БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо, напротив, стремясь полнее выявить жизнеутверждающее, героико-эпич. звучание темы (Ф. Ходлер в Швейцарии).

В России тенденциями С. окрашены элегически просветлённая живопись В. Э. Борисова-Мусатоза, испытавшего влияние Пюви де Шаванна, и творчество мн. художников "Мира искусства", отмеченное в целом созерцат. и ясным (несмотря на черты гротеска) характером, чисто эстетич. постижением прошлого, уходом от современности в ретроспективные грёзы (исключение составляли М. В. Добужинский с его урбанистич. фантомами и Н. К. Рерих, тяготевший к религ.-мистич. символике). Общая "пассеистич." тональность "Мира искусства" была идейно противоположна напряжённым духовным исканиям рус. литературного С. нач. 20 в. Ещё дальше отстоит от последнего, хотя и связанный с ним организационно (журналом "Золотое руно"), смутно-мистич., поверхностный С. участников группировки "Голубая роза", лишённый к тому же органичной стилистич. основы. Частые параллели в выборе тем и мотивов лишь подчёркивают полярность идейно-эстетич. устремлений лит-ры и живописи рус. С. Подлинной близостью к лит. С. отличается творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, пронизанное желанием осмыслить мир не только эстетически, но нравственно-философски. Ист. перелом в судьбе страны находит символич. толкование в живописи К. С. Петрова-Водкина.

С. в театре. Идея создания символистского театра следует из неоромантич. концепции органического слияния на сцене всех иск-в - синтеза, взращённого мощным муз. началом (Вагнер) либо обладающего воздействием музыки (Малларме), "идеально выражающей символ" (Андрей Белый). Возникновение театра С. в кон. 19 - нач. 20 вв. конкретно обязано: во-первых, появлению специфич. драматургич. материала, требовавшего своего адекватного воплощения (произв. Метерлинка, Верхарна, Гофмансталя, позднего Ибсена и др.); во-вторых, стремлению режиссёров-символистов, порвавших с традициями реалистич. . театра, сильнее подчеркнуть роль подтекста в драме, заострить её образный строй и муз. ритм спектакля, утвердить на сцене идею "условного театра" ("действия-символа"), обратить спектакль в обрядовое действо, в к-рое вовлекался бы и зритель; в-третьих, настойчивой "экспансии" на сцену пластич. иск-в (гл.обр. живописи), желанию художников, близких к С., активнее участвовать в создании спектакля-организма, определяя в значит. степени его характер (в основном - в оперно-балетном театре). Для символистского театра в целом характерны тяготение (как драматурга, так режиссёра и художника) к стилизации драматич. форм прошлого-др.-греч. трагедий, ср.-век. мистерий и мираклей, установление на сцене полного диктата режиссёра и более или менее последовательное осуществление принципа "театра марионеток". В зап.-европ. театре С. проявился в деятельности парижских студийных театров, возглавлявшихся П. Фором, О. М. Люнье-По и Ж. Руше, в творчестве реж. А. Аппиа в Швейцарии, Г. Крэга в Великобритании, Г. Фукса и отчасти М. Рейнхардта в Германии.

В России развитие символистского театра было крайне противоречивым, несмотря на возникшую с нач. 1900-х гг. обширную драматургию С. (произв. И. Ан-ненского, Брюсова, Сологуба, Блока, Вяч. Иванова и др.), общность надежд на синтез иск-в в совр. театре (сб. ст. "Театр", 1908), разработанную эстетич. программу театра С.- особенно чётко в выступлениях Иванова с его проповедью "соборного иск-ва" (сб. "По звёздам", 1909). Однако претворение идей С. на сцене носило или эклектич., или явно декадентский характер или подменялось поисками чисто зрелищных эффектов, отвлечённой, условной декоративностью постановок (творчество В. Э. Мейерхольда). Мейерхольд, обращавшийся преим. к драмам зап.-европ. символистов и неоромантиков, в теории (сб. "О театре", 1913) и на практике (в сотрудничестве с живописцами символистского толка - Н. Н. Сапуновым, С. Ю. Судейкиным и др.) настойчиво утверждал собств. теорию "стилизации" (т. е. создания "общего духа" спектакля), часто сводя раскрытие символич. смысла драмы, игру актёров к живописной выразительности и муз. пластичности мизансцен ("Сестра Беатриса" Метерлин-ка в Театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, 1906, и др.). Исключением явилась постановка Мейерхольдом в 1906 "Балаганчика" Блока (Театр Комиссаржевской, оформление Сапунова, музыка М. А. Кузмина), органично объединившая устремления драматурга, режиссёра, художника и композитора, однако прозвучавшая как пародия на "ортодоксальный" С. Удачной среди ряда попыток поставить символистские драмы на сцене Моск. Художеств. театра была работа К. С. Станиславского над "Синей птицей" Метерлинка (1908). Ок. 1910 на фоне общего кризиса рус. С. происходит и разочарование в возможностях символистского театра. Драматургия С. продолжает развиваться в рамках собственно лит-ры; режиссёры (Мейерхольд, Н.Н.Евреинов и др.), а за ними и художники обращаются к опере, балету, пантомиме, к реставрации театр. зрелищ различных эпох, к классич. репертуару, сочетая традиц. театр. формы с общими принципами "условного действия". Анализу противоречий, заложенных в самой идее совр. театра С., был посвящён ряд статей А. Белого.

С.- сложное и неоднозначное явление в художеств. культуре рубежа 19-20 вв. В нём выразилось предчувствие и ожидание грандиозных социальных ист. перемен и одновременно - страх перед ними, острое неприятие бурж. миропорядка ("страшного мира") и мотивы декадентства, принятие революции и религиозно-мистич. устремления.

Влияние С. испытали разнообразные художеств. течения 20 в. (экспрессионизм, сюрреализм, отчасти футуризм и др.). Его эстетич. доктрина осталась достоянием истории; но художеств. практика крупных поэтов-символистов вошла живым наследием в иск-во 20 в.

Илл. см. на вклейке, табл. XVIII (стр. 432-433).

Лит.: Горький М., Поль Верлен и декаденты. Собр. соч. в 30 тт., т. 23, М., 1953; Горький и советские писатели, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963: Луначарский А., Собр. соч., т. 1, 4-6, М., 1964-65.

С. в лит-ре. Балашов Н. И., Символизм. Малларме, Рембо, Верлен, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; его же, [Послесловие], в кн.: Бодлер М., Цветы зла, М., 1970; его же, [Предисловие], в кн.: С а н д р а р Б., По всему миру и в глубь мира, М., 1974; I v a п о v V., Symbolismo, в кн.: Enciclopedia Italiana, т. 31, Roma, 1936; Holthusen J., Studien zur Asthetik und Poetik des russischen Symbolismus, Gottingen, 1957; S t e p u n F., Die Wege des Symbolismus, в кн.: Orbis scriptus. Munch., 1966.Бальмонт К., Горные вершины. Сб. ст., кн. 1, М., 1904; Анненский И., Книга отражений, кн. 1, СПБ, 1906; Белый А., Символизм, М., 1910; его же, Арабески. Книга статей, М., 1911; "Аполлон", 1910, № 8, 9, 11 [полемика о С.: статьи Блока, Брюсова, Вяч. Иванова, Белого]; Иванов Вяч., Борозды и межи. Сб. ст., М., 1916; Соловьёв В л., Русские символисты, Собр. соч., т. 6, СПБ, 1912; Литературное наследство, т. 27 - 28, М., 1937 [ст. о С. и публикация материалов]; Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974; Максимов Д., Поэзия и проза Ая. Блока, Л., 1975; Михайловский Б. В., Из истории русского символизма, в его кн.: Избранные статьи о литературе и искусстве, М., 1969; ДолгополовЛ., Поэзия русского символизма, в кн.: История русской поэзии, т. 2, Л., 1969; Валентинов Н., Два года с символистами, Stanford, 1969; Модернистские течения и поэзия межреволюционного десятилетия, в кн.: Русская литература конца 19 - нач. 20 вв. 1908-1917, М., 1972; Аверинцев С., Поэзия Вячеслава Иванова, "Вопросы литературы", 1975, N° 8; История русской литературы конца 19 -нач. 20 в. Библиография, указатель, М. - Л., 1963.
С. в изобразит. иск-ве.Ревалд Дж., Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена, [пер. с англ., т. 1, Л.- М., 1962]; Всеобщая история искусств, т. 5-6, кн. 1 - 2, М., 1964 - 66; Denis M., Theories. 1890-1910, 4 ed., P., 1920; Chasse С h., Le mouvement symboliste dans 1'art du XIX siecle, P., 1947; Christqffel U., Malerei und Poesie. Die syinbolistische Kunst des 19. Jahrhunderts, W., [1948]; Hofstatter H. H., Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende, Koln, 1965; его же, Idealis-mus und Symbolismus, [W.- Munch., 1972].

С. в театре. Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.- М., 1939; Ростоцкий Б. И., Модернизм в театре, в кн.: Русская художественная культура конца XIX - нач. XX века. (1895-1907), кн. 1, М., 1968; Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - нач. XX века, М., 1970; Родина Т. М., А. Блок и русский театр начала XX века, М., 1972; К n о w I e s D., La reaction idealiste au theatre depuis 1890, P., 1934; D h о m m e S., La mise en scene contemporaine d'Andre Antoine a Bertolt Brecht, [P., 1959].

Л. К. Долгополое, В. А. Калмыков.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, то же, что математическая логика, т. е. "логика по предмету, математика по методу" (П. С. Порецкий), или "логика, изучаемая посредством построения формализованных языков" (А. Чёрч).

Термин "С. л." акцентирует внимание на том обстоятельстве, что основными элементами формализованных языков, сл