми и ансамблево-оркестровыми составами. Это популярные в 17 в. и 1-й пол. 18 в. старинная танцевальная сюита, кончерто гроссо, ранние разновидности оперной увертюры, серенада, дивертисмент. Формирование симфонического оркестра, сложившегося к кон. 18 в., проходило параллельно с созданием новых, характерных для С. м. жанров, и в первую очередь симфонии. Видная роль в этом принадлежит мангеймской школе и в особенности венской классической школе, представителями к-рой были И. Гайдн, В. А. Моцарт (2-я пол. 18 в.) и Л. Бетховен (конец 18 - 1-я четверть 19вв.). Основы С. м. были заложены Гайдном, в творчестве к-рого произошло полное обособление ансамблевой и собственно оркестровой музыки. Важнейший вклад внесли Моцарт и Бетховен. Творчество Бетховена составляет высочайшую вершину в развитии мировой С. м. В его симфониях, а также увертюрах и концертах запечатлены величественные художеств. концепции, нашло глубокое отображение типическое для эпохи содержание. Для этих сочинений Бетховена характерен особый тип муз. развития (представленный также его квартетами, фп. сонатами и др.), необычайно последовательного и логичного, раскрывающего художеств. замысел через противопоставление контрастных тематич. элементов и их активную разработку, т. е. такой тип развития, к-рый дал основания виднейшему сов. муз. учёному Б. В. Асафьеву выдвинуть особое понятие симфонизма.

В симфонич. творчестве мн. композиторов-романтиков - Ф. Мендельсона-Бартольди, Г. Берлиоза, Ф. Листа и др.- большое значение приобретает муз. программность (см. Программная музыка). Наряду с программной симфонией культивируется и программная увертюра (в особенности у Мендельсона). Возникает и новый жанр программной симфонич. поэмы, созданный Листом и в последующее время представленный мн. сочинениями К. Сен-Санса, Р. Штрауса, а также композиторов новых нац. школ - Б. Сметаны, А. Дворжака, Я. Сибелиуса и др. В области программной симфонии вслед за Г. Берлиозом и Ф. Листом большой вклад внёс Г. Малер. Параллельно развивается и непрограммная С. м.

Важнейшее место С. м. занимает в творчестве рус. композиторов: основоположника рус. классич. симфонизма М. И. Глинки, представителей "новой русской музыкальной школы" ("Могучей кучки") М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, а также П. И. Чайковского, в последующее время - А. К. Глазунова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Они создали много значительных сочинений в самых разнообразных жанрах С. м. Традиции рус. С. м. наследуют и развивают сов. композиторы, представители разл. нац. школ. В их С. м. находит отображение новое, отвечающее сов. эпохе содержание. Крупнейшие мастера сов. симфонич. музыки-Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.

Лит.: Советская симфоническая музыка. Сб. ст., М., 1955; Попова Т. В., Симфоническая музыка, М., 1963; Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, М., 1963; Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель, 2 изд., Л., 1967; U г i с h H. Symphonic music..., N. Y., 1952; Konzertbucb. Orchestermusik, hrsg. von K. Schonewolf. Tl